Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Современный этап развития экономических отношений, постепенный переход к следующему технологическому укладу многократно повышают ценность такого ресурса, как информация, которая превращается в один из значимых факторов производства, активно влияющий на развитие предпринимательства. Именно владение информацией, коммерческими и техническими сведениями в настоящее время определяет успешность бизнеса. Инструментом ограничения доступа третьих лиц к коммерчески ценной информации предпринимателя является коммерческая тайна.

    Коммерческая тайна – неотъемлемый элемент рыночной экономики. Защищая экономические интересы собственника информации, она способствует созданию модели экономики, стимулирующей инновационное развитие предпринимательской деятельности. В условиях многообразия форм собственности коммерческая тайна формирует фундамент конкурентоспособности предпринимателя.

    Одной из основных целей государственного регулирования и поддержки предпринимательства является создание наиболее благоприятной экономической среды для всех субъектов рынка. В этой связи государственная политика в области коммерческой тайны должна быть направлена на повышение эффективности данного института в условиях российской реальности и совершенствование его государственного регулирования с целью элиминирования теневых проявлений [6].

    Актуальность темы обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение [8].

    Россия в 2013г заняла третье место в мировом рейтинге утечек конфиденциальной информации: почти каждый десятый публичный случай раскрытия данных происходит с российскими компаниями и госучреждениями. Больше – только в США и Великобритании, подсчитали в InfoWatch. В 8% случаев целью раскрытия информации становятся государственная тайна [12].

     Чтобы увидеть какие преобразования произошли с законом коммерческой тайны в России проведем их хронологию в Табл. 1.1.


 Таблица 1.1 Хронология законов о коммерческой тайне в России

 

Год

Закон о коммерческой тайне

 

 

середина XIX -

начало XX века

Окончательно формируется законодательное регулирование тайны в Российской империи и

ответственность за нарушение ее сохранения. Появляется правовая защита тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов, фабричной и торговой (коммерческой) тайны. В 1845 году Россия ввела наказание за разглашение коммерческой тайны.

1845 год

Российский  император Николай  I ввел  наказание  за  разглашение  коммерческой  тайны  в

"Уложении о наказаниях общего определения" [5].

 

 

1845 год

Раздел VIII Уложения «О преступлениях и проступках против общественного устройства и

благочиния» включал в себя 3 статьи, посвящѐнных ответственности за разглашение секретной информации [4].

 

 

1903 год

Уголовное уложение включало в себя целую главу, посвящѐнную ответственности за разглашение

различного рода тайн: главу XXIX «Об оглашении тайн». Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трѐх из которых были тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так и не была введена [3].

 

 

 

1990 год

Возрождение института коммерческой тайны связано с Законом СССР «О предприятиях в СССР»

от 4 июня 1990 года. Статья 33 данного закона определяла коммерческую тайну как «не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам» [2].

 

 

1991 год

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

от 22 марта 1991 года относил к формам недобросовестной конкуренции «получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия еѐ владельца».

 

21 октября

1994 года

Гражданский кодекс Российской Федерации стал серьезной и значимой вехой в развитии

информационного права.  Отечественный законодатель признал информацию самостоятельным объектом права (ст. 128), дал определение коммерческой и служебной тайны (ст. 139).

1995 год

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

 

 

 

1997 год

Президент России подписал Указ № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального

характера», поставив в один ряд совершенно несопоставимые по своей значимости виды тайны. Но и после этого возникали новые виды тайн, не укладывавшиеся в утвержденную классификацию.

2004 год

ФЗ «О коммерческой тайне от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011)

 

В российских условиях обеспечить действенную защиту информации крайне сложно, так как реальностью нашего времени стало практически свободная продажа баз данных о российских компаниях на рынке, даже тех, защиту которых обязано обеспечивать государство в лице своих уполномоченных органов. Российский бизнес по факту остается «прозрачным» для всякого рода авантюристов, мошенников и недобросовестных сотрудников.

Рассмотрим различные определения коммерческой тайны разных авторов в Табл. 1.2.


Таблица 1.2 Определение коммерческой тайны

  

Автор

Определение коммерческой тайны

Источник

К.В.

Пронин

«Право      предприятия      на      сохранение     в      тайне      своих

производственных, торговых и финансовых операций, а также соответствующей документации» [7].

К.В.Пронин  «Гросс-Медиа»

2008г. «Как защитить коммерческую тайну предприятия».

А.А.

Шиверски й

«Защищаемые предприятием сведения в области производства,

новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия [10].

Шиверский  А.А.  «Защита

информации: проблемы теории и практики». М., 2003.

Э.Я.

Соловьев

«Преднамеренно скрываемые              по              коммерческим

соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции» [9].

Соловьев                             Э.Я.

«Коммерческая тайна и ее защита». М., 2001.

С.А.

Зубков

«Конфиденциальная,      управленческая,      производственная,

научно-техническая,       торговая       и       другая информация, представляющая ценность для предприятия в достижении преимущества над конкурентами и извлечение прибыли» [11]

Зубков С.А. «Коммерческая

тайна: ее роль в снижении делового           риска»           // Социально-политический журнал. №5

Федераль

ный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации,

позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от

12.03.2014) "О

коммерческой тайне" (29

июля 2004 г.)

 

      Проанализировав разные определения коммерческой тайны, можно кратко охарактеризовать коммерческую тайну как охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам, а следовательно за не сохранение или не правомерное использовании коммерческой тайны действуют такие виды ответственности как: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная.

      Таким образом,  в определении  коммерческой тайны, указанного в законе, можно внести  виды ответственности, при разглашении коммерческой тайны и неправомерном ее использовании.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне"

2.     Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 32, ст. 1242.

3.     Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25 декабря 1990 года// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990 г., № 30, ст. 418.

4.     Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах, Т. 6. М., 1989 г.

5.     Анатолий Брединский. "Правовой режим и защита коммерческой тайны в странах Европы и Азии" 2007г

6.     Зенин И.А. «Предпринимательское право». М.: Высшее образование, 2008, - 627 С. - ISBN: 5-9692-0085-9

7.     К.В. Пронин «Гросс-Медиа» 2011г. «Как защитить коммерческую тайну предприятия».

8.     Северин В.А. «Зеркало-М» 2009г. «Коммерческая тайна в России»

9.     Соловьев Э.Я. «Коммерческая тайна и ее защита». М., 2001.

10. Шиверский А.А. «Защита информации: проблемы теории и практики». М., 2003.

11. Зубков С.А. «Коммерческая тайна: ее роль в снижении делового риска» // Социально-политический журнал. №5 2012г.

12.    Газета. ру: «Россия утекает через гостайны» http://www.gazeta.ru