Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

   Любой орган государственной власти много времени уделяет поиску путей повышения эффективности процесса принятия решений. От правильно или ошибочно принятого решения в условиях высокой степени неопределенности могут зависеть дальнейшая эффективность деятельности органа власти. В связи с тем, что любое решение принимается на основе большого количества информации, часто избыточной или уже потерявшей свою актуальность, остро стоит проблема создания программного средства, отвечающего за процесс принятия решений, или совершенствование уже существующих.

   Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в самых раз личных сферах. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования [1].

   Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

    В технологическом аспекте деловые игры являются имитационным и управляемым процессом выработки и принятия решений для конкретной ситуации, в которой функционирует социальный объект, с помощью поэтапного уточнения совокупности условий и факторов (определяющих ситуацию), а также анализа информации, дополнительно  поступающей и вырабатываемой в ходе игры.  Наиболее важными признаками имитационных деловых игр являются следующие:

1)      типичность, которая отражает и моделирует типичные ситуации, случающиеся в практической деятельности социальных субъектов (это и определяет практическую ценность таких игр);

2)      проблемность, которая подразумевает отражение реальных трудностей и проблем, встречающихся в практической деятельности социальных субъектов, вплоть до различных социальных конфликтов;

3)      использование скрытых резервов и их мобилизация. Здесь речь идет о двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой подсистеме (материальные, технологические, финансовые и др.). Однако эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой интеллектуальный потенциал и тем самым расширяет поле своих профессиональных возможностей [3].

   Ролевые деловые игры характеризуются:

1)      наличием модели управляющей подсистемы (включенной в конкретную социально-экономическую систему), которая предполагает наличие ролей и их взаимодействие, а также технологий выработки многоальтернативных решений;

2)    наличием общей цели у коллектива участников игры, а также системы групповой или индивидуальной оценки деятельности участников;

3)    наличием управляемого эмоционального напряжения.

    Имитационные игры отличаются от ролевых тем, что, во-первых, в них не выделяются жестко роли конкретных руководителей и специалистов, моделируется лишь среда хозяйствования; во-вторых, имитируются некоторые конструкции, технологии, принципы, определяющие поведение людей и их взаимодействие; в- третьих, в некоторых играх отсутствуют альтернативы.

   Существует ряд проблем, с которыми сталкивается большинство органов государственной власти для обеспечения своевременных и точных управленческих решений.

   Во-первых, отсутствие модельного инструментария подготовки вариантов управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности.

   Во-вторых, отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия управленческих решений.

   В-третьих, отсутствие стройной системы обработки и представления информации для ее анализа.

   В-четвертых, недостаточность информации и знаний о сути происходящих событий, их истоках и возможном развитии (проблема анализа происшедшего и возможного хода развития).

   В-пятых, проблема психологического давления из-за ответственности за принимаемое решение и опасения за возможные последствия его реализации.

  Решение вышеперечисленных проблем возможно путем проведения деловых игр в процессе принятия управленческих решений в органах государственной власти.

     К преимуществам принятия управленческих решений на основе деловых игр относят: а) принудительную активизацию мышления и поведения участников игры;

б) высокую степень их вовлеченности в процесс принятия управленческого решения; в) обязательность непосредственного взаимодействия участников игры между собой; г) повышенную эмоциональность и творческий характер занятий;

д) направленность на преимущественное развитие или приобретение профессиональных знаний, умений, навыков в сжатые сроки.

     Обучающая ценность деловых игр связана с объективным фактом: человек лучше усваивает материал в динамичных процессах, особенно при условии своего личного участия в них.

   Проведение деловых игр в органах государственной власти способствует не только получению новых профессиональных знаний и навыков государственных служащих, но и развитию личностных компетенций, что в свою очередь обеспечивает аргументированное принятие правильного управленческого решения. Также, деловые игры обладают большими обучающими, контролирующими и воспитательными возможностями. Исполнение каждым государственным служащим своей роли позволяет ему не только повторить и закрепить профессиональные знания, но формирует умение выразить их в конкретной ситуации, максимально приближенной к реальным условиям.

   Динамика игры порождает высокую творческую активность государственных служащих, которая вызывает эмоциональный подъем, способствующий развитию мышления и обучению. Деловая игра учит коллективным действиям, которые необходимы в работе государственного служащего. В процессе игры, как и в жизни, возможны ошибочные решения. которые быстро выявляются самими участниками. Такой контроль естественен, корректен, не вызывает отрицательных эмоций, объективен. поскольку отражает коллективное мышление.

    Таким образом, деловая игра является эффективным методом формирования профессиональных навыков и умений у государственных служащих и способствует повышению качества принятия управленческих решений в государственных органах власти. Применение деловых игр на государственной гражданской службе позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.

 

Список литературы

1.      Моделирование работы объекта и системы управления : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sa.technolog.edu.ru/files%5Cananchenko%5C4.pdf.

2.      Руденко, Л.С. Виды управления и социальные процессы при принятии управленческих решений на государственной гражданской службе [Текст] / Л.С. Руденко // В мире научных открытий. – 2010. – № 3-2.– С. 120-124.

3.      Сурмин, Ю.П. Теория социальных технологий [Текст] / Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков. – Киев: МАУП, 2004. – 608 с.