Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Авторы:
Город:
Альметьевск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ     «налогоплательщиками  налога  на  добычу полезных  ископаемых)  признаются  организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].

Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ "О недрах". Существовало 4 вида платежей:

–                    сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

–                    платежи за пользование недрами;

–                    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

–                    акцизы.

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.

Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в

двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.

Акцизами облагались три вида минерального сырья: нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

С 1 января 2002 года взамен данных трех видов налога вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является сменой действующих налогов, но между ними есть существенные отличия.

Схемы уплаты по этим налогам были нечувствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в достаточно невысоких бюджетных поступлениях - около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Введение НДПИ было проведено для того, чтобы при высоки ценах на нефть было увеличение поступлений в бюджет и для создания условий для повышения собираемости этого налога. Размер ставки налога был поставлен в прямую зависимость от мировых цен на нефть. Для стимулирования легализации объемов добытой нефти правительство использует право предоставления доступа к трубопроводному транспорту. Таким образом, возможность экспортировать сырье в определенной степени зависит от объема уплаченных налогов.

На сегодняшний день Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть[3]:

–                    полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;

–                    полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;

–                    полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Плательщиками НДПИ являются организации, либо индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых[3].

В данной статье рассмотрим, как исчисляется НДПИ на нефть в 2017 году. Формула вычисления НДПИ[2]:

НДПИ = 470* Кц* Кв*Кз,                                     (1.1)

где Кц- Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:


Кц = (Ц − 15)x Р/261 ,                                      (1.2)



где Кв-коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр.

Кв = 3,8 − 3,5 x N/V,                                           (1.3)

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по     данным     государственного    баланса    запасов    полезных    ископаемых     утвержденного     в     году, предшествующем году налогового периода;

V - начальные извлекаемые запасы нефти.

Кз - коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр.

Кз = 0,125 х Vз + 0,375,                                                  (1.4)

где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн.

Кз принимается равным 1 в случае: если величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05.

Ст.342 п.1 гласит: «Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в случае[1]:

–                    полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

–                    полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

–                    нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн.

–                    сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);

–                    нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн

–                    Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года;

–                    и другие.

Таким образом, можно сказать, что в России основная поддержка государства - в виде 0% НДПИ некоторых участков нефти и в расчете формулы НДПИ используются разного рода понижающие коэффициенты.

Сравним долю налога за пользование недрами и долю НДПИ в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2001 и в 2017 году. В 2001 году налоговые доходы в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 2345000 тыс.руб., из них платежи за пользование недрами – 135700 тыс.руб., что в процентном соотношение составляет – 5,79%(рис 1)[5].


На настоящий момент времени, в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ, на долю НДПИ приходится 22,7% (рисунок 2),то есть преобладающая часть поступлений в бюджет – поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых[6].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реформа, связанная с изменением налога на добычу полезных ископаемых привела к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет в несколько раз, следовательно, и к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.

 

Список литературы

 

1.       Бобылев Ю. статья «Двадцать лет отечественной нефти», журнал «Нефть России» №11, 2012г., стр.6;

2.       Налоговый кодекс РФ;

3.       Фролова    Т.А.   «Налогообложение   предприятия» Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010;

4.       Энциклопедия «Википедия»;

5.       http://www.gks.ru/;

6.       https://www.nalog.ru.