Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   ХХI век рассматривается как век перехода к постиндустриальному обществу, обществу которое характеризуется тем, что основой экономики являются знания. Знания становятся «ключевым конкурентным преимуществом личности» [1], и общества.

     Знания рассматривается как информация об окружающей действительности, о человеке, его характере поведения и т.д. Знание можно рассматривать как зафиксированную информацию, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых объектов, предметов и явлений окружающего мира.

   Новый тип современной экономики ориентируется на знания и человеческий капитал.

   Определим, что сегодня понимается под «экономикой знаний».

   Большинство авторов, которые исследовали и анализировали современную экономику, рассматривают ее с позиций изучения отдельных черт и проявлений формирующейся экономической системы, делая основной акцент на одной или нескольких ее особенностях. Что же касается вопросов, связанных с ролью образования и науки, с новым качеством экономического роста в перспективе, то они являются ядром нового общества в теории экономики знаний, а в других теориях, например, глобальной сетевой экономики, рассматриваются лишь вскользь.

    На основе проведенного анализа, в исследовании Ченцовой М.В. сделан вывод о том, что экономику знаний необходимо рассматривать системно и комплексно в широком смысле. В этом случае она выступает как:

-    Постиндустриальная экономика,  поскольку в   ней  имеет   место  увеличение  доли   сферы  услуг, начинающей доминировать в процентном отношении над сферой производства.

-    Информационная экономика, поскольку информация (знания, наука) начинает играть в ней решающую роль как фактор производства.

-    Инновационная экономика, поскольку инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности.

-    Глобальная сетевая экономика, так как в экономике знаний взаимодействие между носителями знания опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном масштабе (появление сети Интернет как новой инфраструктуры экономики) [3].

   Итак, экономика знаний - это экономика основанная на инновациях, материализованных в виде новых, высокоэффективных, наукоемких технологий, сфере инновационных товаров и услуг. Однако необходимо учитывать, что экономика знаний не оперирует одними знаниями, она ориентирована на качественно новое их использование.

    Использование знаний происходит в обществе,  которое в настоящее время называется постиндустриальным.

    Постиндустриальное общество (post-industrial society) – это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей [4].

    Современное общество рассматривается именно как постиндустриальное в соответствии с логикой развития современной цивилизации. В рамках постиндустриальной теории рассматривается три большие эпохи, образующие триаду – доиндустриальное – индустриальное и постиндустриальное общество. Данная периодизация социального прогресса рассматривается по следующим параметрам:

-    основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им является информация, в индустриальном – энергия, в доиндустриальном – первичные условия производства, сырье);

-      типу производственной деятельности (он рассматривается в постиндустриальном обществе как последовательная обработка, в противоположность изготовлению и добыче на более ранних ступенях развития);

-    характеру базовых технологий (определяющихся в постиндустриальном обществе как наукоемкие, в отличие от индустриальной эпохи (капиталоемкие) и трудоемкие, в доиндустриальный период [1].

   Именно эта схема позволяет выявить, что в индустриальном обществе в основе были взаимодействия человека с природой, в индустриальном – взаимодействие человека с преобразованной им природой, а в постиндустриальном – взаимодействие между людьми.

   Роль взаимодействия, создание продуктивных отношений между людьми играет очень большую роль.

    Если рассмотреть основные показатели, характеризующие экономику знаний, то одним из таких показателей является удельный вес лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения страны. Россия, в данном показателе, занимает 4 место (после США, Норвегии и Нидерландов, по данным на начало 2000 –х годов) [3].

    В одном из исследований приводятся интересные данные по данному показателю в Норвегии, что необходимо учитывать при планировании экономического развития нашей страны.

    Обе страны являются значимыми в мировом рынке нефтедобычи, но в обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощение запасов и поэтому необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах.

   В 2005 году Норвегия провела реформу системы инновационного развития, поэтому был создан Норвежский научно-исследовательский совет и правительственное агентство «Инновационная Норвегия» [2].

     За последние годы Норвегия смогла добиться значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР (научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки).

    Норвегия смогла добиться того, чтобы иностранные корпорации, работающие на местном рынке, проводили локализацию своих технологий в стране или передавали их норвежским научно-исследовательским институтам. Для этого использовались различные поощрения и вознаграждения. Таким образом, Норвегия сумела одновременно создать свою национальную инновационную систему и сделать ее частью глобальной.  

     Задача 2020 года в Норвегии: стать ведущим международным центром нефтяной и газовой отрасли. Этого планируется достичь за счет привлечения к инвестированию международных компаний и позиционирования Норвегии как экспортера новых технологий по разведке и добыче [2].

   Опыт многих стран можно учитывать для инновационного развития нашей страны.

   В исследовании М.В. Ченцовой проанализирована ситуация, сложившаяся в России по низкой мотивационной активности в отечественной экономике. Автор отмечает следующие причины:

    Во-первых, это структурные проблемы российской экономики, доминирование в ней сырьевых отраслей. Отрасли с постоянно изменяющимся (обновляемым, совершенствующимся) продуктом предъявляют самый большой спрос на инновации. Сырьевые отрасли менее склонны к инновационным процессам, несмотря на то, что передовые нефтегазовые и сырьевые компании способствуют развитию собственных НИОКР. Тем не менее достаточно высокие цены на нефть остаются серьезным дестимулирующим фактором.

   Во-вторых, это монополизм многих крупных российских фирм. Недавние исследования показали, что монополисты, т.е. те, кто занимает более 50% национального рынка своего основного продукта, составляют около 20% всех российских компаний. При этом на тех предприятиях, которые вынуждены конкурировать с импортом, и на тех, которые работают на зарубежных рынках (экспортируют свою продукцию), уровень инновационной активности значительно выше, чем на монополистических фирмах.

    В-третьих, определенную проблему составляет  то, что налоговое регулирование до сих  пор  не было направлено на стимулирование инноваций. На данный момент налоговая система продолжает оставаться в целом нейтральной по отношению к задаче инновационного развития, что говорит о необходимости серьезного совершенствования налогового администрирования [3].

     Сегодня российское образование, которое готовит специалистов для сферы производства и инвестиций, находится в стадии модернизации. Современное высшее образование, после вхождения в Болонский процесс, направлено на повышение его качества и доступности, интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, преемственность образования, новые формы взаимодействия между людьми и отношение к человеку, готового получать, совершенствовать, развивать и применять получаемые знания.

 

Список литературы

1.      Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 288 с.

2.      Гаджиев М.М., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г. Методы финансирования науки в США и Норвегии // журнал «Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. http://uecs.ru/logistika/item/2456- 2013-10-24-07-37-47. Дата обращения 23.11.2015

3.      Ченцова М.В. Особенности формирования экономики знаний в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 2008 г., 26 с.

4.      Economic Portal.ru Сайт для тех, кто интересуется экономикой http://www.economicportal.ru/facts/postindustrialnoe-obchestvo.html. Дата обращения 23.11.2015