22 декабря 2016г.
В статье рассмотрены основные проблемы формирования эффективной пенсионной системы. Автор анализируют проблемы новой модели пенсионной системы, выделяет положительные и отрицательные стороны данного аспекта. Также в статье рассматриваются современные направления развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение граждан, Пенсионный Фонд.
Одним из главных факторов социально-экономической безопасности любого государства является эффективная система пенсионного обеспечения. Трудоспособное население должно быть уверено в том, что при достижении пенсионного возраста пенсионные выплаты будут достаточными для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется достаточно низким уровнем рождаемости и высокими показателями старения населения, что приводит к смещению в соотношении лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних [9]. Поставленные проблемы – это проблемы объективного характера и обуславливаются они современным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Сохраняя данную тенденцию развития, в ближайшее время Россия столкнется с тем, что существенная доля экономически активного населения будет состоять из лиц пенсионного возраста, а успешное функционирование экономики России будет зависеть от платежеспособного спроса данной категории граждан [1]. В результате получается, что формирование адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения – залог экономической безопасности России. На современном этапе выделяют две основные проблемы функционирования пенсионной системы – прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и низкий уровень пенсионного обеспечения.
Проблему дефицита бюджета можно решить за счет человеческого фактора или повышая возрас тной пенсионный порог [8]. При этом повышение пенсионного возраста обостряет социальную напряженность в обществе, которую можно решить лишь в условиях запуска мотивационного механизма в виде более высокой пенсии. Подобные меры в нашей стране невозможны по двум причинам: во-первых, они не имеют большой популярности среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в России показатель уровня жизни гораздо ниже, чем в развитых странах. Поэтому реализация данной меры возможна лишь в совокупности с серьезными реформами.
Низкий уровень пенсионного обеспечения подразумевает крайне низкий коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В соответствии с данными мониторинга Министерства экономического развития России, коэффициент замещения составил 2% - в 2009 г. – 8,3 %, в 2010 г. – 38 %, в 2011 г. –37,8 % [7]. Необходимо обратить внимание, что данный показатель основан на статистических данных, учитывающих лишь официальную заработную плату, поэтому значение реального коэффициента замещения в России будет как минимум вдвое ниже [6].
Возникает необходимость восполнения дефицита бюджета. Пенсионный фонд России дает колоссальную нагрузку на федеральный бюджет. Вопрос этот становится с каждым годом острее и усугубляется растущими обязательствами Правительства по повышению пенсий гражданам.
С 1 января 2009 г. действует государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, суть которой заключается в предоставлении любому гражданину возможности осуществить дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии, – получая при этом аналогичную сумму взносов по итогам года от государства. Участником данной программы может быть и работодатель. Причем участие в этой программе предполагает следующие стимулирующие меры: граждане получают налоговый вычет на сумму, уплаченных взносов, предприятия имеют возможность понизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов [1]. Суть программы государственного софинансирования пенсионных накоплений в том, чтобы вырабатывать у населения привычку откладывать себе на пенсию, а не стопроцентно полагаться на государственное решение вопроса.
Пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. В эконо- мически развитых странах, государство гарантирует гражданину лишь определенный уровень обеспеченности, поддерживающий достаточный размер замещения утраченной заработной платы. При этом негосударственный сектор выполняет две основные функции – обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста и аккумулирует средства пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны. Система НПО может охватывать негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки, пенсионные программы предприятий без создания юридического лица и т. д. С помощью негосударственного пенсионного обеспечения можно решить две проблемы – увеличить размер пенсии для молодой возрастной категории населения и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. В данной ситуации Пенсионный фонд мог бы закрепить за собой только функцию осуществления социальных выплат гражданам пенсионного возраста с помощью собственного текущего бюджета, при этом не привлекая средства из федерального бюджета [4].
