14 января 2016г.
В настоящее время физическая культура и спорт в нашей стране функционируют в форме разнообразных физкультурно-спортивных комплексов. Руководителям и соответствующему персоналу таких организации ежедневно необходимо решать широкий спектр самых разнообразных вопросов, то есть, говоря на профессиональном языке, заниматься менеджментом.
Спортивный менеджмент – это независимый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов, другими словами, спортивный менеджмент – это практика и теория эффективного управления физкультурно-спортивными организациями и комплексами в современных рыночных условиях [7]. Переналадка экономической системы с учетом нынешних рыночных отношений сказывается на деятельности физкультурных организаций. Они, в свою очередь, функционируя в условиях современной экономике, заинтересованы создать такую систему менеджмента, которая обеспечит высокую эффективность деятельности, возможность инновационного развития, а также устойчивое финансовое положение на рынке. Автономность физкультурно-спортивного предприятия в условиях нынешнего рынка приводит к усложнению характера выполняемых организационных и управленческих работ, к увеличению объема работ руководящего персонала как внутри организации, так и за ее пределами [2].
Функции менеджмента в спортивной организации представляют собой отдельные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять управленческое воздействие на объект. Функции занимают одно из ведущих положений в теории и практике спортивного менеджмента, раскрывают его сущность и содержание отраслевой специфики управления. Выделяют общие и конкретные функции менеджмента.
Управление физической культурой можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся действий, носящих циклический характер. Такие действия субъекта управления носят название «общие функции менеджмента». В их состав включают: планирование, организация, мотивация, контроль и координация (и регулирование) (Рисунок 1).
Рис.1. Функции менеджмента
Общие функции - универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера предприятия. Рассмотрим основные моменты каждой из перечисленных функций менеджмента [4].
Планирование - определяет цели и задачи различных физкультурно-спортивных организаций, программу действий для их скорейшего достижения. Результат такого планирования – это план, который включает цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, необходимые ресурсы с распределением их по целям и задачам, исполнителей и сроки выполнения плановых программ. В различных планах физкультурно-спортивной организации определяют возможных потребителей, устанавливают плановые показатели по предоставлению и продвижению своих услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого ресурсы и др.
Организация – это вторая не менее важная функция менеджмента, которая предусматривает систематизацию уже имеющихся организаций физкультурно-спортивной направленности, обеспечение их всем необходимым для нормальной работы, а именно персоналом, зданиями, финансами, оборудованием и т.д.
Мотивация - функция менеджмента, предполагающая создание определенных стимулов, материальной и моральной
заинтересованности работников, с целью активизации персонала спортивных комплексов к эффективной деятельности. В спортивном менеджменте мотивация включает еще и такую деятельность, которая имеет цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и к потреблению физкультурно-спортивных услуг.
Контроль и учет - это стадия управления, цель которой является качественная оценка выполнения принятых решений и количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также анализ проводимой на предприятии работы.
Координация - стадия процесса менеджмента, которая обеспечивает его непрерывность, стабильность и бесперебойность. Главная задача
координации - достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия, путем установления эффективных и рациональных связей между ними.
Существуют функции менеджмента в спортивной индустрии, выделяемые по содержанию воздействия на объект, которые принято называть конкретными или специфическими функциями менеджмента. Конкретные функции менеджмента в спортивной организации раскрывают
специфику содержания менеджмента в отрасли физкультуры и спорта как особой социально-педагогической системе. Специфические функции менеджмента спорта представляют собой результат разделения управленческого труда. К таким функциям можно отнести:
-
физическое воспитание поколения;
- организация физкультурной работы с гражданами;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- подготовка спортивного резерва;
- проведение физкультурно-спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий и т.д [3].
Все рассмотренные функции менеджмента спорта действуют в слаженной системе, составляя единый организационно-технологический комплекс. Исходя из этого, система функций менеджмента в спортивной организации - это комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных видов управленческой деятельности, осуществляемых руководством и соответствующим персоналом физкультурно-спортивной организации. Для правильного осмысления процесса взаимодействия функций спортивного менеджмента важно подчеркнуть их тесную взаимосвязь с организационной структурой предприятия.
Система функций является основой для создания физкультурно-спортивной организаций и ее эффективной работы в последующем. Физкультурные комплексы и их структурные звенья создаются
для реализации социальных функций, которые фиксируются за соответствующими организациями. Носителями общих функций является физкультурная организация в целом, а конкретных специфических функций являются уже отдельное структурные подразделения или же отделы. Важно сказать, что затраты труда на реализацию общих функций управления равны затратам на выполнение конкретных функций [2].
Таким образом, рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих или менеджеров, а появление физической культуры и спорта как нового специфического вида деятельности является объективной основой для разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных отраслевых теорий, которые помогают отразить специфические закономерности, функции, принципы и законы управления данной отраслью, соблюдение которых повлечет за собой несомненно положительный эффект.
Список литературы
1. Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.
2. Галкин В.В.: Экономика и управление физической культурой и спортом.
- Ростов на/Д: Феникс, 2006
3. Галкин В.В.: Экономика спорта и спортивный бизнес. - М.: КНОРУС, 2006
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.
5. Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2010. – 376 с.
6.
Ильясов Ф. Н. Основные участники спортивной индустрии. www.Sport-guide.ru
7. Коверкова А.П. Экономика физической культуры. - М.: Дело, 2010. – 641с.
8.
Литвиненко А.В. Менеджмент физкультуры и спорта. www. management. com.