Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2018г.

Транспорт есть важнейшая составная часть инфраструктуры российской экономики, от уровня его развития и работы в значительной мере зависит успешное осуществление экономической стратегии государства и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства и торговли. В России, отличающейся большой протяженностью, первостепенная роль в области перевозок принадлежит железнодорожному транспорту. Ежегодно по железной дороге перевозится 44% всех грузов и 27% пассажиров.

Несомненно, железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности:

-   универсальность: по железной дороге может перемещаться большой объем грузов (уголь, железная руда, нефть, промышленное оборудование) и множество пассажиров, что делает его эксплуатацию крайне эффективной;

-   высокая провозная и пропускная способность: двухпутная железная дорога может пропустить около 75-100 пар поездов в сутки, при этом каждый из них перевозит более 100 млн тонн груза (Транссибирская магистраль);

-   большие скорости движения: до 100 км/ч;

-   круглосуточная работа транспорта;

-   высокая экологичность;

-   нормативный характер работы.

Ввиду перечисленных отраслевых особенностей данного вида транспорта криминальные процессы, характерные в целом для страны, не могли обойти стороной железнодорожные перевозки. Преступность на железной дороге набирает обороты, при этом отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений, а сами преступления приобретают все более организованный характер. В силу этого причиняется огромный материальный ущерб и увеличиваются иные негативные последствия.

Дадим определение понятию «преступление». Так, в соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) преступлением признается виновно совершенное общественно- опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

В сфере грузовых перевозок на железной дороге существует перечень преступлений, которые условно можно разделить на две отдельные категории:

1.   Преступления, характерные для деятельности железнодорожного транспорта (хищение грузов путем кражи – ст. 158 УК РФ, грабежа – ст. 161 УК РФ, разбоя – ст. 162 УК РФ, мошенничества – ст. 159 УК РФ). Данные противоправные действия совершаются как работниками железнодорожного транспорта, так и иными лицами.

2.    Иные преступления в сфере грузовых перевозок, не связанные с хищением грузов (против собственности, против личности, экономической деятельности, общественной безопасности). Причем эти деяния также могут совершаться работниками железнодорожного транспорта, имеющими доступ к перевозочным железнодорожным документам, а также иными лицами: причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и подделка документов, предусмотренные ст. 165 и ст. 327 УК РФ.

Организационное построение органов внутренних дел на транспорте определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемых конкретными органами внутренних дел. Зона ответственности Восточно-Сибирского управления МВД России на транспорте охватывает четыре субъекта Российской Федерации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия и Якутия. На ВСЖД располагаются 234 станции, 523 остановочных пункта, 876 платформ. 144 станции оснащены вокзалом, из них 21 классифицированный вокзал, один внеклассный вокзал, один вокзал первого класса, 12 – второго класса, 7 отнесены к третьему классу.

Анализ структуры преступности на железнодорожном транспорте, а также ее динамики в целом по России за 2013–2018 гг. и по Восточно-Сибирской железной дороге в частности за 2011–2015 гг. позволяет выделить из общей картины отдельные категории преступлений и их процентное соотношение, а также отметить рост их количества в сфере грузоперевозок. Судебно-следственная практика на Восточно- Сибирской железной дороге показывает, что наибольшую общественную опасность и материальный вред наносят именно кражи грузов, совершенные непосредственно из подвижного состава.







Таблица 2 Характеристика преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок в 2011–2015 гг. Восточно-Сибирского региона

 

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

Количество зарегистрированных

преступлений

12881

11806

11283

11461

11528

Удельный вес, %

0,24

0,25

0,26

0,28

0,30

В сфере грузовых перевозок

108

97

154

150

129

Удельный вес, %

0,8

0,8

1,3

1,3

1,1

Удельный вес потерпевших –

физических лиц, %

1

5,1

0,6

2,7

0,8

Удельный вес потерпевших –

юридических лиц, %

14,8

16,4

10,4

4

7,8

Кражи цветных металлов

39

39

43

42

26

Удельный вес, %

0,3

0,3

0,4

0,3

0,2

Кражи черных металлов

82

39

24

26

24

Удельный вес, %

0,6

0,3

0,2

0,2

0,2

 

Как видно из рисунков, количество преступлений на транспорте в целом по стране с 2013 года сократилось, однако можно отметить их рост в 2017 г. Как показывают прогнозы, в конце 2018 года количество преступлений вполне может превысить уровень 2013 года. Сопоставляя данные представленных рисунков с данными таблицы 2, можно отметить, что удельный вес преступлений, совершенных на объектах отдельно взятой ВСЖД, стабильно держится на уровне одной четверти, причем в большей степени ущерб наносится юридическим лицам. Данные таблицы 1 свидетельствуют, что самыми распространенными преступлениями на железной дороге остаются именно кражи грузов.

По статистике исследователей в начале 1990-х гг. в России было зарегистрировано в среднем около 70 тыс. случаев хищений грузов. Их номенклатура охватывала довольно широкий круг товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая автомобильными запасными частями, в том числе зафиксировано множество случаев кражи продукции импортного производства. В настоящее время ситуация практически не изменилась. Значительная часть краж грузов остается нераскрытой, высока их латентность, что обусловливает необходимость усиленной борьбы с данным видом преступлений. Предметом посягательств злоумышленников является имущество физических или юридических лиц. Основными объектами являются те грузы, к которым имеется более свободный доступ ввиду конструкционных особенностей железнодорожного подвижного состава: электроника, одежда и обувь, лекарственные препараты, строительные материалы, алкогольная и пищевая продукция, черные и цветные металлы.

