Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ МЕЖДУ РФ И КНР В РАМКАХ КОНВЕНЦИИ ООН «О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ- ПРОДАЖИ ТОВАРОВ» 1980 Г. И ПРОТОКОЛА ОБ «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВОК ТОВАРОВ ИЗ СОЮЗА ССР В КИТАЙСКУЮ НАРОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
21 декабря 2016г.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ МЕЖДУ РФ И КНР  В РАМКАХ КОНВЕНЦИИ ООН «О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ- ПРОДАЖИ ТОВАРОВ» 1980 Г. И ПРОТОКОЛА ОБ «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВОК ТОВАРОВ ИЗ СОЮЗА ССР В КИТАЙСКУЮ НАРОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ И ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЮЗ ССР»


Рассматриваются общие положения и сфера применения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года, а также особенности правового регулирования договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран РФ и КНР в рамках данной Конвенции и протокола об «Общие условия поставок товаров из Союза ССР в китайскую народную республику и из китайской народной республики в Союз ССР».

Ключевые слова: Протокол об «Общие условия поставок товаров из Союза ССР в китайскую народную республику и из китайской народной республики в Союз ССР», Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., договор международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности РФ и КНР, национальное законодательство РФ и КНР.

Рассмотрим круг правоотношений, на которые направлены нормы Венской конвенции о договорах международной купли-продажи.

Наиболее широко применяемым актом универсальной унификации материальных норм, регулирующим международную куплю-продажу товаров, является Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года. Конвенция была принята ООН на специально созванной для этой цели международной конференции, проходившей в Вене с 10 марта по 11 апреля 1980 года, и потому получила название Венской конвенции. [1]

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров вступила в силу 1 января 1988г. С 1 сентября 1991г. к Конвенции присоединился СССР (Постановление ВС СССР от 23 мая 1990 г. №1511-I "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров"). Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995г. №101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР. Китай вступил в Конвенции в 1988г.

В отношениях российских организаций, осуществляющих внешнеторговые операции с организациями КНР, применяются двусторонние Общие условия поставок. Нормы Общих условий поставок с Китаем содержат указания в отношении базиса поставки, определения качества товара, порядка его отгрузки и оплаты, заявления претензий по качеству и количеству поставленного товара, уплате штрафа при нарушении срока поставки и носят рекомендательный характер.

Конвенция состоит из четырех частей: «Сфера применения и общие положения», «Заключение договора», «Купля-продажа товаров» и «Заключительные положения», – включающих в себя 101 статью. Части II и III имеют самостоятельное значение: государства-участники могут по своему усмотрению установить для себя обязательность как обеих частей Конвенции, так и одной из них. Часть III состоит из глав, посвященных общим положениям, обязательствам продавца и покупателя, переходу риска, общим положениям для обязательств продавца и покупателя. Глава об обязательствах продавца включает разделы о поставке товаров и передаче документов, соответствии товара и правах третьих лиц, средствах правовой защиты в случаях нарушения договора продавцом. Глава об обязательствах покупателя содержит нормы об уплате цены, принятии поставки, средствах правовой защиты в случаях нарушения договора покупателем. В главу о положениях, являющихся общими  для обязательств продавца и  покупателя, вошли разделы о предвидимом нарушении договора и договорах на поставку товаров отдельными партиями, о процентах, последствиях расторжения договора, сохранении товара, об убытках, об освобождении от ответственности.

Конвенция содержит перечень видов купли-продажи, которые исключены из сферы ее применения по следующим признакам: – цель купли-продажи (товары, которые используются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или после заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования); – характер купли-продажи (с аукциона, в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона); – характер товара (фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотные документы, деньги, суда водного и воздушного транспорта, суда на воздушной подушке, а также электроэнергия) (ст. 2 Конвенции). [2]

Вышеуказанные изъятия, как указывалось в литературе, в большей степени обусловлены спецификой этих товаров, специальной правовой регламентацией таких договоров купли-продажи в национальном законодательстве, отсутствием в таком виде продаж  характерных признаков международной торговли. Кроме того, сфера действия Конвенции не распространяется на некоторые договоры, которые включают какое-либо действие, кроме поставки товаров: когда предметом договора является  товар, подлежащий изготовлению или производству (т.е. отношения носят подрядный характер), если сторона, заказывающая товар, берет на себя обязательство поставить существенную часть материалов, необходимых для его изготовления или производства. Не применяется Конвенция и к отношениям по поставке товаров, если обязательства сторон касаются в основном  выполнения работы или предоставления иных  услуг (ст. 3 Конвенции). [3]

Вместе с тем следует отметить, что стороны договора мены могут согласовать применение к нему положений Конвенции в качестве договорных условий.

