Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО: ВСЕ ЛИ РАВНЫ ПЕРЕД НИМ?

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

   Нормы международного гуманитарного права принято считать императивными началами всего международного права, то есть данные нормы имеют приоритет над нормами иного характера, они обязывают субъектов данной отрасли права неукоснительно им следовать.

     Указанные нормы нашли свое закрепление в обычном праве и писаных актах международного публичного права. Так, принятые в конце 40-х годов прошлого столетия Женевские конвенции четко закрепили права и обязанности участников вооруженных конфликтов: как внутренних, так и международного характера. До некоторых пор, было принято считать, что указанные выше нормы, не просто рекомендуют «правила игры», а стопроцентно связывают участников конфликта по рукам и ногам, не давая возможности отступления от Женевских норм ни на шаг. В противном случае, в действие вступают нормы ответственности, за нарушение законов и обычаев войны. На протяжении времени один за другим появлялись международные трибуналы, которые брали на себя «карательную» функцию – наложение ответственности за военные преступления. В конце 90-х годов на смену им пришел Международный уголовный суд, компетенция которого включает расследование, предъявление обвинения и проведение судебного разбирательства, а также наложение ответственности на лиц, виновных в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных после 1 июля 2002 года. Однако и тут наблюдаются некоторые трудности – юрисдикция Международного уголовного суда возникает в случаях, если:

1.            преступление совершено на территории государства-участника Римского статута, на основании которого действует данный международный судебный орган;

2.            обвиняемый является гражданином государства-участника Римского статута;

3.            государство, которое не является участником Римского статута, признает юрисдикцию Международного уголовного суда по соответствующему преступлению/преступлениям;

4.            ситуация передается прокурору Международного уголовного суда Советом Безопасности ООН.

   Однако, как показывает современная действительность, ни императивность норм международного гуманитарного права, ни принцип неотвратимости наказания, ни отсутствие срока давности за военные преступления, не выступают сдерживающим фактором.

     Время от времени, в разных уголках планеты вспыхивают вооруженные конфликты, разрушая инфраструктуру городов, унося сотни человеческих жизней…

   Афганистан, Ирак, Иран, Сирия, Украина – это далеко не полный список стран, испытывающих на себе все ужасы военный действий.

    Широкий резонанс в мире получили события, проходящие в настоящее время на территории Украины. Внутренний вооруженный конфликт между ополченцами восточных районов страны и правительственными войсками государства изобилует нарушениями норм международного гуманитарного права. Между тем, по мнению военного эксперта по международному гуманитарному праву Ивана Котлярова, действия ополчения полностью вписываются в рамки гуманитарного права, поскольку ополченцы отвечают необходимым требованиям, а именно – контролируют определенную часть территории и действуют согласовано, четко соблюдая правила ведения войны, в отличие от регулярных вооруженных сил Украины.

    Однако, как отмечается в «Белой книге нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине», изданной Министерством иностранных дел Российской Федерации, основная цель данного издания – заострить внимание на фактах нарушения норм гуманитарного права международного сообщества и ключевых международных правозащитных структур, а также профильных неправительственных организаций, которые до настоящего момента не проявили должного и непредвзятого внимания к украинской проблематике.

     Вместе с тем, озабоченность Российской Федерации ситуацией на юго-востоке Украины вполне обоснованна. Являясь участницей Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, наша страна неукоснительно придерживается прописанных в указанных документах норм. В данном случае речь идет о статье 89 Дополнительного протокола I, которая требует, чтобы в случае совершения серьезных нарушений Женевских конвенций и Дополнительного протокола I государства принимали меры как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с ООН. В этой связи Россия неоднократно обращалась в Совет Безопасности ООН, с целью принятия резолюции по Украине и оказания гуманитарной помощи населению юго-востока. Однако вопреки резолюции 1296 (2000) Совета Безопасности «О защите гражданских лиц в вооруженном конфликте», данный орган Организации не только не оказал поддержку одному из своих постоянных членов, но и постарался осудить действия России в  урегулировании вооруженного конфликта на Украине. Следует отметить, что подобные действия противоречат упомянутой Резолюции, в которой прямо указывается на то, что Организации Объединенных Наций несет «главную ответственность на основании Устава Организации Объединенных Наций за поддержание международного мира и безопасности и подчеркивает важность принятия мер, направленных на предотвращение и разрешение вооруженных конфликтов». В этой же Резолюции Совет Безопасности «заявляет о своей готовности рассмотреть вопрос о целесообразности и возможности создания временных зон безопасности и безопасных коридоров для защиты  гражданских лиц и предоставления помощи в ситуациях, характеризующихся угрозой геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений против гражданского населения».

    Но, практика говорит об обратном - вопреки сложному положению гражданского населения на юго- востоке Украины, когда оно регулярно подвергается обстрелам, захватам, пыткам, невозможности оказания неотложной медицинской помощи и прочим ужасам войны, ни одна международная организация не сочла возможным оказать содействие российской стороне в предоставлении гуманитарной помощи. Миссия ОБСЕ из- за регулярных обстрелов территории, находящийся под контролем ополченцев, украинскими войсками и батальонами, не может обеспечить свободное передвижение своего персонала для оказания помощи в той мере, насколько это необходимо  для осуществления им  своих задач.  В  этой  же связи,  Международный комитет красного креста свернул свою деятельность на Украине после гибели одного из своих сотрудников.

    Вопреки нормам международного гуманитарного права, согласно которым, в районы населенные гражданскими лицами в период вооруженного конфликта как международного, так и внутреннего, по гуманитарным коридорам, пользующимся защитой от нападения, предоставленным противной воюющей стороной, может предоставляться гуманитарный груз. Кроме того, необходимо помнить, что нормы международного гуманитарного права обязывают сторон конфликта содействовать оперативной и беспрепятственной доставке нейтральной гуманитарной помощи всему нуждающемуся населению. Стороны должны давать согласие на операции по оказанию помощи и не могут отказывать в таком согласии по произвольным основаниям. Они вправе контролировать содержание и процесс доставки гуманитарной помощи. Однако сознательное препятствование прохождению гуманитарных грузов запрещается. Но, именно препятствованием прохождения российского гуманитарного конвоя и занималось правительство Украины на протяжении длительного времени. Министерством иностранных дел Украины было заявлено, что прохождение российского гуманитарного конвоя на украинскую территорию будет означать нарушение со стороны России ключевых принципов международного права в части нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела другого государства. В указанном заявлении власти Украины обратились с призывом к международному сообществу «присоединиться к решительному осуждению незаконных и агрессивных действий РФ».

    Следует отметить, что подобные нарушения фундаментальных норм международного гуманитарного права не должны вытекать из действий и политики современных государств. Хочется верить, что основные субъекты международного права не будут в последующем трактовать женевские и гаагские нормы в своем, иногда двояком понимании, отходя от истинных целей права вооруженного конфликта.

 

Список литературы

1.      Белая книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (ноябрь 2013 – март 2014)      http://www.mid.ru/bdomp/Ns-dgpch.nsf/0/38fa8597760acc2144257ccf002beeb8/

2.      Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. – М. Международный Комитет Красного Креста, 2000ю – 720 с.

3.      Резолюция 1296 (2000) Совета Безопасности ООН «О защите гражданских лиц в вооруженном конфликте» http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/scdocs.shtml