Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     В ходе развития корпоративных отношений происходит упорядочение связей, согласование интересов субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных отношений выступают индивиды и группы лиц, предприятия и фирмы, общественные организации, государство.

     Эволюция корпоративных отношений находит свое отражение в изменении экономического положения и ролей субъектов этих отношений. Основными субъектами корпоративных отношений при зарождении корпоративной формы хозяйствования были индивиды и групп лиц, к концу XIX века актуализировались отношения на уровне фирм и предприятий, в 30-е годы XX века государство стало важным участником корпоративных отношений, с 60-70-х годов повышается значение отношений между корпорациями и общественными организациями.


Рис.1. Субъекты корпоративных отношений

 

    В зависимости от субъекта можно выделить различные интересы участников корпоративных отношений.

    На уровне индивидов и групп формируются внутрикорпоративные отношения, обусловленные интересами участвующих в деятельности корпорации сторон. Отдельные индивиды или группы лиц могут выступать в качестве собственников (акционеров), управляющих или работников корпорации. В качестве независимых видов отношений следует выделить отношения между собственниками корпорации, отношения собственников и управляющих; управляющих и работников корпорации.

    Отношения между собственниками корпорации представляют собой социально-экономические отношения по поводу распределения корпоративной собственности. Интересы собственников связаны с определением доли корпоративного капитала и степени участия в управлении корпорацией. Данный вид отношений широко исследуется в рамках институциональных и менеджериальных теорий.

    Отношения собственников и управляющих основаны на разделении в корпоративной форме организации хозяйства функции собственности и управления. Интересы собственников заключаются в получении максимального индивидуального дохода за счет получения дивидендов от прибыли, таким образом, опосредованно в максимизации прибыли корпорации. Интересы управляющих обычно также заключаются в максимизации личных доходов, что может привести к оппортунистическому поведению (занижение прибыли корпорации за счет выплаты премий, появление нецелевых расходов на содержание управленческого аппарата), однако, с другой стороны, управляющие заинтересованы в сохранении собственной должности и, тем самым, в устойчивости развития корпорации, в росте стоимости активов компании и снижении рисков. Несовпадение интересов собственников и менеджеров выражается в корпоративных конфликтах и поиске эффективной модели корпоративного управления.

    Отношения управляющих и работников корпорации обусловлены организацией производственного процесса и относятся к организационно-экономическим отношениям. Интересами управляющих в данном случае является повышение производительности труда, наращивание человеческого капитала (выражающееся в привлечении высококвалифицированных специалистов или создании внутрикорпоративной системы обучения), формирование определенной корпоративной культуры, задающей институциональные рамки внутрикорпоративных отношений.

    На уровне фирмы (предприятия) корпоративные отношения представляют собой организационно- экономические отношения, обусловленные отношениями специализации, кооперации и интеграции производственной и хозяйственной деятельности. При этом степень взаимозависимости предприятий может быть различна: в жестких формах интеграционных объединений (холдинги, синдикаты, конгломераты) предприятия могут полностью терять независимость в производственной, финансовой, коммерческой и других сферах деятельности. При более мягких и гибких формах кооперации и интеграции (ассоциации, союзы, франчайзинговые, сетевые корпорации) субъекты корпоративных отношений частично сохраняют независимость хозяйственной деятельности. На данном уровне участниками корпоративных отношений могут являться партнеры, поставщики или покупатели корпорации, которые полностью сохраняют хозяйственную независимость, однако могут экономически или финансово зависеть от деятельности корпорации. Основными интересами субъектов корпоративных отношений в данном случае будут являться достижение производственной и других видов синергии от интеграционного взаимодействия, повышение устойчивости во внешней среде, создание монопольного положения, максимизация прибыли.

    Специфическим характером обладают корпоративные отношения на уровне общественных организаций. Участниками данных отношений будут выступать с одной стороны сама корпорация как хозяйствующий субъект, с другой – общественные организации, заинтересованные во взаимодействии с корпорацией: профсоюзы, благотворительные фонды, ассоциации. Интересами общественных организаций во взаимодействии с корпорацией являются участие в распределении прибыли корпорации, создание определенных условий труда для работников и т.д.; корпорация может преследовать интересы повышения лояльности сотрудников, улучшение имиджа, бренда и стоимости нематериальных активов (goodwill), в связи с чем в современной экономической литературе популярны темы корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства.

    На уровне государства происходит взаимодействие государственных органов и корпорации. Корпорации во взаимоотношениях с государством преследуют цели лоббирования своих интересов в органах власти, получения доступа к государственным ресурсам (субсидиям, льготам, госзаказам, лицензиям и т.д.), обеспечения монопольного положения или стратегических преимуществ перед другими участниками хозяйственной деятельности. Интересы государства могут быть различны в зависимости от подуровня взаимодействий: национальный, региональный и местный (муниципальный). Государство как представитель общественных интересов на национальном уровне заинтересовано в перераспределении прибыли корпораций за счет налоговых сборов, в поддержании международной конкурентоспособности экономики и обеспечении экономического роста вследствие развития корпоративного сектора как базиса современной экономики. Интересы регионов и городов при взаимодействии с корпорациями предопределяются значимостью корпоративного сектора для пополнения региональных бюджетов, осуществления экономического роста в регионе, повышении инвестиционной и инновационной активности, формирования новых рабочих мест.

     Так, с начала 2000-х годов отмечается России усиление вмешательства государства в экономику, происходит частичная монополизация государством наиболее доходных секторов национальной экономики. Государство активизировало деятельность по повышению эффективности управления распыленными активами путем их интеграции в государственные холдинговые структуры в нефтяной, автомобильной, авиационной и некоторых других отраслях экономики. Наиболее характерными примерами данной тенденции являются создание «Объединенной авиастроительной корпорации», в состав которой вошли практически все ведущие авиастроительные предприятия России (доля государства - 83,2 % акций), увеличение федеральной доли в алмазном холдинге «АЛРОСА» (до 91 %). Некоторые экономисты отмечают также усиление в этот период неформальных связей корпоративного сектора с государством, ориентации части корпораций на государственные ресурсы [1].

     Во второй половине 2007 года были созданы государственные корпорации в различных отраслях («Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Ростехнологии», «Роснано», «Олимпстрой», «Агентство по страхованию вкладов», Банк развития) [2].

     Перспективы государственного участия в развитии корпоративных отношений очевидно будут связаны с программами приватизации на 2012-2017 годы. Утвержденные программы приватизации в экономической литературе уже получили название «новая волна приватизации» [3]. Однако перспективы «новой волны приватизации» оцениваются экономистами неоднозначно.

        Таким образом, субъекты корпоративных отношений выступают носителями определенных интересов, предопределяющих развитие и трансформации корпоративной формы хозяйствования.

 

Список литературы

1.     Яковлев А., Симачев Ю. Российская корпорации: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. – 2009. - №6. - С. 70-83.

2.     Максимова К.В. Роль корпоративного сектора в инновационном развитии России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. - № 21-1. - С. 120-128.

3.     Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. – 2011. - № 9. – С. 4-26.