Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   В данной статье дается понятие электронного бизнеса, определяется его функциональность и значимость для современной экономики, рассматриваются основные вопросы динамично развивающейся электронной коммерции, а так же выделяются ключевые моменты ее специфики. Авторами раскрываются проблемы ведения Интернет – бизнеса в России, его формы и инструменты, анализируются функциональные модели основных секторов электронной торговли.

   Ключевые слова: интернет-торговля, электронный бизнес, электронная коммерция, сетевая экономика. Что такое электронный бизнес

   Для начала введем понятие электронного бизнеса, которое будет использоваться в данной статье. Под электронным бизнесом будем понимать все бизнес-процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет. К таким процессам относят: коммерцию, маркетинг, финансовый анализ, платежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров и другое [8]. Электронную коммерцию можно считать одним из значимых электронных бизнес процессов. Электронной коммерция (e-commercial) представляет собой любую сделку по обмену товарами и услугами, совершаемую через сеть Интернет и приводящую к передаче прав собственности или права пользования ими [6].

   Электронная коммерция охватывает внешние процессы, связанные с клиентами, поставщиками, партнерами и включает в себя продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, покупку сырья и его поставку для производства, а также приобретение косвенных эксплуатационных расходов.

   Электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами человеческими ресурсами.

   Таким образом, электронная коммерция входит в понятие электронный бизнес. Стоит различать эти два понятия.

   Поскольку электронному бизнесу на практике присуще различные методы, формы и виды, рассмотрим его классификацию.

   Целями организации электронного бизнеса могут быть как создание нового бизнеса, так и его разработка в дополнение к уже функционирующему традиционному бизнесу. Основой создание могут быть как стационарные персональные компьютеры, так и мобильные электронные устройства (стоит заметить, что в 2014 году в России уже 30% пользователей используют мобильные устройства для выбора товара, а 17% - совершают с их помощью интернет-покупки). Важным этапом становится выбор целевой группы потребителей: B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес для потребителя/розничный сектор), C2C (потребитель для потребителя), B2G (бизнес для правительства), G2C (правительство для гражданина). Электронный бизнес отличается по своему функциональному назначению на информационно-рекламный, торговый, финансовый, коммуникационный. Данный тип бизнеса может создаваться на арендной или заказной основе, а также быть самостоятельно организованным [7].

   К основным видам электронного бизнеса относятся: торговые площадки; электронное управление закупками; порталы; организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей; финансовые услуги (интернет-платежные системы, обменные пункты, интернет-банкинг, онлайн-трейдинг); инвестиционные фонды; интернет-магазины; контент-проекты; информационные посредники; информационный бизнес в Интернете; интернет-маркетинг); рекламный бизнес; услуги связи и средства общения; WEB-мастеринг; MLM или сетевой маркетинг разработка ПО и цифровых товаров; услуги сервис-провайдеров; предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение и др.); игорный бизнес в сети партнёрские программы; интернет-франчайзинг; интернет-лизинг [5].

    Интернет-магазины являются лишь небольшой частью электронной коммерции. Они наиболее близки и к нашей обыденной жизни и поэтому привлекают внимание потребителей в первую очередь. Реальный же бизнес лежит в сфере business-to-business. Так по мнению генерального директора «ОАО русские ВАБ ресурсы» Алексея Рубцова, в России наблюдается необычный процесс формирования B2B-рынка: «С одной стороны, явно опережающими темпами идет формирование инфраструктуры в виде B2B-сервисов разнообразных проектов, а с другой — все большее количество предприятий  так или иначе начинают использовать интернет в своей деятельности. Вопрос лишь в том, насколько предлагаемые сервисы будут востребованы российскими предприятиями. Сейчас можно говорить о том, что основная масса еще не готова к полноценному использованию торговых систем. При этом каталоги товаров, доски объявлений по спросу и предложению уже находят свою аудиторию» [3].

   Поскольку рынок B2B в России только формируется, а электронный бизнес B2C набрал хорошие обороты, проведем анализ его основных показателей.

   При численности населения в возрасте от 18 до 64 лет в 97 млн. человек [4] и количестве пользователей интернета в этом возрастном диапазоне 74 млн. человек, проникновение электронной коммерции находится на уровне 34%, то есть в 2014 годя было 25,4 млн. онлайн-покупателей. За 2014 год количество онлайн-покупателей возросло на 37%.

   Объем российского рынка интенет-торговли материальными товарами за 2014 год составил 560 млрд. рублей, что на 35% больше прошлогоднего значения данного показателя.

   В 2014 году совершено 195 миллионов покупок (в том числе трансграничных).

   Стоит отметить, что объем заказов, совершенных за рубежом, в 2014 году составил 47 миллионов, при этом 33 миллиона заказов совершено в Китайских интернет-магазинах и 14 миллионов заказов в других странах (рост, в сравнении с 2013 годом, составил 135%).

   В таблице представлена динамика размера внутрироссийского рынка онлайн-торговли (Табл.1)



Таблица 1 Динамика размера рынка без учета транзграничных покупок


 

Год

Объем рынка,

млрд. руб.

Номинальны

й рост

Инфляционный

рост

Реальный

рост

2010

180

2011

235

31%

2%

28%

2012

315

34%

5%

28%

2013

415

32%

5%

25%

2014

560

35%

15%

17%

 

   Как видно из таблицы, на внутрироссийском рынке онлайн-торговле наблюдается увеличение размеров объемов рынка, но реального роста, ввиду высокой инфляции, не наблюдается.

