14 января 2016г.
Ключевые слова: рекрутинг; рекрутинговые услуги; подбор персонала; рынок труда; кадровые агентства.
В работе рассмотрена актуальная для современной России тема рекрутинговых агентств, выявлены основные преимущества и недостатки обращения фирм в рекрутинговых агентства, а также проанализировано современное состояние рынка рекрутинговых услуг. В итоге выяснено, что рекрутинг в России уже достиг высокого уровня по качеству оказания услуг, и продолжает активно развиваться.
Постоянное изменение экономических условий в России непосредственно влечет за собой появление как новых отраслей оказания бизнес - услуг, так и увеличение значимости «человеческого фактора» [1]. В современных условиях на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: наряду с высоким уровнем безработицы, наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Поэтому компании вынуждены для того, чтобы выжить в таких конкурентных условиях, привлекать лучших работников различными методами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из наиболее эффективных механизмов подбора персонала в настоящее время становятся рекрутинговые агентства. Ключевое достоинство обращения в такие организации заключается в том, что агентство осуществляет подбор в соответствии с требованиями и предпочтениями заказчика, пользуясь при этом собственной базой кандидатов, наработанной годами.
Сейчас в компаниях существуют четкие регламенты, высокая ценность всех ресурсов, используются различные стратегии по оптимизации бизнеса. Бизнес становится все более высоко технологичным и в связи с этим у компаний есть стратегия по передаче в агентства функций подбора персонала [4].
Рекрутинговое агентство имеет в своем арсенале множество проверенных методик и технологий подбора персонала. Специалисты кадрового агентства в зависимости от потребностей организации и категории персонала используют те из них, которые будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Общаясь с каждым кандидатом лично, оно выбирает лишь тех, кто наиболее соответствует критериям, которые важны для работодателя. При этом значительно экономится время компании, отсеиваются все неподходящие кандидаты. Ректутеры, конечно, не смогут в полной мере оценить профессиональные знания кандидата, но они с высокой степенью достоверности оценят активность потенциального работника, готовность брать на себя ответственность, его мотивацию для работы на предложенной позиции в данной компании.
Рекрутинговое агентство осуществляет отбор кандидатов, который состоит из нескольких этапов. Первоначально отбор осуществляется на этапе телефонного интервьюирования. Затем отобранные кандидаты проходят очное собеседование в кадровом агентстве. На этом этапе оцениваются психологические и деловые качества соискателя, соответствие его профессионального опыта и навыков предлагаемой вакантной должности, в том числе и путем проведения психологических и профессиональных тестирований, проверяются документы, рекомендательные письма. Затем результаты очных собеседований и тестов кандидатов сопоставляются. Информация о наиболее успешных кандидатах с приложением необходимых документов направляется работодателю. В итоге перед работодателем предстают не все возможные кандидаты, а только те из них, опыт, личные и деловые качества которых наиболее соответствуют требованиям работодателя. Кадровое агентство выступает своего рода фильтром, что позволяет работодателю существенно сэкономить время на отсев неподходящих кандидатов и сбор информации о кандидатах[2].
Рекрутинг как вид предпринимательской деятельности, состоящий в оказании услуг по подбору персонала, сравнительно молод. Местом его возникновения считаются США, а временем – начало 50-х годов прошлого века. История рекрутмента в России начинается с 1989 года. За сравнительно небольшой период времени отрасль услуг по подбору персонала прошла серьезный путь: с нуля до состояния, когда по уровню применяемых технологий она сравнима с фирмами США и Европы [3].
На сегодняшний день рекрутинговые агентства предоставляют разнообразный ассортимент услуг: подбор руководящих кадров, специалистов среднего звена и линейного персонала; составление обзоров заработных плат; обучение и развитие персонала; кадровый консалтинг; оценка персонала; организационное консультирование; профессиональное тестирование; обучение специалистов кадровых служб; тренинги; проведение ярмарок вакансий; поиск рабочего персонала; лизинг временных работников; составление и рассылка резюме; аутплейсмент; выполнение функций по управлению персоналом; коучинг; интернет-рекрутинг; аутстафинг [1].