Наконец, в статьях 4 и 5 Конвенции дополнительно перечислены вопросы, к которым она не применяется: а) действительность договора, каких-либо из его положений или любого обычая; б) последствия, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар; в) ответственность продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица. [4]

В тех случаях, когда договор международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности РФ и КНР не регулируется Конвенцией или ее применение исключено сторонами, при отсутствии в договоре оговорки о применимом праве к нему, будет подлежать применению национальное законодательство государства – участника Содружества, определенное на основании коллизионной нормы.

На том основании, что стороны в договоре избрали в качестве применимого материальное право РФ, состав арбитража разрешил спор, применив нормы ГК РФ.

Согласно Общим условиям поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР:

1)   Продавец не несет ответственности по гарантии, если будет доказано, что обнаруженные дефекты возникли в результате неправильно проведенного покупателем монтажа, ремонта оборудования или машин, несоблюдения инструкций по эксплуатации и уходу, а также произведенных покупателем изменений в оборудовании и машинах или по другим причинам, не зависящим от продавца.

2)   Если покупатель требует устранения дефектов товара, продавец обязан исправить дефектный товар либо заменить дефектный товар или дефектные части товара в течение согласованного срока или, если такой срок не согласован, - в течение технически обоснованного срока. Связанные с этим расходы (включая транспортные) несет продавец.

3)    Если продавец не устранит по требованию покупателя в указанные сроки заявленных дефектов, покупатель вправе исправить их сам с отнесением за счет продавца связанных с этим разумных фактических расходов либо потребовать от продавца предоставления соразмерной уценки дефектного товара.

4)            Если контрактом предусмотрено, что окончательная приемка товара по качеству производится в стране продавца, то претензии по качеству могут предъявляться лишь по скрытым дефектам (которые не могли быть обнаружены при обычной проверке товара).

5)            Все споры, могущие возникнуть из контракта или в связи с ним, если стороны не смогли урегулировать их путем переговоров или переписки, не подлежат подсудности общих судов и должны быть разрешены   в арбитражном порядке,   а  именно: если ответчиком является  предприятие или организация Союза ССР, то в  Арбитражном суде  при Торгово-промышленной палате СССР в Москве в соответствии с Регламентом этого Арбитражного суда;[5]если ответчиком является внешнеторговое предприятие или организация Китайской Народной

Республики, то в Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии при Китайском комитете содействия развитию международной торговли в Пекине в соответствии с Правилами о производстве дел в этой Комиссии.

6)            Решения арбитража окончательны и обязательны для сторон.

 Таким образом, российский арбитражный суд может рассмотреть данный спор, если стороны договора международной купли-продажи (российское предприятие и китайская организация) заключать соглашение о такой арбитражной оговорке в соответствии со ст. 249 АПК РФ. В противном случае указанный спор будет рассматриваться в Китайской арбитраже, так как китайское предприятие является ответчиком в споре согласно Общим условиям поставок товаров. Также ст. 247 АПК  РФ исключает возможность рассмотрения указанного спора в российском суде. [6] 

Согласно п. 4 ст. 256 АПК РФ российские арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, в том числе и исполнения решения российского суда.

Если в качестве применимого права стороны избрали российское материальное право, то спор должен быть разрешен следующим образом: покупатель имеет права подать в адрес продавца претензию о замене некачественного товара (фарфоровой посуды) в определенные сроки. Если же товар не будет заменен, то суд должен обязать продавца провести уценку товара или соответствующего уменьшения цены контракта пропорционально количеству некачественной фарфоровой продукции. Требования покупателя (российской организации) должны быть удовлетворены полностью.

