Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНВЕНЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МОТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

    Вопрос о соотношении норм внутригосударственного и международного права решен на уровне Основного Закона РФ. С признанием международных норм частью правовой системы Российской Федерации в национальном праве возобладала монистическая концепция взаимодействия международного и внутреннего права, способность международных норм "проникать" в национальное законодательство более уже не подвергается сомнению. По утверждению некоторых авторов, научный спор о возможности включения международных норм в правовую систему государств также практически исчерпал себя и в теории международного права, переместившись в плоскость определения способов такого включения12.

   При исследовании международного уровня правового регулирования следует исходить из факта членства России в МОТ. В связи с чем нератифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие принципов, закрепленных пунктом 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку Россия является членом МОТ.

    Кроме того, безусловно, следует согласиться с мнением С. Ю. Головиной о том, что при формировании адекватного понятийного аппарата в трудовом праве следует использовать конвенции МОТ, вобравшие в себя многолетний опыт регулирования соответствующих областей общественных отношений в странах с развитой рыночной экономикой и сильными демократическими традициями13.

    В юридической науке часто можно услышать о желательности ратификации международных договоров как непременном условии их использования для урегулирования внутригосударственных отношений.Однако ст.15  Конституции   РФ  не  содержит  никаких  указаний  на  необходимость  предварительной   ратификации международных  договоров  для  включения  их  в  число  источников  внутри  государственного  права. Законодательной практике известны случаи разрешения коллизий между национальными и международнымипредписаниями в пользу положений, нератифицированных международных соглашений, в частности конвенций МОТ14.

 

12    См. например: Браво Л. Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран // В сб.: Российский ежегодник международного права 1995. СПб., 1996. С. 131; Гаврилин Д. А. Теория соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // В сб.: Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999. С. 133.

13 Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. С. 131.


    Рекомендации, представляя собой пожелание ввести соответствующие нормы в национальное законодательство, конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер. Они являются моделью для совершенствования внутригосударственного права. Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ характеризуется в юридической литературе и официальных изданиях МБТ как Международный трудовой кодекс.

    Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным источником трудового права Российской Федерации. Конвенции МОТ по своей правовой природе являются разновидностью международных договоров, что подтверждает ст. 1 Федерального Закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 г. Того же мнения придерживался Э. М. Аметистов, который достаточно аргументировано доказал, что акты МОТ являются разновидностью международных договоров15.

    В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопросы, касающиеся условий включения международных договоров в правовую систему России, варианты разрешения противоречий в случае возникновения коллизий между положениями международных договоров, в частности, конвенций МОТ, и внутренним законодательством.

    В международном праве все договоры принято подразделять на те, применение которых внутри страны невозможно без создания соответствующего национального законодательного акта, и на те, которые имеют прямое непосредственное действие (они способны порождать права и обязанности для субъектов национального права и не требуют издания внутригосударственных актов для их применения). Международное регулирование труда осуществляется и в том, и в другом виде.

    Международные акты, имеющие непосредственное действие применяются при соблюдении следующих условий:

1.     Международный договор должен вступить  в силу в порядке  и в дату, предусмотренную  в самом договоре или согласованную между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности  договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

2.   Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти должна выразить согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны)16.

   В отношении международных договоров РФ установлено: их ратификация и денонсация отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совета Федерации (п. «г» ст. 106 Конституции РФ).

3.     Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи  15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу международные договоры должны быть официально опубликованы.

   Для международных договоров, не имеющих непосредственного действия, требуется соблюдение дополнительного условия − издания внутригосударственного акта. Здесь имеет место опосредованная трансформация.

    Согласно ст. 14, 15 вышеуказанного закона ратификации, осуществляемой в форме федерального закона, подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Утверждение и принятие международных договоров осуществляется также актами Президента и Правительства РФ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" закреплено, что правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации, а правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст.ст. 90, 113 Конституции Российской Федерации)17.

 

14 Аленина И. В. Коллизии в трудовом праве: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 123.

15 Международное право и труд: факторы имплементации международных норм о труде. М.: Международные отношения, 1982. С. 39-48.

16 Федеральный Закон РФ 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.



    При трансформации международных договоров их нормы, включаясь в систему источников национального права, сохраняют свою связь с международным правом. Так называемые «инкорпорированные нормы», т. е. нормы, заимствованные из международного права, занимают во внутригосударственном праве особое положение. В случае затруднений в их толковании и применении учитывается международное право.

    Таким образом, Верховный суд своим постановлением подтвердил примат актов международного права над актами национального права, одинакового уровня с инкорпорированной нормой. При этом следует учитывать, что никакая международная норма не может противоречить Конституции. В противном случае она не имеет обязательного характера (по крайней мере, до внесения необходимых изменений в текст Конституции).

17 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская юстиция. 2003. № 12.

 

Список литературы

1.      Аленина И. В. Коллизии в трудовом праве: Дис. … канд.юрид. наук. Омск, 2000.

2.      Браво Л. Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран // В сб.: Российский ежегодник международного права 1995. СПб., 1996.

3.      Гаврилин Д. А. Теория соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // В сб.: Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999.

4.      Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997.

5.      Международное  право  и  труд:  факторы  имплементации  международных  норм  о  труде.  М.: Международные отношения, 1982.