Наиболее востребованной услугой остается подбор персонала на вакансии клиентов. У компаний- заказчиков есть выбор: либо самим осуществлять подбор персонала, либо прибегать к услугам рекрутинговых компаний. Сотрудничество с агентствами имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков.
Основные недостатки сотрудничества с рекрутинговыми агентствами:
- возможность получения недостаточно качественных услуг сотрудниками агентств: несоблюдение временных рамок сотрудничества, не предоставление обратной связи по результатам поиска кандидатов;
- достаточно высокая стоимость услуг, однако оплатив однажды компания обеспечит свою финансовую стабильность на долгий срок;
- необходимость предоставление информации о деятельности организации;
- переманивание сотрудниками агентства как потенциальных кандидатов, которые могли обратиться напрямую в компанию, так и самих сотрудников организации для работы у компании – конкурента;
- удлинение процесса поиска потенциального кандидата. Основные преимущества обращения в рекрутинговые агентства:
- экономия как рабочего времени сотрудников компании, так и затрат на поиск и отбор кадров;
- возможность найти высококвалифицированные кадры, которые могли как находиться в поиске работы, так и кандидатов из компаний-конкурентов, которых устраивало прежнее место работы;
- предоставление, при необходимости, конфиденциальности поиска;
- подбор персонала как из других регионов страны, так и из других стран;
- предоставление гарантийного сопровождения кандидата, принятого на работу;
- укрепление и развитие бизнес-культуры компании, в частности HR-бренда организации. Ситуации, в которых стоит воспользоваться услугами агентства:
- отсутствие внутреннего рекрутера;
- предстоит массовый набор персонала (использование лишь собственных ресурсов может быть невозможно или невыгодно);
- нужно быстро нанять много работников;
- требуются услуги, которые компания не может обеспечить самостоятельно (исследования, тестирование, оценка и пр.)
- требуется найти редкого специалиста;
- при выполнении межрегионального поиска;
- при прямом поиске на управленческие позиции;
- если нужна профессиональная консультация по рынку труда [4].
Сегодня большинство работодателей знают, что такое рекрутинговое агентство, и охотно пользуются его услугами. Использование внешних рекрутинговых услуг, т. е. обращение в агентства по подбору персонала, является одним из характерных признаков развития бизнес-культуры компании. Количество компаний - работодателей, пользующихся услугами рекрутинговых агентств, постоянно растет. Если в начале развития рынка рекрутинговых услуг компаниям-заказчикам и агентствам необходимо было заключать множество соглашений на сотрудничество, то сейчас прогресс ушел далеко вперед, теперь появились новые способы их взаимодействия. В феврале 2015 года запустился новый российский сервис по подбору персонала JungleJobs. Junglejobs собирает работодателей и рекрутеров всех индустрий по всей России вне зависимости от размера бизнеса. Крупные компании здесь размещают свои открытые вакансии. Рекрутеры со всей страны могут просмотреть их и выбрать наиболее интересные для себя и предложить свои услуги.
Таким образом, какие бы сложности ни претерпевал рынок труда, потребность в высококвалифицированных сотрудниках всегда будет оставаться актуальной, а значит, деятельность рекрутинговых агентств будет еще более востребованной.
Список литературы
1. Ким Д.В. Анализ особенностей российского рекрутинга // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 491-493.
2. Зелинская М.В., Пронин Е.С. Системный подход при отборе персонала: основные этапы и критерии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 108. – С. 1093-1106.
3. Куприянов А.Н. Основные тенденции и перспективы развития рекрутингового бизнеса в России// Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – №6. – С. 20-25.
4. Баскина Т.В. Техники успешного рекрутмента. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – С. 68.