Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИКА ЭФФЕКТИВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

    Сегодняшнюю экономику в развитых странах справедливо называть экономикой эффективного человеческого капитала, что связано с ведущей ролью человеческого капитала в развитии общества и экономики. Помимо этого, данное обстоятельство определяет важность опережающего развития человеческого капитала как одного из важнейших производительных факторов, а также его составляющих, в т.ч. безопасность.

    Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей. Нельзя не отметить возрастание роли инновационного образования в развитии экономики в целом. Так, «теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, которые приводят к балансу между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), формируют готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества» [2: 16].

   По мнению В. Котельникова, главные движущие силы этой экономики представляют собой знания, перемены и глобализация, в силу чего человеческий ресурс превращается в стратегический фактор в условиях быстрых и непредсказуемых перемен, служащий принятию решений, критичных для компании, участвующей в глобальной гиперконкуренции.

       В современных интерпретациях на микроуровне новая экономика также понимается как экономика знаний, информационных технологий, обеспечивающих корпорации лидерство на рынке и конкурентоспособность выпускаемых ею товаров и услуг [10]. В связи с этим в производственной системе происходит ряд существенных изменений:

-       центр управления переносится с выхода системы, с качества продукции на вход – выбор конкурентоспособных поставщиков, процессы системы;

-    главными объектами управления выступают работники и процессы переработки компонентов входа системы в выход, а не оборудование и выпускаемая продукция;

-     главный предмет управления в новой экономике составляют методы управления персоналом и процессами, обеспечивающими достижение целей системы – выпуск конкурентоспособной продукции, а не методы изготовления последней;

-    информационные и коммуникационные связи исследуются и устанавливаются не по изолированным стадиям жизненного цикла продукта, а по всем его стадиям как интегрированной системы.

     С появлением и расширением рыночных отношений движителем экономического развития становится конкуренция, которая формирует и отбирает наиболее эффективные формы в сфере собственности, предпринимательства, управления и, конечно же, трудовых ресурсов. Особое значение для трансформации трудовых ресурсов имеют образование и наука, ускоренное развитие которых совпадает с периодами высокой концентрации качественных сдвигов в технике. В период промышленной революции XVIII в. имело место распространение грамотности и возникновение профессионального обучения в сочетании с индивидуальной научной деятельностью; на конец XIX - начало XX вв. приходятся массовое общее и специальное образование и возникновение специализированного научного труда; научно-техническая революция 2-ой половины ХХ в. связана с существенным повышением уровня среднего и быстрым развитием высшего образования при превращении науки в непосредственную производительную силу, в отрасль экономики, производящую знания.

    Анализируя социально-экономические процессы, исследователи приходят к выводу, что циклы роста и развития человеческого капитала являются главными генераторами инновационных волн и циклов развития мировой экономики и общества [8]. Именно человек с его развитой способностью к труду, реализуемой в производстве и науке, задает смену технологических укладов, в которой каждый последующий уклад связан с новым уровнем развития человеческого капитала, с его более высоким качеством.

     Технико-экономическое видение новой экономики концентрируется на ведущих отраслях, определяющих развитие экономики. В технологических укладах, отражающих длинные волны Н.Д. Кондратьева, пятый, датируемый 1980-2040 гг., базируется на биотехнологии, микроэлектронике, ядерной физике, вычислительной технике, а зарождающийся сегодня шестой – на нанотехнологиях, клеточных технологиях, генной инженерии, системах искусственного интеллекта, глобальных информационных сетях и телекоммуникационных технологиях. В современной России по оценкам исследователей присутствуют различные технологические уклады, от первого до пятого, при доминировании третьего и четвертого, функционирование которых обеспечивает производство более 90% ВВП.

   На сегодняшний день к драйверам новой экономики относятся такие институты, как образование, наука, интеллектуальные услуги, информационные технологии. В субъектном аспекте новую экономику представляют корпорации, использующие информационные и инновационные технологии и реализующие на этой основе венчурные проекты (критерием для отнесения их к новой экономике является направление на упомянутые нужды более 60% привлеченного капитала).

    Отмечая, что XXI век осознается как век наукоемких технологий, получающих свое бытие в сфере материального и нематериального производства, а также в социальной сфере (образовании, здравоохранении и других отраслях социальной инфраструктуры), специалисты фиксируют наступление времени производственного освоения накопленных знаний в наукоемких технологиях [4]. В целом формирование нового качественного состояния экономики обусловлено тенденциями ускорения процессов общественного воспроизводства, усилением роли информационно-интеллектуальных императивов хозяйственной деятельности, виртуализацией экономики, активизацией процесса международной интеграции [9].

    В чертах новой общественно-экономической формации особо отмечается изменение роли человека и его трудового ресурса как источника научной информации. Направленность трансформации роли индивида исследователи связывают с расширением индивидуальных свобод в процессе производства, повышением возможностей горизонтальной мобильности индивида, приобретением творчеством характера приоритетного вида трудовой деятельности, развитием индивидуальной собственности, усилением влияния социальных факторов на реализацию экономических интересов индивида [3]. При этом креативный и инновационный характер труда полагается основой становления новой экономики и детерминантой расширения свобод индивида в современном производстве и управлении.

    Актуальная особенность современного общества заключается в том, что работники предприятий всегда находятся в условиях своеобразного созидательного конкурентного давления, под действие которых происходит формирование и «отшлифовка» индивидуальных профессиональных навыков. Для каждого из них «жизнь превращается в постоянную борьбу за выживание функции на предприятии». Каждый из них обязан оперативно реагировать на все изменения при проведении поиска направлений и возможностей совершенствования своих навыков и при этом конструктивно оценивать все возможные предельные и альтернативные предельные издержки, т. е., иными  словами, они должны действовать буквально как предприниматели-инноваторы при управлении своим человеческим капиталом. Подобной позиции придерживаются многие теоретики менеджмента, такие как П. Друкер, считавший, что работников, осуществляющих умственную деятельность, нужно рассматривать как основной капитал фирмы [1].