В другом случае стороны контракта договорились о применении к их отношениям не российского права, а российского законодательства, поэтому арбитры при рассмотрении спора между ними не сочли возможным применить положения Конвенции.

Так, В.А. Кабатов отмечает: «Можно предположить, что, употребляя в своем соглашении о применимом праве термин «законодательство», а не «право», стороны, скорее всего, не имеют в виду исключить применение положений международного договора, а делают это либо по небрежности, либо по неосведомленности. Согласно ст. 3 ГК РФ в гражданское законодательство не включаются ни указы Президента РФ, ни постановления Правительства РФ, ни ведомственные нормативные акты. Употребляя термин «российское законодательство», стороны вряд ли имеют в виду исключить применение указанных нормативных актов»

На наш взгляд, решение вопроса о выборе применимого права к договору международной купли- продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности РФ и КНР должно основываться на действительной воле сторон контракта. Только при наличии ясных и недвусмысленных доказательств, свидетельствующих о намерении сторон исключить конвенционное регулирование, независимо от общих ссылок в соглашении о применимом  праве на «законодательство  государства» или его «право», предпочтение должно быть отдано в пользу национального законодательства.

К числу вопросов, которые не урегулированы или урегулированы не полностью Венской конвенцией и решение которых невозможно путем применения ее общих принципов, можно отнести применение условия о неустойке, о ее соотношении с убытками, определение размера процента годовых при просрочке исполнения денежных обязательств, применение исковой давности.

Как следует из практики, при заключении договоров между китайскими и российскими компаниям часто возникают проблемы с выбором места арбитража: стороны хотят передать спор на разрешение коммерческого арбитража своей страны, и зачастую бывает трудно договориться в этом вопросе. В конце концов, существует возможность передать спор на рассмотрение арбитража третьей страны, или применить арбитражную оговорку из «Общих условий поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР» от 13 марта 1990 года (далее – Общие условия поставок) – по месту ответчика. Однако первый вариант (арбитраж третьей страны) приносит зачастую ряд неудобств и связан с увеличением расходов по рассмотрению дел для всех сторон. А по второму варианту - если ответчик намеренно уклоняется от арбитражного производства, может создаться ситуация параллельной арбитражной процедуры с целью затягивания процесса. 

С 1 мая 2012 года, после введения в действие Нового регламента CIETAC и открытия Арбитражного центра CIETAC в Гонконге, появилась новая возможность арбитражного рассмотрения дел в Китае, то есть передать спор на разрешение в Арбитражный центр CIETAC в Гонконге. Преимущества данного выбора заключаются в следующем: 1. Кроме Регламента, Арбитражный центр CIETAC в Гонконге до настоящего времени в целом подчиняется юрисдикции Гонконга, тем самым обеспечивается нейтральность и независимость арбитражного рассмотрения. 2. Для российских участников процесса будет возникать меньше вопросов с оформлением визы, потому что между Россией и Гонконгом действует безвизовой режим. 3. В случае применения процессуального права Гонконга, арбитражный суд будет обладать большими полномочиями, в том числе в вопросе вынесения решения о применении промежуточных мер или требования представления обеспечения от стороны. 4. Расходы по арбитражному производству в Арбитражном центре CIETAC в Гонконге будут являться более приемлемыми и выгодными, чем в других международных арбитражных органах.

 

Список литературы

 

[1] Лебедев С.Н. Листая страницы истории /Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах между-народной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / Сост. М.Г. Розенберг. 2-е изд. М.: Статут, 2002. С. 6.

[2] Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. М.:ВолтерсКлувер, 2008. С. 268–270.

[3] Маковский А.Л. О влиянии Венской Конвенции 1980 г. на формирование российского права // Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: практика применения в России и за рубежом. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 129.

[4] Комаров А.С. Восполнение пробелов Венской Конвенции при разрешении споров // Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: практика применения в России и за рубежом – М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 42.

[5] 黄文. 基于《 中苏共同交货条件议定书》 的索赔 //国际市场. – 2010. – №. 8. – С. 51-52.

[6] 沈志华. 中苏条约谈判中的利益冲突及其解决 //历史研究. – 2001. – Т. 2. – С. f201.