Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

В статье рассматриваются вопросы развития приграничного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации, его основные виды, автор проводит анализ существующих на сегодняшний день проблем данного рода сотрудничества и предлагает возможные пути их решения в соответствии с нормами российского и зарубежного права.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, приграничные территории, миграционный поток, интеграционные процессы, кооперирование.

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее по тексту - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.[1]

Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

На сегодняшний день приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Создание благоприятных условий для внешнеэкономического развития приграничных регионов является приоритетным направлением для роста экономики приграничных субъектов Федерации.

В международном праве понятие «приграничное сотрудничество» рассматривается как любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей[2].

На сегодняшний день обладание высокой политической волей как со стороны Республики Казахстан (далее по тексту Казахстан), так и со стороны Российской Федерации (далее по тексту Россия) позволяют двум странам полноценно развивать такие направления как промышленная кооперация, инвестиционные проекты, научно – образовательные проекты.[3]

В данном контексте можно утверждать о наличии многолетней и устойчивой тенденции к росту взаимных инвестиций.[4]

Основополагающим направлением в развитии приграничного сотрудничества двух стран выступает экономическое, благодаря которому Казахстан и Россия участвуют в интеграционных процессах, способствующих кооперированию экономических потенциалов обеих стран (в данном случае основной акцент делается на развитии торговли, промышленной кооперации, а также на реализацию совместных инвестиционных проектов).

На сегодняшний день Казахстан выступает одним из основополагающих торговых партнеров для большого количества субъектов России (так, между регионами двух стран подписано около 300 соглашений в разных сферах взаимодействия).

Начиная с 1995 года, по настоящее время приграничное сотрудничество между регионами России и Казахстана реализуется на базе межгосударственных Соглашений и Программ[5].

Помимо этого, стало традиционным проведение тематических ежегодных форумов межрегионального сотрудничества двух стран с участием глав государств, при этом сам формат мероприятий доказал свою эффективность.

Пограничная деятельность органов государственной власти России и Казахстана определяется задачами, установленными на внешнеполитическом уровне (данный вид деятельности охватывает органы пограничной, таможенной, миграционной служб и внутренних дел стран).

Сотрудничество данного рода органов государственной власти преследует двоякую цель: во – первых, оно призвано снизить барьерную функцию российско-казахстанской границы для населения, проживающего в зоне приграничья, и хозяйствующих субъектов, во – вторых – благодаря данному виду сотрудничества пресекаются неконтролируемая миграция, незаконный оборот психотропных и наркотических веществ, антитеррористическая деятельность, контрабанду на территорию обеих стран не санкционной продукции.

Достаточно активно осуществляется сотрудничество обеих стран в отношении регулирования миграционных потоков, пересекающих государственную границу стран, ввиду тог, что неуправляемый процесс миграции населения имеет политический, социальный и экономический эффекты.[6]

В целом, процесс регулирования миграционных потоков между обеими странами трудностей не представляет, но решение вопроса относительно осуществления контроля за транзитом мигрантов из других стран, становится на сегодняшний день очень актуальным.[7]

Отличительным направлением приграничного сотрудничества России и Казахстана является непосредственное взаимодействие органов государственной власти обеих стран при возникновении стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Главнейшими видами межрегионального и приграничного сотрудничества правоохранительных органов обеих стран являются проведение: совместных совещаний и встреч; осуществление розыска преступников; взаимообмен оперативными данными на активных участников преступных сообществ; оперативно-профилактические операции широкого масштаба.

Отдельного внимания в контексте анализа приграничного сотрудничества России и Казахстана заслуживают перспективы развития автодорожных коммуникаций между двумя странами.