Все-таки на данный период времени многие эксперты пенсионного рынка считают реформу провалившейся, так как только 7 % граждан, которые располагают накопительной частью трудовой пенсии воспользовались правом выбора НПФ или УК. В программе государственного софинансирования пенсии приняли участие 2,3 млн чел., общая сумма взносов составила 3,02 млрд руб. Физические лица составляют лишь 18 % в формировании негосударственной пенсии, остальную часть составляют участники корпоративных пенсионных программ [11]. В результате немногие НПФ и УК могут качественно осуществлять свою деятельность ввиду нехватки средств на уставную деятельность, размер которых зависит от дохода, полученного в результате инвестирования пенсионных накоплений. Задача поддержки крупных отечественных эмитентов ценных бумаг также не выполнена, так как значительно меньший объем пенсионных средств был инвестирован в облигации и акции хозяйствующих обществ, муниципальные облигации, размещен в депозиты. Однако самым важным видится момент непринятия основной частью населения новой модели пенсионной системы, неактивное использование ее возможностей и, как следствие этого, появление низкой вероятности того, что в будущем можно будет решить пенсионные проблемы. Многие эксперты считают, что основной причиной низкой активности населения в вопросе самостоятельного участия в формировании будущей пенсии состоит в недоверии к пенсионной системе в целом и к ее элементам в виде НПФ и УК в частности,( это обусловлено предшествующим негативным опытом) [7].
Основное направление развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, которые направлены на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как НПФ и УК, а также к российской пенсионной системе в целом. В ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020 г. – 10 % (согласно данным ПФР), если не будут предприняты меры, направленные на стимулирование добровольных пенсионных накоплений.
Низкая степень участия граждан в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена прежде всего отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, а также отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе с упованием на государственную ответственность и заботу. В процессе своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию НПФ и УК аккумулируют соответственно средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
Негосударственные пенсионные фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно и через управляющие компании, средства пенсионных накоплений передаются в целях инвестирования исключительно управляющим компаниям, допущенным к данной деятельности регулятором рынка. Инвестирование пенсионных средств управляющими компаниями осуществляется на основании договора доверительного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 07.05.1998 № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». До последнего времени в случае получения убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений отрицательный финансовый результат следовало отражать на пенсионных счетах, т. е. накопительная часть пенсии могла уменьшаться в результате ее инвестирования. Даже в случае, если НПФ обяжут компенсировать убытки, средств на это, скорее всего, не найдется, поскольку фонды могут осуществить такую компенсацию только за счет имущества для обеспечения уставной деятельности, а его размер зачастую несоизмерим с размером пенсионных обязательств [6].
Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что необходимо принимать дальнейшие действия по развитию пенсионной системы. Поэтому Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. с учетом бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2011 г. и от 17 января 2012 г. предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения. Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер:
1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров;
2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий;
3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме;
4) совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы.
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить требуемый достаточно высокий рост уровня пенсионного обеспечения старшего поколения и создаст предпосылки для достойных пенсий в отношении ныне работающего поколения. При этом основной задачей Правительства РФ по совершенствованию функционирования пенсионной системы страны на среднесрочный период должно стать формирование законодательной и нормативной основы пенсионного законодательства. Это позволит сформировать институциональные предпосылки эффективной реализации пенсионной реформы в России.
Список литература
1. Аброскин А. С. Оценка ожидаемой продолжительности жизни пенсионеров // Пенсия. 2012. № 5.С. 35-40.
2. Волков А. Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 1.
3. Косенкова Ю. Ю., Зобова Е. В. Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.
4. Круглова О. Совершенствование правовой базы пенсионной системы // Пенсионные фонды и инвестиции. 2012. № 5. С. 21.
5. Роик В. Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Страховое дело. 2009. № 7.
6. Роик В. Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. М., 2009.
7. Рыжановская Л. Ю. Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов // Финансы и кредит. 2010. № 7.
8. Соловьев А. К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2010.
9. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2011.
10. Ярбилова С. М. Оценка современного состояния Пенсионной системы России // Финансы и кредит.2010.№10.
11. URL: http://www.minfin.ru