Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Уровень реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере зависит от состояния взаимодействия государственных структур, институтов гражданского общества. В условиях проведения в Российской Федерации курса на усиление защиты прав и свобод граждан, укрепление законности в сфере государственного управления и борьбы с коррупцией организация взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества – особенно актуальная задача.

 Николай Валерьянович Муравьев, возглавивший царскую прокуратуру на рубеже XIX – XX вв., отмечал, что от характера отношений с институтами гражданского общества изменяются к лучшему или к худшему свобода, правильность и успешность всей прокурорской деятельности. Он считал, например, что, пренебрегая признаками общественного суждения, прокурорский надзор рискует быть оторванным от общества, стать чуждой и даже враждебной ему силой, действия которой, лишенные поддержки и сочувствия, не будут достигать своей конечной цели – ограждение общества от беззакония. Но одновременно им высказывались и опасения по поводу преувеличенной озабоченности общественным сочувствием, изменчивым и шатким по своей сути, когда государственный деятель действует не по долгу службы и призванию, а исходя из конъюнктурных соображений общественного одобрения, заискивает перед случайностями и прихотями преобладающего мнения. «Присматриваясь и прислушиваясь к тому, что делается в общественной жизни, … равно хладнокровный к похвалам и порицаниям, прокурор должен неуклонно делать свое дело и в его трудно дающихся, бесшумных, но честно одержанных победах над беззаконием находить себе скромное удовлетворение» – такой образец прокурора виделся автору цитируемых строк[1]. Жизнь и сегодня во многом доказывает справедливость этих утверждений.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка прямо ориентирует прокуроров на осуществление делового сотрудничества с институтами гражданского общества, расширение и укрепление этих связей, позволяющих органам прокуратуры более эффективно решать поставленные задачи по защите интересов личности и государства, укреплению законности и правопорядка. Сплав этих разносторонних усилий зачастую имеет решающее значение в сфере борьбы с коррупцией, позволяя преодолевать правовую формализованность нормативных предписаний, поддерживать связь с обществом, испытывающим все последствия высокого коррупционного давления, высвечивать морально- этическую сторону проблем, способствуя самому справедливому их разрешению.

Материалы многолетней прокурорской практики свидетельствуют, что эффективное партнерство с институтами гражданского общества возможно лишь на основе принципов равноправия, взаимного доверия, уважения и учета интересов друг друга. Не является исключением и сфера борьбы с коррупцией.

Безусловно, прокуроры должны правильно оценивать свою роль в процессе такого сотрудничества и к организации взаимодействия подходить с учетом требований действующего законодательства, согласно которым стороны не заменяют и не подменяют друг друга, а также других государственных органов и институтов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Основные вопросы взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией предопределяются их функциональным предназначением и осуществляются, прежде всего, по следующим направлениям:

обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

 мониторинг, а также содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в части приведения их в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права;

ведение правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, юридическое консультирование, а также информирование в связи с этим о результатах своей деятельности населения и органов власти.

Так, общие точки соприкосновения зачастую проявляются при участии в общественных и открытых парламентских слушаниях, обращении сторон к экспертным возможностям друг друга при проведении ревизий и проверок поднадзорных прокуратуре объектов, в том числе связанных с мониторингом состояния законности, инициировании социологических исследований по различным вопросам общественного мнения и дальнейшего использования получаемых результатов.

Прокуроры совместно с представителями институтов гражданского общества участвуют в работе специальных совещаний, рабочих групп и комиссий, создаваемых при органах власти по вопросам борьбы с коррупцией. Это способствует оперативной выработке взвешенных, всецело основанных на законе решений по вопросам, имеющим принципиально важное значение.

Характер имеющихся полномочий, форм и методов их осуществления, а также располагаемой информации о состоянии реализации правовых норм позволяет органам прокуратуры совместно с институтами гражданского общества проводить глубокий комплексный анализ и оценку действующего законодательства и правоприменительной практики на предмет полноты правового регулирования, соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

Распространенной формой взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества является разрешение обращений последних в интересах конкретных лиц, пострадавших от недобросовестных чиновников.

