Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА В МЕТОДИКУ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    За прошедшие более 20 лет рыночного развития в России сформировался рынок негосударственных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Сегодня негосударственные образовательные организации дополнительного профессионального образования (НОО ДПО) активно используют в управлении функции менеджмента, в том числе и аналитическую, на наш взгляд очень важную. На этапе анализа определяются факторы, влияющие на конечные результаты, из которых положительно влияющие трансформируются в «движущую силу», с помощью которой можно изменять ситуацию в нужную сторону. Однако на сегодняшний день не существует единой методики анализа НОО ДПО.

    Рассмотрев и проанализировав общеизвестные аналитические методы, мы пришли к выводу, что интеграция таких методов как карта стратегических групп конкурентов, пять сил Портера, бэнчмаркинг, SWOT- анализ, матрица БКГ и STEP анализ в единую методику комплексного анализа деятельности образовательной организации наилучшим образом покажет реальное состояние дел и наличие перспектив в НОО ДПО.

   Разрабатываемая методика состоит из трѐх последовательных этапов: предварительный, анализ, результат.

    Первый этап включает в себя определение цели и задач анализа, определения последовательности шагов и построение плана работ.

    Второй этап – сбор информации, включающий в себя: сведения о состоянии внешней макро и микро среды, и внутренней среды – формируемые на основании исследований, обзоров и контроля.

     Третий этап состоит из оценки и обработки полученных результатов (выводы), сравнения реальной ситуации с эталоном (установленными или предполагаемыми требованиями), фактическими данными прошлых лет, выявления причинно-следственных связей, выделения факторов и определение степени их влияния на результат.

     В основе комплексного анализа используется метод анализа ситуаций, дающий возможность глубокого и детального исследования сложившейся в НОО ДПО ситуации. При этом ситуация рассматривается как совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный период или событие деятельности образовательной организации и испытывающая потребность в соответствующей оценке и действиях.



Сама же методика анализа состояния, в основе которой лежит матричный SWOT-анализ, в схематичном варианте представлена на Рисунке 1.


     Рис.1. Методика анализа состояния негосударственной образовательной организации Предложенная методика предполагает сегментацию анализа и включает в себя:

1)   анализ внутренней среды: педагогический и инфраструктуры;

2)   анализ внешней среды: микросреды и макросреды.

    Анализ внутренней среды целесообразно начинать с педагогического анализа, задачами которого являются:

1)   анализ учебной программы, кадрового потенциала, средств обучения;

2)       изучение путей достижения конкретных результатов работы образовательной организации, еѐ подразделений, отдельных преподавателей и обучающихся и анализ различий в ключевых показателях достижения этих результатов;

3)     выявление основных факторов, влияющих на уровень успеваемости обучающихся и степени такого влияния;

4)   анализ взаимодействия образовательной организации с окружающей еѐ внешней средой.

    Педагогический анализ позволяет выявить степень соответствия ресурсного обеспечения учебного процесса образовательным результатам, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, а также соответствие процесса и условий результатам по направлениям обучения. Таким образом, оцениваются основные критерии качества образования – условия, процесс и результат.

     Источниками такого анализа являются систематизированные данные контроля, материалы параметрического (ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса) и тематического анализов: информация посещѐнных уроков, образовательная документация, степень обученности обучающихся, итоговые работы обучающихся, данных об использовании современных технологий обучения и технологий здоровьесбережения, анкетирования и другие.

     Проводя педагогический анализ целесообразно использовать SWOT - и матрицу БКГ. SWOT-анализ направлен на определение и оценку сильных и слабых сторон внутренней среды организации, которые связаны с человеческим фактором (педагогический состав), результатами деятельности, учебным процессом, технологиями и средствами обучения, организацией, условиями и ресурсами. Второй составляющей данного анализа является установление возможностей (объективных моментов благоприятно действующих по отношению к НОО ДПО, его целям) и угроз (опасностей), которые создает внешняя среда организации.

    На основании полученных данных за учебный год содержащих сведения о реализации образовательных услуг, темпе роста рынка образовательных услуг, доли образовательных услуг на рынке, строится матрица БКГ, дифференцирующая оказываемые образовательные услуги по степени ликвидности. Применение матрицы БКГ позволяет учитывать, при разработке ассортиментной политики, сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка, конкурентов, прибыльность той или иной образовательной услуги.

    Таким образом, посредством педагогического анализа, проводимого с помощью диагностических и оценочных процедур, мы получаем информацию о ходе и результатах образовательной деятельности, качестве образования, особенностях проявления отдельных сторон педагогического процесса, их взаимодействия с другими процессами  деятельности и  системой управления в целом, выявляем нарушающие его причины и определяем положительные тенденции.

Анализ инфраструктуры образовательной деятельности строится на основе матрицы SWOT-анализ в следующих направлениях: управление, организация, финансы, нормативно-правовое обеспечение, и решает следующие задачи:

-   определение текущего состояния, анализируемых направлений на момент анализа,

-   выявление тенденций и закономерностей в развитии исследуемых направлений за обозреваемый период,

-    установление факторов, отрицательно влияющих на состояние исследуемых направлений и выявление резервов, которые можно использовать для улучшения состояния организации,

-       выработка рекомендаций, направленных на улучшение состояния и развитие образовательной организации.

    Анализ управления служит средством установления причин возникновения определенного состояния образовательных и иных процессов происходящих как внутри организации, так и в сфере ее взаимодействия с внешним миром. Проводимый на основе статистических данных и анкетирования сотрудников, управленческий анализ даѐт информацию об участках управления, требующих изменений, определяет степень воздействия управленческих решений на общий результат деятельности образовательной организации и как следствие выявляет результативность управленческой деятельности.

