12 января 2016г.
В данной статье дается понятие электронного бизнеса, определяется его функциональность и значимость для современной экономики, рассматриваются основные вопросы динамично развивающейся электронной коммерции, а так же выделяются ключевые моменты ее специфики. Авторами раскрываются проблемы ведения Интернет – бизнеса в России, его формы и инструменты, анализируются функциональные модели основных секторов электронной торговли.
Ключевые слова: интернет-торговля, электронный бизнес, электронная коммерция, сетевая экономика. Что такое электронный бизнес
Для начала введем понятие электронного бизнеса, которое будет использоваться в данной статье. Под электронным бизнесом будем понимать все бизнес-процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет. К таким процессам относят: коммерцию, маркетинг, финансовый анализ, платежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров и другое [8]. Электронную коммерцию можно считать одним из значимых электронных бизнес процессов. Электронной коммерция (e-commercial) представляет собой любую сделку по обмену товарами и услугами, совершаемую через сеть Интернет и приводящую к передаче прав собственности или права пользования ими [6].
Электронная коммерция охватывает внешние процессы, связанные с клиентами, поставщиками, партнерами и включает в себя продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, покупку сырья и его поставку для производства, а также приобретение косвенных эксплуатационных расходов.
Электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами человеческими ресурсами.
Таким образом, электронная коммерция входит в понятие электронный бизнес. Стоит различать эти два понятия.
Поскольку электронному бизнесу на практике присуще различные методы, формы и виды, рассмотрим его классификацию.
Целями организации электронного бизнеса могут быть как создание нового бизнеса, так и его разработка в дополнение к уже функционирующему традиционному бизнесу. Основой создание могут быть как стационарные персональные компьютеры, так и мобильные электронные устройства (стоит заметить, что в 2014 году в России уже 30% пользователей используют мобильные устройства для выбора товара, а 17% - совершают с их помощью интернет-покупки). Важным этапом становится выбор целевой группы потребителей: B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес для потребителя/розничный сектор), C2C (потребитель для потребителя), B2G (бизнес для правительства), G2C (правительство для гражданина). Электронный бизнес отличается по своему функциональному назначению на информационно-рекламный, торговый, финансовый, коммуникационный. Данный тип бизнеса может создаваться на арендной или заказной основе, а также быть самостоятельно организованным [7].
К основным видам электронного бизнеса относятся: торговые площадки; электронное управление закупками; порталы; организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей; финансовые услуги (интернет-платежные системы, обменные пункты, интернет-банкинг, онлайн-трейдинг); инвестиционные фонды; интернет-магазины; контент-проекты; информационные посредники; информационный бизнес в Интернете; интернет-маркетинг); рекламный бизнес; услуги связи и средства общения; WEB-мастеринг; MLM или сетевой маркетинг разработка ПО и цифровых товаров; услуги сервис-провайдеров; предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение и др.); игорный бизнес в сети партнёрские программы; интернет-франчайзинг; интернет-лизинг [5].
Интернет-магазины являются лишь небольшой частью электронной коммерции. Они наиболее близки и к нашей обыденной жизни и поэтому привлекают внимание потребителей в первую очередь. Реальный же бизнес лежит в сфере business-to-business. Так по мнению генерального директора «ОАО русские ВАБ ресурсы» Алексея Рубцова, в России наблюдается необычный процесс формирования B2B-рынка: «С одной стороны, явно опережающими темпами идет формирование инфраструктуры в виде B2B-сервисов разнообразных проектов, а с другой — все большее количество предприятий так или иначе начинают использовать интернет в своей деятельности. Вопрос лишь в том, насколько предлагаемые сервисы будут востребованы российскими предприятиями. Сейчас можно говорить о том, что основная масса еще не готова к полноценному использованию торговых систем. При этом каталоги товаров, доски объявлений по спросу и предложению уже находят свою аудиторию» [3].
Поскольку рынок B2B в России только формируется, а электронный бизнес B2C набрал хорошие обороты, проведем анализ его основных показателей.
При численности населения в возрасте от 18 до 64 лет в 97 млн. человек [4] и количестве пользователей интернета в этом возрастном диапазоне 74 млн. человек, проникновение электронной коммерции находится на уровне 34%, то есть в 2014 годя было 25,4 млн. онлайн-покупателей. За 2014 год количество онлайн-покупателей возросло на 37%.
Объем российского рынка интенет-торговли материальными товарами за 2014 год составил 560 млрд. рублей, что на 35% больше прошлогоднего значения данного показателя.
В 2014 году совершено 195 миллионов покупок (в том числе трансграничных).
Стоит отметить, что объем заказов, совершенных за рубежом, в 2014 году составил 47 миллионов, при этом 33 миллиона заказов совершено в Китайских интернет-магазинах и 14 миллионов заказов в других странах (рост, в сравнении с 2013 годом, составил 135%).
В таблице представлена динамика размера внутрироссийского рынка онлайн-торговли (Табл.1)
Таблица 1 Динамика размера рынка без учета транзграничных покупок
Год
|
Объем рынка,
млрд. руб.
|
Номинальны
й рост
|
Инфляционный
рост
|
Реальный
рост
|
2010
|
180
|
|
|
|
2011
|
235
|
31%
|
2%
|
28%
|
2012
|
315
|
34%
|
5%
|
28%
|
2013
|
415
|
32%
|
5%
|
25%
|
2014
|
560
|
35%
|
15%
|
17%
|
Как видно из таблицы, на внутрироссийском рынке онлайн-торговле наблюдается увеличение размеров объемов рынка, но реального роста, ввиду высокой инфляции, не наблюдается.
