Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2016г.

Экономическая безопасность рассматривается нами как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать  нормальные условия жизнедеятельности населения и устойчивое обеспечение ресурсами  народного хозяйства, поддержание социальной сферы, экологии и обороноспособности страны.

В концептуальном обосновании экономической безопасности важная роль принадлежит теории институционализма, согласно которой на эффективность хозяйственных процессов оказывают воздействие не только собственно экономические, но и институциональные факторы. Поэтому целью данного исследования является попытка, раскрыв институциональные основы обеспечения экономической безопасности, определить ее основные показатели.

В качестве объекта исследования экономической безопасности на макроуровне выступает экономика страны в целом, способная обеспечить достойный уровень и качество жизни своим гражданам. Содержание объекта экономической безопасности России – экономика развитой страны – это рыночная экономика, способная за счет своей мобильности и соответствующего уровня отвечать на различные «вызовы» мирового развития.

Основу методологического подхода к сущности экономической безопасности составляет гибкий механизм согласования различных интересов субъектов экономики, позволяющий снимать назревающие конфликты или выходить из них наименее разрушительным для экономики способом. Характеристика экономической безопасности как специфической общественной формы, в которой выступают интересы, придает этой  категории качественную определенность, специфическую содержательность и целенаправленность.

«Безопасность в широком смысле слова – это система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды»[1].

В данной характеристике, заключены: во-первых, комплекс стабильных и переменных причин (условий и факторов), которые обусловливают состояние объекта (социальной среды - общества); во- вторых, содержание цели - обеспечение нормального состояния развития общества; в-третьих, критерий состояния безопасности для страны - функционирование общества по своим внутренним законам; в- четвертых, задачи управления в области внутренней и внешней политики по обеспечению национальной безопасности. Таким образом, это определение безопасности непротиворечиво по содержанию, т.е. отвечает критериям научности.

Важнейшая методологическая проблема исследования экономической безопасности - это правильное соотнесение теоретического и эмпирического уровней анализа, а также их интеграция с целью получения нового обобщенного знания о предмете.

Методологический подход к экономической безопасности позволяет определить сущность ее как экономической категории, ее место в системе экономических наук и ее практическое назначение. Место это, одно из важнейших, поскольку безопасность связана с защищенностью людей, т.е. с первой производительной силой любого конкретно-исторического общества. Она, прежде всего, способствует защите и развитию это й сил ы, а тако е развитие не может происходить без снятия противоречий, возникающих в рамках и за рамками «первой производительной силы общества». Поэтому экономическая безопасность есть определяющий способ снятия противоречий производственных отношений, возникающих в рамках и за рамками конкретно-исторической организации труда. Иначе говоря, экономическая безопасность объективно призвана защищать и укреплять кооперацию труда (как свою опору) и укреплять другие формы взаимодействия людей, вытекающие из конкретно-исторической формы организации социума. В настоящее время безопасность не может не включать в себя фактор усиления кооперативных связей, информационной обеспеченности общества, научно-технического прогресса, культур ной рево люции и т.д. Главное – эко номическая безо пасность пр извана расширять его созидательные возможности и тем самым развивать кооперацию труда и другие (материально-вещественные, экономические, институциональные) формы его существования и развития.

Среди основных методологических принципов, совокупность которых образует систему концептуального подхода к политико-экономическому исследованию экономической безопасности, ее анализу и оценке, известным ученым в данной области Т.Д. Ромащенко[2] определены следующие.

1.   Принцип антропоцентризма, в соответствии с которым именно человек, его цели, потребности и установки являются эпицентром развития. Социально-экономическая безопасность человека, его защищенность от внешних и внутренних угроз образуют основу экономической безопасности государства. Экономика, ее функционирование и развитие неразрывно связаны с судьбами людей и целями их хозяйственной деятельности. Данное положение детерминировано тем, что, во-первых, именно человек является непосредственным участником процесса производства; во – вторых, индивид – не только главный производитель, но и потребитель благ и услуг; в – третьих, члены общества в то же время являются собственниками и факторов, и результатов деятельности, что предопределяет их специфические экономические интересы; в – четвертых, результаты экономической деятельности люди ощущают и за пределами экономики – в социальной, культурной, экологической сферах.