Согласно данным сотрудников органов внутренних дел на железной дороге регистрируется только 30% всех совершенных преступлений. Большинство краж в сфере грузовых перевозок возникает в процессе перевозки материальных ценностей от станции погрузки до станции выгрузки и приходятся, как правило, на летний период. Хищения происходят в основном в вечернее и ночное время во время стоянок поездов на станциях или грузовых дворах. Лицами, совершающими противоправные действия, являются в основном мужчины в возрасте от 18 до 24 лет (около 94%), абсолютное большинство которых – работники железнодорожного транспорта (монтеры пути, осмотрщики вагонов, машинисты и помощники машинистов).

Способы хищения грузов на железнодорожном транспорте достаточно разнообразны: просверливание цистерн, пролом крыши и полов вагона, срыв запорно-пломбировочных устройств. Также существуют и более изощренные способы, такие, как подделка сопровождающих груз документов, замена подлинных перевозочных документов.

Так, например, гражданин А. во время стоянки поезда на станции Иркутск-Пассажирский, воспользовавшись отсутствием охраны, проник на железнодорожную платформу в составе грузового поезда, где из контейнера похитил 17 неупакованных автомобильных фар на сумму 37400 рублей.

Материалы другого уголовного дела свидетельствуют, что гражданин К. тайно из корыстных побуждений совершил хищение груза из вагона на станции Улан-Удэ – пиво «Балтика» в количестве 168 штук, чем причинил материальный ущерб юридическому лицу на сумму 7800 рублей.

Каковы причины совершения рассматриваемых преступлений? На этот вопрос позволяет ответить ряд криминологически значимых особенностей, обусловливающих «привлекательность» железнодорожного транспорта для преступников. Они заключаются в следующем:

-    сосредоточение на объектах железнодорожного транспорта большого количества материальных ценностей – грузов и багажа;

-     нахождение на станциях, вокзалах и в пассажирских поездах большого количества людей, имеющих при себе значительные суммы денежных средств и другого имущества;

-      достаточно быстрое перемещение грузов и пассажиров в пространстве, что затрудняет привлечение лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности;

-   подвижной состав железнодорожного транспорта весьма удобен для перевозки предметов, изъятых из гражданского оборота (наркотические вещества, огнестрельное оружие, взрывчатые и радиоактивные материалы и др.);

-   несоблюдение грузоотправителями правил и требований по упаковке, размещению и креплению грузов в железнодорожных вагонах;

-    недостатки в деятельности железнодорожных предприятий (отсутствие ведомственной охраны, халатность работников железнодорожного транспорта, нарушение технологии обработки составов в пути следования и на погрузочно-разгрузочных фронтах, а также правил, обеспечивающих коммерческую безопасность груза) и др.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что предупреждение преступлений на железнодорожном транспорте, в частности – краж грузов, должно быть направлено в большей степени на улучшение производственной деятельности всех предприятий железнодорожного транспорта.

В первую очередь необходимо повысить уровень качества приема грузов к перевозке, его осмотра и выдачи, а также совершенствование системы коммерческого осмотра груза на станциях путем внедрения автоматизированных систем, систем видеонаблюдения, сигнализации и освещения.

Следует также усилить контроль грузов и мест их хранения совместно с органами внутренних дел на транспорте путем внедрения дополнительных патрулей в парках станций и оперативного реагирования при возникшей угрозе хищения грузов из вагонов, а также организовывать сопровождение грузовых поездов.

Ввиду того, что значительная часть преступлений на железнодорожном транспорте совершается непосредственно работниками, стоит уделить повышенное внимание к деятельности приемосдатчиков, составителей поездов, путевых работников, осмотрщиков вагонов и др.

Подводя итоги, можно сказать, что преступность в сфере грузовых перевозок на Восточно- Сибирской железной дороге и в целом по данному виду транспорта в настоящее время остается на достаточно высоком уровне. Рассматриваемые преступления имеют своеобразную специфику, обусловленную спецификой работы самого железнодорожного транспорта, что существенно затрудняет их оперативное выявление, раскрытие и предотвращение. Абсолютно искоренить проблему хищения грузов на железной дороге не представляется возможным, однако количество преступлений удастся существенно снизить, если все участники перевозочного процесса будут добросовестно выполнять свои должностные обязанности.

 

Список источников и литературы

 

1.        Бегалиев Б. А. К проблеме совершения преступлений на железнодорожном транспорте // Вестник КазНУ. – 2010. - №3 (55). – С. 9-17.

2.        Варыгин А. Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2017. - №3. – С. 62-65.

3.        Груздева Л. М. Анализ состояния и структуры преступности на транспорте в Российской Федерации за 2013-2015 годы // Транспортное право и безопасность. – 2016. - №5 (5). – С. 34-38.

4.        Ивушкина О. В. Преступления в сфере грузоперевозок на железнодорожном транспорте и их предупреждение (по материалам Восточно-Сибирской железной дороги) // Вестник Восточно- Сибирского института МВД России. – 2016. – №1. – С. 45-51.

5.        Ивушкина О. В. Профилактика краж грузов из подвижного состава на объектах железнодорожного транспорта (на примере Восточно-Сибирской железной дороги) // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2017. - №1 (27). – С. 82-86.

6.        Кукушкина П. С. Преступность на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок (по материалам Северо-Кавказской железной дороги) // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №6. – С. 15-19.

7.        Шингарева А. А. Значение железнодорожного транспорта для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №6 (часть 4). – С. 770-775.

8.        Аналитические материалы портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ (URL: http://crimestat.ru).