24 декабря 2017г.
Мошенничество выступает одной из основных проблем на предприятии любого типа, так для этих целей специально разрабатываются положения и принимаются документы, целью создания которых является координирование деятельности работников структурных подразделений, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных мошеннических действий и коррупционных проявлений в компании, обеспечение безопасности её бизнес- процессов.
Объектом исследования в данной статье являются организационные аспекты, направленные на противодействие коррупции на предприятии. Предметом же исследования в данном случае будут выступать: внутренние нормативные документы; способы и приемы воздействия на персонал, для противодействия противоправным действиям[1].
Цель и задачи исследования. Целью статьи является:
1.Формирование единообразного понимания неприятия мошеннических и коррупционных действий в любых формах и проявлениях, формирование антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью к коррупционным проявлениям;
2. Предупреждение и устранение (минимизация) причин и условий, порождающих коррупцию, выявление и раскрытие коррупционных правонарушений и мошенничества
В статье будут рассмотрены следующие задачи:
1. Создание системы внутренних положений, направленных на противодействие мошенничеству.
2. Минимизация риска вовлечения в мошенническую (коррупционную) деятельность
3. Выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений и мошенничества, минимизация и (или) ликвидация их последствий и принятие мер по их недопущению впредь.
Научная новизна исследования заключается в изучении новым моделей противодействия коррупции и мошенничеству на предприятии.
Прежде чем перейти к основной теме доклада следует рассмотреть, что представляет мошенничество и какие меры предпринимаются организациями, для борьбы с ним.
Мошенничество приводит к необходимости создания и развития мер на предприятиях, созданию внутренних документов в области противодействия мошенничеству и коррупции. Формируются меры несения разного типа ответственности, таких как:
Дисциплинарная Гражданско-правая Административная Уголовная ответственность
В соответствии с внутренним нормативными документами, трудовыми договорами и законодательством РФ, а в соответствующих случаях и при наличии оснований, могут нести ответственность в соответствии с применимыми нормами международных договоров, соглашений и иных актов, участником которых является Российская Федерация, а в отдельных случаях в соответствии с нормативными актами иностранных государств, в которых Группа ведет, планирует вести деятельность или с которыми такая деятельность может быть связана[2].
Система противодействия мошенничеству и коррупции – это система, обеспечивающая противодействие мошенничеству и коррупции посредством:
– Проведением профилактической, информационно-разъяснительной работы по соблюдению требований внутренних документов;
– Своевременного прогнозирования и минимизации рисков вовлечения работников в мошенническую и/или коррупционную деятельность;
– Предупреждения, выявления и пресечения любых форм и проявлений мошенничества и коррупции;
– Ликвидации последствий и/или попыток реализаций мошеннических и коррупционных действий. Далее будут рассмотрены организационные меры по противодействия мошенничеству.
– Разработка, внедрение и применение внутренних нормативных документов, организационных мер и процедур по предупреждению и противодействию мошенничеству и коррупции;
– Осуществление профилактической деятельности, направленной на предупреждение возникновения в коллективе негативных процессов и недопущению совершения противоправных действий со стороны работников. Осуществление проверочных мероприятий в отношении кандидатов при приеме на работу. Проведение информационно - разъяснительной работы по соблюдению требований нормативных положений;
- Организация и проведение обучения работников по вопросам предупреждения и противодействия мошенничеству и коррупции;
- Периодическое информирование работников, контрагентов, потенциальных партнёров и акционеров/участников о принимаемых мерах по предупреждению и противодействию мошенничеству и коррупции;
– Выявление потенциальных конфликтов интересов среди принимаемых на работу лиц, при назначении работников на должности, связанные с коррупционным риском, заблаговременное/своевременное их урегулирование;
– Контроль исполнения работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством РФ по противодействию коррупции;
– Экспертиза принимаемых внутренних нормативных и организационно-распорядительных документов на предмет отсутствия в них положений, создающих предпосылки для вовлечения в мошеннические или коррупционные действия, и отражению в них, при необходимости, соответствующих упреждающих мер;
– Исследование деловой репутации, в том числе на предмет отсутствия конфликта интересов, контрагентов по заключаемым договорам, участников регламентированных закупок товаров, работ и услуг, проводимых в интересах компании;
– Выявление взаимосвязанных сделок и сделок с взаимозависимыми лицами при согласовании проектов заключаемых договоров, с целью недопущения возникновения конфликта интересов;
– Текущий мониторинг бизнес-процессов, анализ потенциальных уязвимостей, подготовка рекомендаций и предложений по организации и принятию адекватных мер, минимизирующих риски реализации мошеннических действий и коррупционных проявлений;
– Осуществление практического взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации в целях координации своей деятельности по противодействию мошенничеству и коррупции, профилактики и предупреждению правонарушений;
– Получение информации о возможных устремлениях (планах, намерениях, практической деятельности) недобросовестных конкурентов или противоправных структур для получения каких-либо конфиденциальных данных, иной значимой информации, побуждения к осуществлению определенных действий (либо бездействия), что может привести к причинению ущерба (как материального, так и нематериального)[3];
– Проведение регулярных внешних и внутренних аудиторских проверок эффективности системы внутреннего контроля, в частности, системы бухгалтерского и управленческого учета, а также контроль за соблюдением требований законодательства, международных стандартов и внутренних нормативных документов внутри компании;
– Функционирование «горячей линии» с целью побуждения работников компаний и представителей контрагентов информировать о признаках мошеннических действий и коррупционных проявлений.
«Горячая линия» функционирует в соответствии с принципами объективного и своевременного рассмотрения полученных сообщений, возможного анонимного представления сообщений, гарантией конфиденциальности личности, отказом от преследования обратившихся лиц, неприятием заведомо ложных, клеветнических и противоречащих назначению «горячей линии».
Выводы.
Противодействие мошенничеству на предприятии является комплексом мер, направленных на сохранение компании на рынке. Оно должно носить предупреждающий, системный и междисциплинарный характер[4].
Формирование правильной корпоративной культуры позволит компании избежать мошенничества и появления коррупционных схем. Для этого компаниями предпринимается большой спектр мер, направленных не просто на борьбу с мошенничеством, а на кардинальный отказ от подобной практики.
Список литературы
1. Риски и противодействие мошенничеству [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.proagro.com.ua/events/risk2017/– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.11.2017).
2. Финансовое мошенничество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/law/xi/27222 – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.11.2017).
3. Уголовное преследование по уголовным делам о мошенничестве в сфере экономической деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iuaj.net/node/2158/– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.11.2017).
4. Передовые технологии противодействия мошенничеству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ib-bank.ru/news/1333/– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.11.2017).