Средний чек онлайн-покупок в 2014 году, включая стоимость доставки, составил 3 300 рублей [2]. На диаграмме представлена доля ТОП 5 товарных категорий, выделенных по количеству заказов, от всего рынка интернет-торговли в России:
Рис.1.
Диаграмма. ТОП 5 товарных категорий (по количеству заказов), их доля от всего рынка интернет-торговли Проанализировав основные показатели результатов
деятельности интернет-торговли в России в 2014 году перейдем к рассмотрению проблем и сдерживающих развитие факторов электронного бизнеса.
Так на основе проведенного экспертами Data Insight аналитико-консалтингового исследования Ecommerce Barometer 2015, можно выделить следующие основные тренды и проблемы электронной коммерции в России [1].
К сдерживающим факторам относятся:
1.
Состояние экономики (падающая покупательская способность
населения, скачки валютных курсов съедают прибыль длинных закупках).
Значительная
часть товаров на электронном рынке является импортной, поэтому в 2015 году цены на него довольно существенно выросли. А товар, производимый на территории России имеет существенную импортную составляющую.
2.
Недоступность кредитования
(заемные
средства
для
компаний стали менее доступными,
а
если и выдаются то на гораздо более жестких условиях и под более высокие проценты»
3. Нечеткость законодательства.
4. Недоверие к электронному бизнесу в целом.
5.
Отсутствие кадров.
6.
Плохой менеджмент.
7. Слабая технологическая развитость рынка, как магазинов, так и поставщиков.
8. Отсутствие стандартов бизнес-процессов, особенно со стороны логистов.
По мнению ведущего аналитика направления «Логистика» компании Data Insight Варвары Нехиной «в то время как все привычные составляющие логистического бизнеса, в силу разных причин, сокращаются, доставки для интернет-магазинов по нашей оценке растут в среднем по рынку более чем на 20% в год. Количество отправлений интернет-продавцов в I половине 2015 года составило
73 млн. рублей, что на
8%
больше, чем годом раннее. Неудивительно, что интернет-магазины как клиенты очень интересны всем без исключения логистическим компаниям».
9. Высокие налоги («сегодня иностранные интернет-компании, которые обслуживают российских потребителей, в России налогов не платят. И получается, что любая российская компания изначально оказывается в худшем положении, потому что НДС составляет 18%») [1].
10.
Много бумажной работы, бухгалтерии.
Решение данных проблем возможно лишь при активном участии государства, а именно:
1. Развитие почтовой и логистической инфраструктуры (особенно дальнейшее развитие Почты России, поскольку 60% онлайн-покупателей в России получили за 2014 год хотя бы одну посылку Почтой России).
2.
Изменение налогообложения (облегчение, упрощение, льготные периоды).
3.
Таможенное регулирование (облегчение экспорта).
4. Изменение законодательства в вопросах регулирование торговли (упорядочивание, приведение в соответствие с реалиями).
5. Контроль качества сервиса на рынке, возможно сертификация, решение проблемы недобросовестных магазинов-однодневок.
7. Решение проблем, связанных с трансграничной торговлей.
В ходе проведенного исследования электронного бизнеса в России, можно сформулировать следующие варианты его развития:
1. Многие участники рынка электронной торговли видят возможности для развития интернет-магазинов исключительно во внутреннем развитии (а не на рынке как таковом).
Стоит учесть, что онлайн-торговля как отдельное направление, то есть чистый онлайн, без дополнения к традиционному бизнесу не очень свойственен российским реалиям.
2. Ввиду того, что в настоящее время в экономике России присутствует кризис, это рассматривается некоторыми игроками рынка как отличная возможность для возможности увеличения сферы влияния, то есть захвата доли рынка (обратная сторона кризиса).
3. Выход интернет-магазинов на рынке соседних стран (Казахстан, Беларусь, страны СНГ, Восточная Европа и др.). для этого, как отмечалось ранее необходима помощь государства – упрощение таможенных процедур, субсидии на доставку в эти страны, снижение сборов (в том числе таможенных), информационная поддержка.
Таким образом, дальнейшее развитие электронного бизнеса в России возможно лишь при тесном сотрудничестве государства и предпринимателей.
Список литературы
1. Егорова А.Ю.
Моделирование связей
между
работами. Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Труды I научно-практической студенческой конференции (23 апреля 2015 г.), том II, изд-во«Мининский университет», 2015, с.216-219.
2.
Егорова А.Ю., Монтлевич В.М.
Решение
задачи
распределения
взаимосвязанных
работ в заданном интервале времени. «Математика, экономика и управление», сборник факультета ЭиУ, Т1 №1 Самара,«Самарский университет», 2015, с.50-53.
3. Егорова А.Ю., Монтлевич В.М. Моделирование технологических связей комплекса взаимосвязанных работ. Вестник Самарского государственного университета, Самара, изд-во «Самарский университет» 2014, №8 (119), с.259-263.
4.
Исследование «Интернет-торговля в России. Годовой отчет 2014» Data Insight.
5.
Рубцов А. Российский бизнес на пути к использованию торговых систем. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/online/interview/rwr/.
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
7. Финансовая библиотека. URL: http://www.financialguide.ru/encyclopedia/e-business.
8.
Сидорова О.В. Электронный бизнес в современной экономике // Проблемы современной экономики. – 2010. – №2. – с. 51-54. СТАТЬЯ 3.
9. Черноиванов А.П. Направления развития электронного предпринимательства в современной России // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». – 2011. – №3. – с. 155-161. СТАТЬЯ 2.
10.
Черноиванов А.П. Электронный бизнес и
перспективы его развития в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №8. – с. 221-227. СТАТЬЯ 1.