    Изменение роли человеческого фактора в общественной производительной комбинации связано с ростом научно-технической вооруженности труда, в результате которой работник приводит в действие все большую массу дорогостоящих средств производства. В этих условиях во много раз возрастает ответственность работника, приводящего в движение средства производства, стоимость которых может превышать заработок за всю трудовую жизнь индивида.

    В условиях индустриальной экономики профессионализм сводился к уровню квалификации, специальных знаний и опыту работы. Развитие постиндустриализма делает такую трактовку слишком узкой. Профессиональная деятельность уже не сводится к решению только производственно-технических задач, она все больше сопряжена с активным участием в реализации социальных, экономических, коммерческих, правовых и управленческих программ. Возрастают требования не только к квалификации, но к самой личности работника. К таким характеристикам, как профессионализм и уровень квалификации работника, необходимо добавляются интеллект, эмоциональная зрелость, психическое состояние и т.п. Все большее значение приобретают личные качества носителей трудового ресурса: ответственность, инициативность, способность общаться, создавать связи, честность, порядочность, преданность корпоративным интересам.

    Трансформацию трудового ресурса, превращение его в решающий фактор современной экономики исследователи объясняют новой комбинацией производительных сил, в которую включаются наука и профессиональное образование. Развитие науки и техники, превращение первой в непосредственную производительную силу и постоянно ускоряющаяся смена поколений последней требуют от трудового ресурса непрерывного обновления. Единожды полученное образование, сколь бы высоким оно не было, не обеспечивает соответствия производительных способностей человека требованиям производства. В зрелой индустриальной и формирующейся постиндустриальной экономике формирование трудового ресурса приобретает черты непрерывного обучения: первоначальное образование служит фундаментом для дальнейшего образования в течение всей трудовой карьеры. При этом, акценты смещаются на высшие потребности человека – самоутверждение и самореализацию.

    Нельзя не отметить важность вопроса источников человеческого капитала, так, эффективное функционирование и приращение человеческого капитала возможно только при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства, направленных как на его формирование и воспроизводство, так и на обеспечение высокого качества жизни. При этом, социальные инвестиции рассматриваются как все виды вложения в денежной или иной форме, которые способствуют росту производительности труда и повышению доходов человека [6: 24]. Опираясь на положение о том, что существует устойчивая взаимосвязь между социальной организацией общества и его экономической жизнью, представляется возможным утверждать, что к финансовым источникам формирования запасов компонентов человеческого капитала относятся инвестиции в социальную сферу, осуществляемые государством, бизнесом и самим человеком (его семьей) [5: 124-130].

    Итак, в современном историческом контексте: во-первых, информация становится главным объектом экономических отношений; во-вторых, сами экономические отношения интернационализируются под влиянием глобальных трансформаций; в-третьих, происходит сложный, противоречивый процесс трансформации характера соединения работника со средствами производства, выраженный едва очерченными контурами «homo-kreator» - человека творческого – модели, замыкающей на себе цивилизационные трансформации, связанной на построении новой, постиндустриальной экономики [7: 56].

    Таким образом, необходимо сказать, что в отличие от традиционных подходов к исследованию человеческого капитала, в качестве основного критерия отнесения трудовых способностей индивида к человеческому капиталу мы можем выдвинуть креативность как основной когнитивный метод интеллектуального труда, нацеленного на выполнение ценной, оригинальной работы и предполагающего развитие в индивиде таких когнитивных способностей, как метафорическое мышление, синтез, творческий подход к решению  задач и дивергентное мышление.

Соответственно экономика эффективного человеческого капитала, это экономика креативного активного индивида как носителя человеческого капитала, способного к инновациям и расширенному воспроизводству человеческого капитала как условия эффективного развития экономики в целом.

 

Список литературы

1.      Drucker, P.F. Managing for the Future: the 1990s and Beyond / P.F. Drucker. – N.Y., 1993. – P. 328-335.

2.      Вертинская, Ю.К. Роль и место инновационного образования в современной России // Новации и инновации в образовании: Коллективная монография; под редакцией академика ГАН РАО Ю.С. Давыдова. –   Москва – Пятигорск, 2010. – Том 2. – 203 с. – C. 16.

3.      Горчев, Й. Реализация экономических интересов индивида в условиях становления новой экономики. – Автореф. дисс. … к.э.н. Тамбов, 2012.

4.      Изучение «новой экономики» – основные подходы и проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:   http://laboureconomics.ru/neweconomics/125

5.      Касаева, Т.В. К вопросу о финансовых источниках человеческого капитала / Т.В. Касаева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов н/Д.: издательство Южного Федерального Университета, 2007. – Том 5, № 2. – Часть 2. – С.124-130.

6.      Касаева, Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: автореф. дис. …кандидата экон. наук: 08.00.01 / Т.В. Касаева. – Ставрополь, 2007. – 24 с.

7.      Касаева, Т.В., Бондарская, Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (130). – С. 51- 56.

8.      Корчагин, Ю. Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности: доклад [Электронный ресурс]. – Москва-Воронеж, 2011. –28 с. –   Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2012/03/12/1266189252/Doklad.doc

9.      Кругова, Е.Ю. Становление новой экономики в России: детерминирующая роль виртуализации денег. – Автореф. дисс. … к.э.н. Тамбов, 2012.

10.   Организация обучения персонала принципам новой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL:http://www.barmashova.ru/rinochnaj_ekonomika/organizazia_obuchenia_persjnala/index.html