   Выявление организационной эффективности, посредством контрольных и статистических данных, опроса и анкетирования сотрудников, обнаруживает причины несостоятельности или положительных тенденций одного или нескольких составляющих организационной структуры и еѐ обеспечения.

     Анализ эффективности финансовой деятельности образовательной организации, осуществляемый на основании данных бухгалтерского учета, статистического наблюдения и налоговой отчетности раскрывает реальное финансовое благополучие и определяет причины положительных и отрицательных финансовых результатов, что позволяет руководящим органам при принятии управленческих решений выбирать наиболее эффективные пути привлечения и расходования денежных средств.

    Анализ нормативно-правового обеспечения осуществляемый при помощи мониторинга законодательной базы, регулирующей образовательную деятельность и локальных нормативных актов, принимаемых на уровне организации, вскроет причины осуществления деятельности организации в том или ином направлении.

    Таким образом, внутренний анализ даст оценку: 1) элементов управляющей системы (общих и специфических функций управления, методов управления и др.), 2) качественных сторон элементов обучающей системы (образовательные услуги, педагогический состав, личную эффективность сотрудников их мотивацию и другие), 3) системе обучения (элементов входа, выхода, процесса обучения), 4) уровню эффективности использования образовательным учреждением финансовых и иных материальных ресурсов, и выявит степень их влияние на работу в образовательной организации в целом и еѐ развитие.

    Возможности и угрозы со стороны внешней среды и степень их влияния на образовательную организацию оцениваются посредством анализа микросреды и макросреды. Анализ микросреды, проводимый при помощи построения матрицы - карта стратегических групп конкурентов, позволяет оценить какие у образовательного учреждения конкурентные позиции на рынке образовательных услуг, проанализировать конкурентные характеристики других учебных заведений.

    Модель 5 сил Портера дает представление о перспективности рынка образовательных услуг и их потенциальной прибыльности, реальном конкурентном положении образовательного учреждения. Анализ макросреды, реализуемый с помощью STEP анализа, указывает состояние основных факторов внешней среды: социального, технологического, экономического и политического. Таким образом, внешний анализ изучает так называемую «среду бизнеса образовательной организации», выявляя признаки возможных изменений, которые в той или иной мере смогут оказать воздействие на деятельность образовательной организации.

    Анализируя результаты оценки внешней среды, образовательная организация определяет возможности сведения к минимуму опасности, исходящие от неѐ, посредством имеющегося потенциала. Тем самым, соотнося возможности и угрозы внешней среды с внутренними ресурсами, определяется в стратегическом направлении развития.

    Полученные данные обрабатываются и систематизируются по принципу SWOT-анализа. Таки образом, полученная матрица отражает полную и достоверную информацию о ситуации в образовательной организации на конкретный момент. Составленная матрица несѐт в себе черты и проблемно-ориентированного анализа, осуществляемого путем выявления проблем (определения разрывов между желаемым, ожидаемым и реально существующим) и установления причинно-следственных связей (определение причин возникновения существующих проблем, выявление взаимосвязей между ними).

    Для более полного анализа имеет смысл применить элементы бенчмаркинга. Внутренний бенчмаркинг: сравнить эффективность работы различных структурных подразделений, и проанализировать показатели достижения результатов. Внешний бенчмаркинг: сравнить позиции прямых конкурентов с аналогичными позициями анализируемого учебного заведения. Целью, такого сравнения, является овладение и применение наилучшей практики.

    Комплексный анализ деятельности образовательной организации целесообразно проводить одни раз в год, по окончании учебного процесса (май) или календарного года (декабрь). Периодичность и срок проведения анализа может варьироваться в зависимости от ряда факторов: влияние внешней среды, возникшая проблема в любом элементе системе управления.

    Предложенная методика является своего рода уникальной, поскольку она позволяет привести в систему результаты наблюдений и локальных обследований всех составляющих элементов образовательной организации, и представить в виде аналитической справки достаточно целостную картину еѐ жизнедеятельности, востребованную для принятия управленческих решений и совершенствования системы правления негосударственной образовательной организации дополнительного профессионального образования в целом.

    Особенность данной методики - гибкость, каждая образовательная организация может вносить свои изменения и дополнения. Объекты, подлежащие обследованию, весьма разнообразны, к ним относятся все ресурсы организации: деятельность администрации организации, преподаватели, обучающиеся, методы обучения, средства обучения, финансы и так далее. Инструментарий, выбранный нами, тоже достаточно разнообразен: анкеты, тесты, наблюдения, отчѐты, аналитические модели, карты и матрицы. Система показателей для анализа деятельности образовательной организации должна основываться на конкретных показателях, характеризующих достижение заданных результатов, а также на возможности выявления потенциальных отрицательных факторов и их устранение или превращение в пользу для достижения планируемых результатов. Система показателей должна быть сформирована таким образом, чтобы проиллюстрировать механизм действия факторов, влияющих на результативные экономические показатели.

    Преимущество методики состоит в том, что еѐ можно использовать как комплексно, так и в отдельных сегментах деятельности, что позволяет использовать еѐ в любой период жизнедеятельности организации и при любых обстоятельствах. Даѐт возможность определения сегмента эталона и анализа различий в ключевых показателях с другими сегментами, с целью использования передового опыта эталона в других менее успешных областях деятельности для сокращения отрыва. Кроме того, по нашему мнению интеграция выбранных нами методов, позволит полно и всесторонне провести анализ состояния образовательной организации.

    Таким образом, предложенная методика анализа оценит исследуемые явления, установит причинно- следственные связи и степень влияния отдельных факторов на результат, проанализирует передовой опыт сегментов организации и конкурентные характеристики других учебных заведений, что будет способствовать принятию компетентных решений направленных на развитие системы управления образовательной организации, внедрению лучшего опыта.