Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Проблема поиска идеальной работы и идеального сотрудника всегда была актуальной  и  беспокоит  любые возрастные  категории. Однако наиболее остро вопрос трудоустройства проявляется среди студентов, молодых специалистов и выпускников. В первую очередь, это связано либо с отсутствием диплома, либо отсутствием опыта. Работодатели оценивают данную категорию граждан как лиц, не обладающих достаточными навыками для того, чтобы составить достойную конкуренцию опытному специалисту. Предполагается нерациональным привлечение ресурсов для обучения молодежи, в то время, когда за этот период без временных и материальных издержек, необходимый объем работы будет выполнен опытным работником.

В 2004-2005 гг. Государственным университетом Высшей школы экономики был проведен опрос, в рамках которого приняло участие 516 руководителей различных предприятий. По итогам исследования было выявлено, какие требования к выпускникам имеют приоритетное значение для работодателей. На первое место вышло требование о наличии опыта работы – 86,6%; с результатами 80,4% второе место заняло требование о наличии диплома о высшем образовании; на третьем месте оказались социальные связи (70,5%), 60,4% - знания и трудовые навыки.[5]

За прошедшее время возникли определенные изменения в требованиях работодателя. Так, в 2013 году Исследовательский центр портала Superjob.ru после проведения исследования среди 1000 лиц, ответственных за подбор персонала, опубликовал результаты опроса, которые показали, что на данный момент личностные и деловые качества лица (74%) «обгоняют» требования наличия опыта (45%) и уровня образования (34%). [4]

Таким образом, молодой специалист будет пользоваться спросом в том случае, если помимо диплома и опыта работы, он будет обладать и желаемыми для работодателя качествами личности и определенным деловым потенциалом.

В этой связи, помимо проблемы поиска работы до получения диплома и приобретения опыта возникает сложность в поиске подходящего места, при их наличии, связанная с повышенным вниманием к навыкам и другим характеристикам обратившегося лица. В связи с этим и рядом других факторов возникает такое социально-экономическое явление, как «безработица молодежи».

В 2015 году Федеральной службой государственной статистики «Росстат» было проведено исследование по вопросам занятости, по результатам которой было установлено, что в России среди указанной возрастной группы граждан уровень безработицы около 15,1%. Данный показатель практически в три раза превышает уровень безработицы среди граждан в возрасте от 30 лет. [3]

Это явление можно отнести к числу недавно возникших, т.к. проблема поиска работы молодежью не являлась актуальной во времена плановой экономики. Конституция 1936 года закрепила всеобщее право на труд и провозгласила труд обязанностью.

Открывались невероятных масштабов стройки, организовывалось огромное количество рабочих мест. С 1961 года вплоть до 1991 велась усиленная борьба с тунеядством, при этом в качестве наказания предусматривалось выселение до пяти лет. Уголовная ответственность не была единственной мерой воздействия, имело место психологическое воздействие в виде вынесения общественного порицания на собраниях трудового коллектива и  административная ответственность.

Государство создавало рабочие места в отраслях народного хозяйства для выпускников школ, профтехучилищ, техникумов и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалось. Это было двустороннее обязательство: на граждан налагалось обязательство работать, а на государство – обеспечивать рабочие места.

На данный момент государство придерживается политики «отстраненности» в решении данной проблемы. Приняты общие положения, регулирующие вопросы занятости, борьбы с безработицей, которые, в первую очередь, рассматриваются Законом «О занятости населения в РФ».[1] Но в нем не содержится норм, уточняющих политику государства по отношению к молодежи. Более того, нет и закона, специально рассматривающего вопрос о занятости молодежи.

Согласно статье 6 Закона «О занятости населения РФ» вопросы, связанные с занятостью населения, могут регулироваться нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В попытке реализовать право, предоставленное данной нормой, Саратовской областной думой в 2006 году был принят Закон «О молодежной политике в Саратовской области».[2] При этом вопрос занятости молодежи в данном законе детально не рассматривается: в законе вопросу о занятости молодежи целиком посвящена только одна статья.

Если проанализировать законы, регулирующие политику в отношении молодых граждан, других субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что вопросы по сокращению молодежной безработицы и содействия занятости содержатся только в отдельных нормах, а специальных законов – нет.

Становится понятно, что в борьбе против всеобщего государственного регулирования, пришли к тому, что каждый должен по мере своих сил и возможностей самостоятельно обеспечивать трудовую деятельность. Прежде всего, отсутствие норм, которые бы детально регулировали вопрос занятости, вплоть до строгого установления обязанностей работодателей по трудоустройству граждан, связано с тем, что в условиях рыночной экономики, когда занимаемое положение организации напрямую зависит от совокупности способностей каждого сотрудника, это было бы неразумно и значительно ограничивало  права  работодателя  на  осуществление  своей  деятельности  наиболее эффективным образом и право на выбор сотрудника, который, по мнению работодателя, мог бы идеально подойти на должность и, соответственно, своими действиями приносить прибыль и увеличивать признанность места работы среди населения.

Основная поддержка молодых граждан, которые уже получили диплом, но из-за отсутствия опыта работы не могут никуда устроиться, исходит от учебных заведений. В качестве примера можно привести Российский университет дружбы народов. Одним из структурных подразделений университета является Департамент организации практик и трудоустройства обучающихся в РУДН. В качестве обязанностей департамента предусмотрены организация вторичной занятости студентов, в свободное от занятий время, поддержка государственных и региональных программ по трудоустройству студентов и выпускников, проведение различных психологический консультаций и много другое. А благодаря установленным партнерским отношениям между университетом и различными организациями и предприятиями возможна реальная помощь в постоянном или временном трудоустройстве.[6]

Аналогичные центры содействия трудоустройству существуют и функционируют, пожалуй, при всех учреждениях среднего профессионального и высшего образования и при их помощи университеты стараются поддержать молодых и неопытных специалистов.

На данный момент в стране сложилась такая ситуация, которая не создает особых правовых гарантий у молодежи в сфере занятости, и, в первую очередь, ответ на вопрос, будут ли достигнуты поставленные цели и желаемые результаты, зависит сугубо от самого лица, поставившего перед собой этот вопрос. Все также остается противоречие между потребностями рынка труда в рабочей силе в определенных видах деятельности и перепроизводством специалистов в других профессиональных областях, где спрос на них уже полностью удовлетворен или такие специалисты просто не требуются.

В качестве итога хотелось бы сказать, что государство не является единственным виновником возникшей ситуации с молодежной безработицей. В этом виноваты и сами молодые граждане, которые, не обладая отработанными на практике навыками и знаниями, сразу претендуют на высокую должность с высокой зарплатой, а менее престижные варианты просто не рассматривают.

 

 

Список литературы

 

1.      Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194987  (дата обращения 10.09.2016)

2.      Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.06 № 94-ЗСО (с изменениями на 27 мая 2009 года) (с изменениями на 1 августа 2013 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/933009041 (дата обращения: 10.09.2016).

3.      Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2015 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/99.htm (дата обращения: 25.09.2016)

4.      Исследовательский центр портала Superjob.ru. Социологический опрос. 2013. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111299/tolko-v-22-kompanij-otslezhivayut- effektivnost-raboty-otdelov-personala/ (дата обращения 17.09.2016)

5.      Маклакова Е.А. Трудоустройство молодых специалистов. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, № 1 том 6 2015 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-molodyh-spetsialistov-1 (дата обращения: 20.09.2016).

6.      Российский университет дружбы народов. [Электронный ресурс] URL: http://www.rudn.ru/?pagec=2737 (дата обращения: 18.09.2016).