2.     Принцип протяженности во времени. Как ни определять экономическую безопасность как явление, бесспорно, что какие – то аспекты ее сопровождают человека на протяжении всей истории. Учитывая столь уникальную продолжительность во времени, можно признать ее единым и целостным явлением лишь в том случае, если в экономической безопасности всех времен и стран присутствуют общие, инвариантные признаки, принципиально важные для определения природы и сущности экономической безопасности как категории.

3.    Принцип преемственности развития. В ходе исторического развития непрерывно развивались компоненты, факторы экономической безопасности как количественно, так и качественно. Во все времена и на всех качественно разных фазах и уровнях развития экономическая безопасность проявляла себя в трех временных плоскостях: как нечто историческое, надвременное; как один из важнейших отличительных признаков эпохи; как весьма конкретный, уникальный комплекс текущих, современных проблем экономического развития. Таким образом, история, эпоха и сиюминутное переплетаются в экономической безопасности нерасторжимо.

4.    Принцип пространственной структуры. Всякое явление непременно существует не только во времени, но и в пространстве. Следовательно, экономическую безопасность необходимо рассматривать на различных уровнях: общемировом, национальном, региональном и т.п., определяя тем самым пространственные координаты данного феномена.

Методика оценки экономической безопасности предполагает решение следующих вопросов: выбор показателей, которые своими характеристиками соответствуют критериям (индикаторам) экономической безопасности; группировка критериев экономической безопасности; определение пороговых значений показателей;  определение угроз  безопасности,  ущербов  безопасности;  формирование  стратегии обеспечения экономической безопасности.

Для измерения экономической безопасности государства в настоящее время пока почти нет общепризнанных и нашедших практическое применение методов её оценки[3], но можно рассмотреть возможность более широкого применения следующих методов:

-      наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями, в качестве которых принимаются значения не ниже среднемировых;

-    оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамики их изменения;

-     методы экспертной оценки, которые служат для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов. Они используют логические правила выбора решений, которые формируют эксперты на основе собственных представлений и знаний о какой - либо области. К ним, в частности, относится балльная оценка уровня кризиса и ранжирования территорий по степени угроз экономической безопасности на основе анализа результатов распознавания фактических индикаторов экономической безопасности;

-   метод анализа и обработки сценариев;

 -   методы оптимизации;

 -   теоретико-игровые методы;

 -   методы распознавания образов;

 -   методы теории нечетких систем;

 -   методы многомерного статистического анализа.

 Вместе с тем необходимо осознавать, что сколь бы полезным ни был многомерный подход, он тоже не универсален. Необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут  быть использованы. Далеко не все показатели  экономической безопасности могут быть выражены в количественной форме, хотя их следовало бы принять во внимание. Но применение многомерного подхода позволяет увидеть те стороны явления, которые трудно вскрыть, опираясь на один - два самых важных показателя, в тоже время он является дополнением и продолжением иных приемов научного анализа.

На основе мониторинга и прогнозирования разрабатывается и применяется механизм воздействия на факторы с целью укрепления экономической безопасности и прогнозирования развития важнейших процессов в сфере ее обеспечения. Решающее значение имеет предупреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями. Для этого необходимо четко определить систему индикаторов, или показателей экономической безопасности.

Для оценки (измерения) экономической безопасности государства, кроме перечисленных, можно использовать также следующие методы (к сожалению, общепризнанных и нашедших практическое применение методов её оценки пока неизвестно):

-      наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями, в качестве которых принимаются значения не ниже среднемировых;

-    оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамики их изменения;

-    экспертиза количественных и качественных характеристик исследуемых процессов. При этом используются логические правила выбора решений, которые формируют эксперты на основе собственных представлений и знаний о какой - либо области. К ним, в частности, относится балльная оценка уровня кризиса или ранжирования территорий по степени угроз экономической безопасности на основе анализа результатов фактических индикаторов экономической безопасности.

Еще можно использовать ряд методов исследования состояния экономической безопасности:

 -   метод анализа и обработки сценариев;

 -   методы оптимизации;

 -   теоретико-игровые методы;

 -   методы распознавания образов;

 -   методы многомерного статистического анализа.

 

Необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы для исследования экономической безопасности. Далеко не все показатели экономической безопасности могут быть выражены в количественной форме, хотя их следовало бы принять во внимание.

Таким образом, научное исследование экономической безопасности должно строиться на вполне определенных методологических принципах, и разнообразных количественных и качественных методах исследования.