На местах регулярно проводятся встречи представителей органов прокуратуры и общественных структур, совместно организуются «горячие телефонные линии», выездные приемы населения. Нередко это позволяет значительно снизить напряженность, спровоцированную фактами бездействия либо неэффективной работой местных органов власти по решению проблем граждан, отстаиванию их прав и свобод.

Иногда стороны активно сотрудничают в вопросах повышения квалификации своих представителей.

В целом современная российская прокуратура последовательно демонстрирует готовность к широкому, полномасштабному сотрудничеству с институтами гражданского общества и стремится его наращивать в вопросах укрепления законности и, прежде всего, борьбы с коррупцией.

При этом трудно переоценить роль прокуроров в последовательном утверждении в правоприменительной практике тех из получивших воплощение в законах стандартов, которые формируют правовую платформу для организации и деятельности рассматриваемых общественных структур, определяют характер присущих им свобод, степень защиты от незаконного вмешательства.

Например, органам прокуратуры принадлежит важная роль в обеспечении исполнения требований Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и, главным образом, его ст. 36, в соответствии с которой вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных данным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного     в     иной     форме     влечет     ответственность,     установленную законодательством      Российской     Федерации.      При      этом      деятельность      самого Уполномоченного и его аппарата находятся за рамками предмета прокурорского надзора.

Также в центре внимания прокуроров традиционно находятся вопросы исполнения законодательства при проведении публичных мероприятий, гарантирующего деятельность средств массовой информации и доступ к сведениям о работе органов власти. Во многом благодаря усилиям прокуроров сформировалась надлежащая практика реализации Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», законодательства о некоммерческих организациях, финансируемых из-за рубежа. Появление новых приоритетов в прокурорском надзоре предопределено принятием 21 июля 2014 г. Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который адекватно отражает существующую сегодня в обществе острую потребность в эффективном и беспристрастном контроле за решениями и действиями (бездействием) органов власти.

В сентябре 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», где впервые на законодательном уровне органы прокуратуры отнесены к субъектам профилактики правонарушений, ранее де-факто также занимавшиеся этой деятельностью. В этой связи необходим анализ соответствующей прокурорской практики с тем, чтобы обеспечить единообразный подход к реализации органами прокуратуры предусмотренных обозначенным законодательным актом направлений профилактики правонарушений и в целях выработки конкретных практических рекомендаций.

Безусловно, указанными вопросами современная деятельность прокуратуры не исчерпывается, имея по своему характеру и содержанию разновекторный характер, где собственно роль институтов гражданского общества может варьироваться. Бывает, представители этих структур допускают неправомерно широкую интерпретацию своего мандата, ищут сомнительной популярности, огульно обвиняют государственных служащих, не поддающихся на эти злоупотребления, в бюрократизме, коррумпированности и др. Это поведение не остается незамеченным в общественной среде и через прокуратуру, иногда и сугубо по инициативе прокуроров реализуется соответствующее корректирующее воздействие. Важно совместными согласованными усилиями и далее продолжать борьбу с подобными негативными проявлениями, дискредитирующими саму идею и правовой институт «гражданское общество».

В целом практика активного диалога прокуратуры и гражданских структур уже сполна доказала способность выработки совместных продуктивных решений на основе консолидации усилий государства и общества в сфере борьбы с коррупцией. Эту традицию надо сохранить.

Продолжающийся процесс совершенствования законодательства, развитие складывающихся отношений требуют от прокуроров углубления сотрудничества с институтами гражданского общества, придания ему систематического и планомерного характера, активного использования зарекомендовавших себя ранее и появившихся только в последние годы методов работы, интенсивного поиска и внедрения в практику новых действенных форм взаимодействия с учетом решаемых органами прокуратуры в современных условиях целей и задач.

 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. – М., 1889. –Т. 1. – С. 509–515.

 

 

Список литературы

 

 

1. Козлов Т.Л. Прокурорский надзор в сфере профилактики коррупции: монография. – М.: Юрлитинформ, 2015.

2. Коррупция: природа, проявления, противодействие / отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: ИД «Юриспруденция», 2012.

6.   Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. – М., 1889. –Т. 1. – С. 509–515.