Отметим, что с ноября 2015 года в России была введена плата за движение большегрузов по федеральным дорогам общего пользования, размер которой до 01.03.2016 года составлял 1,53 руб/км, а до 31.12.2018 года – 3,06 руб/км., при этом в Казахстане данные нормативы не введены, что, таким образом, создает различие, усложняющее процесс кооперирования транспортных систем обеих стран.[8]

На сегодняшний день Россия и Казахстан находятся на сплетении основополагающих торговых путей между Европой и Азией, имея единую таможенную границу, располагают широкомасштабной сетью железнодорожных и автомобильных дорог.

С учетом вышеизложенного, можно сформулировать следующие приоритетные для обоих государств направления будущего развития приграничного сотрудничества:

-   создание благоприятных условий для последующей интеграции производителей и потребителей, посредством чего происходит укрепление экономической основы партнерства двух стран;

-   скооперированность нормативно – правовой базы относительно создания стимулов и механизмов, которые будут мотивировать интерес обоих государств к развитию сотрудничества;

-        взаимовыгодное использование инвестиционных проектов, научно – технического и образовательного потенциала.

Таким образом, существующий период приграничного сотрудничества России и Казахстана следует трактовать в инновационном формате, который может позволить достичь значительного синергетического эффекта, благодаря совместной реализации долгосрочных стратегических задач.


1    Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 8. Ст. 764.

2 Европейская рамочная конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 21 мая 1980 г. // http://docs.cntd.ru/document/901734774 (дата обращения 31.08.2017 года)

3 Данный факт может быть подтвержден, например, документами юбилейного Х форума межрегионального и приграничного сотрудничества России и Казахстана (Екатеринбург, 9-11 ноября 2013 г.)

4   https://www.ritmeurasia.org/news--2016-09-12--prigranichnoe-sotrudnichestvo-kazahstana-i-rossii-idut-investicii-skupajutsja-rubli-25650 (дата обращения 31.08.2017 года)

5    Такого рода Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан были заключены в 1995,1999 и 2010гг. 232 Эти документы получили практическую реализацию в рамках трех программ приграничного сотрудничества российских и казахстанских регионов, заключенных на следующие временные периоды: 1999-2007 гг.; 2008-2011 гг. и 2012-2017гг. 233

6   Шайкин Д.Н. Особенности и возможные последствия миграционных процессов в приграничных регионах России и Казахстана // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 7. С.57-62.

7 Иванов В.Н. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Внешнеэкономическая деятельность. 2015. № 7. С.46.

8 Швецова Е.В. Создание транспортно – логистической системы как залог развития инфраструктуру региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 4. С.126.

 

Cписок литературы и источников Нормативно – правовые акты

1.                   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,   от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2.                   Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001.№ 8. Ст. 764.

3.                   Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 № 2193-р (ред. от 28.12.2016) «Об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 45. ст. 6287.

4.                   Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 8. Ст. 1142.

 

Учебники, периодические издания

 

 

5.                   Васильева М.В. Институциональные преобразования таможенных органов и их влияние на экономику России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 26. С. 23-31.

6.                   Глазьев С. Перспективы развития евразийской экономической интеграции от ТС – ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2012. № 4. С. 3-12.

7.                   Гонтмахер Е. Мировые миграционные процессы: необходимость глобального регулирования // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 136-146.

8.                   Иванов В.Н. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Внешнеэкономическая деятельность. 2015. № 7. С.46.

9.                   Шайкин Д.Н. Особенности и возможные последствия миграционных процессов в приграничных регионах России и Казахстана // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 7. С.57-62.

10.               Швецова Е.В. Создание транспортно – логистической системы как залог развития инфраструктуру региона  // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 4. С.126.

Интернет – ресурсы

 

11.               https://www.ritmeurasia.org/news--2016-09-12--prigranichnoe-sotrudnichestvo-kazahstana-i rossii-idut-investicii-skupajutsja-rubli-25650 (дата обращения 31.08.2017 года)

12.               Европейская рамочная конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 21 мая 1980 г. // http://docs.cntd.ru/document/901734774 (дата обращения 31.08.2017 года)