Сложнейшей теоретической и практической задачей является измерение уровня экономической безопасности, что необходимо для прогнозирования, заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз безопасности, и достоверно оценить уровень текущего состояния экономической безопасности.

Поскольку сейчас борьба за экономическую безопасность современной России становится чрезвычайно важной, то и система показателей экономической безопасности нуждается в кардинальном пересмотре. В настоящее время набор этих показателей является, по меньшей мере, недостаточным, создающим искаженную систему приоритетов. Например, из утвержденного Советом Безопасности списка официальных показателей нет ни одного, который  бы характеризовал защищенность экономики России от криминализации. В результате, хотя согласно официальным показателям «жить стало лучше», на самом деле экономическая безопасность России скорее ухудшается. Поэтому нужно использовать те, которые уже сейчас активно применяются в сравнительных исследованиях, например:

-    доля неформальной занятости среди экономически активного населения;

 -    доля теневых доходов в национальном доходе;

 - доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом;

- доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров;

 - частота коррупции и иные рейтинги коррупции и др.

 К компонентам собственно экономических угроз относятся:

 нерациональность организационно-производственной структуры народного хозяйства страны, отсутствие динамики в развитии малого и среднего бизнеса;

высокий уровень монополизации производства и рынка; низкий уровень инвестиционной активности;

высокий уровень инфляции;

 недоступность многих секторов мирового рынка для отечественной продукции.

 Поскольку все эти угрозы являются уже действующими, то избавиться от их негативного воздействия, т.е. обеспечить экономическую безопасность России, теоретически возможно лишь несколькими путями:

посредством ликвидации самих угроз (прежде всего главной среди них – недопустимо низкого уровня защиты прав собственности);

с помощью компенсации вызываемых ими восполняемых ущербов;

 проведением эффективной финансовой политики в условиях современного кризиса;

 созданием жизнеспособного хозяйственного механизма, способного участвовать в глобальной конкуренции.

В настоящее время России предстоит выработать свои методы формирования государственной политики на основе зарубежного опыта и на базе конкретных количественных значений жизненно важных интересов личности, общества, государства. 

1 Садовничий В.А. Национальная безопасность России: социальные и духовно-нравственные аспекты / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МГУ., 1995.

2 Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национальной экономики: механизм и система обеспечения в России / Т.Д. Ромащенко. Воронеж: ВГУ., 2003. С. 50-59.

3 Определенные предложения в этом направления изложены в работах: Татаркин А. И., Романова О. А., Куклин А.А., Чуканов В.Н., Яковлев В.И., Козицын А.А. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики / Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1997; Экономическая безопасность хозяйственных систем / под ред. А.В. Колосова. М.: РАГС. 2002; Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейника. М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”. 1997; Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национальной экономики: механизм и система обеспечения в России / Воронеж: ВГУ., 2001.

 

 

 

Список литературы

 

1.        О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

 2.        О концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 [Электронный ресурс].- Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3.        Агадуллин Н.Ф. Национальная экономическая безопасность как категория экономической теории / Агадуллин Н.Ф. - Уфа, 2013.

4.        Алексеев А.А. Макроэкономические аспекты обеспечения экономической безопасности в России / Алексеев А.А.- М., 2014.

5.    Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества/ Гэлбрейт Дж.К. М. : Прогресс, 1976. 

6.    Клейнер Г.Б. Национальная безопасность России (экон. и управлен. аспекты) / Г.Б. Клейнер, А.Г. Беченов, Д.С. Львова. М.: изд-во Прима-Пресс-М., 2012.

7.    Латов Ю.В. Варианты осмыслении доктрины экономической безопасности России / Латов Ю.В -Томск, 2013.

 8.    Цхададзе Н.В. Обеспечение налоговой безопасности в глобальном мире//«Экономика. Налоги.Право», № 3, 2016 г. – С.64-69.

 9.    Цхададзе Н.В. Национальная и международная налоговая безопасность в эпоху глобализации / Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России/ Сб.статей межд.научно-практической конференции/Под общей ред. . Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева,Х.А.Константиниди. - Краснодар, 2016.- С.127-132.

10. Цхададзе Н.В. Мировые тенденции налоговой безопасности /«Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента» Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции.- Самара, 2016 .- С.9-13.