    Средний чек онлайн-покупок в 2014 году, включая стоимость доставки, составил 3 300 рублей [2]. На диаграмме представлена доля ТОП 5 товарных категорий, выделенных по количеству заказов, от всего рынка интернет-торговли в России:


Рис.1.

 

   Диаграмма. ТОП 5 товарных категорий (по количеству заказов), их доля от всего рынка интернет-торговли Проанализировав основные показатели результатов деятельности интернет-торговли в России в 2014 году перейдем к рассмотрению проблем и сдерживающих развитие факторов электронного бизнеса.

   Так на основе проведенного экспертами Data Insight аналитико-консалтингового исследования Ecommerce Barometer 2015, можно выделить следующие основные тренды и проблемы электронной коммерции в России [1].

    К сдерживающим факторам относятся:

1.     Состояние экономики  (падающая покупательская способность  населения,  скачки валютных курсов съедают прибыль длинных закупках).

  Значительная часть товаров на электронном рынке является импортной, поэтому в 2015 году цены на него  довольно существенно выросли. А товар, производимый на территории России имеет существенную импортную составляющую.

2.     Недоступность кредитования (заемные средства для компаний стали менее доступными, а если и выдаются то на гораздо более жестких условиях и под более высокие проценты»

3.   Нечеткость законодательства.

4.   Недоверие к электронному бизнесу в целом.

5.   Отсутствие кадров.

6.   Плохой менеджмент.

7.   Слабая технологическая развитость рынка, как магазинов, так и поставщиков.

8.   Отсутствие стандартов бизнес-процессов, особенно со стороны логистов.

   По мнению ведущего аналитика направления «Логистика» компании Data Insight Варвары Нехиной «в то время как все привычные составляющие логистического бизнеса, в силу разных причин, сокращаются, доставки для интернет-магазинов по нашей оценке растут в среднем по рынку более чем на 20% в год. Количество отправлений интернет-продавцов в I половине 2015 года составило 73 млн. рублей, что на 8% больше, чем годом раннее. Неудивительно, что интернет-магазины как клиенты очень интересны всем без исключения логистическим компаниям».

9.       Высокие налоги («сегодня иностранные интернет-компании, которые обслуживают российских потребителей, в России налогов не платят. И получается, что любая российская компания изначально оказывается в худшем положении, потому что НДС составляет 18%») [1].

10.    Много бумажной работы, бухгалтерии.

   Решение данных проблем возможно лишь при активном участии государства, а именно:

1.    Развитие почтовой и логистической инфраструктуры (особенно дальнейшее развитие Почты России, поскольку 60% онлайн-покупателей в России получили за 2014 год хотя бы одну посылку Почтой России).

2.   Изменение налогообложения (облегчение, упрощение, льготные периоды).

3.   Таможенное регулирование (облегчение экспорта).

4.      Изменение законодательства в вопросах регулирование торговли (упорядочивание, приведение в соответствие с реалиями).

5.    Контроль качества сервиса на рынке, возможно сертификация, решение проблемы недобросовестных магазинов-однодневок.

7. Решение проблем, связанных с трансграничной торговлей.

   В ходе проведенного исследования электронного бизнеса в России, можно сформулировать следующие варианты его развития:

1.    Многие участники рынка электронной торговли видят возможности для развития интернет-магазинов исключительно во внутреннем развитии (а не на рынке как таковом).

    Стоит учесть, что онлайн-торговля как отдельное направление, то есть чистый онлайн, без дополнения к традиционному бизнесу не очень свойственен российским реалиям.

2.     Ввиду того, что в настоящее время в экономике России присутствует кризис, это рассматривается некоторыми игроками рынка как отличная возможность для возможности увеличения сферы влияния, то есть захвата доли рынка (обратная сторона кризиса).

3.     Выход интернет-магазинов на рынке соседних стран (Казахстан, Беларусь, страны СНГ, Восточная Европа и др.). для этого, как отмечалось ранее необходима помощь государства – упрощение таможенных процедур, субсидии на доставку в эти страны, снижение сборов (в том числе таможенных), информационная поддержка.

   Таким образом, дальнейшее развитие электронного бизнеса в России возможно лишь при тесном сотрудничестве государства и предпринимателей.

 

Список литературы

1.      Егорова А.Ю. Моделирование связей между работами. Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Труды I научно-практической студенческой конференции (23 апреля 2015 г.), том II, изд-во«Мининский университет», 2015, с.216-219.

2.      Егорова А.Ю., Монтлевич В.М. Решение задачи распределения взаимосвязанных работ в заданном интервале времени. «Математика, экономика и управление», сборник факультета ЭиУ, Т1 №1 Самара,«Самарский университет», 2015, с.50-53.

3.      Егорова А.Ю., Монтлевич В.М. Моделирование технологических связей комплекса взаимосвязанных работ. Вестник Самарского государственного университета, Самара, изд-во «Самарский  университет» 2014, №8 (119), с.259-263.

4.      Исследование «Интернет-торговля в России. Годовой отчет 2014» Data Insight.

5.      Рубцов       А.       Российский       бизнес       на      пути       к       использованию      торговых      систем.       URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/online/interview/rwr/.

6.      Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

7.      Финансовая библиотека. URL: http://www.financialguide.ru/encyclopedia/e-business.

8.      Сидорова О.В. Электронный бизнес в современной экономике // Проблемы современной экономики. – 2010. – №2. – с. 51-54. СТАТЬЯ 3.

9.      Черноиванов А.П. Направления развития электронного предпринимательства в современной России // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». – 2011. – №3. – с. 155-161. СТАТЬЯ 2.

10.   Черноиванов А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №8. – с. 221-227. СТАТЬЯ 1.