Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2018г.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом[1].

В теории гражданского права выделяют следующие формы государственной поддержки СОНКО: прямая и косвенная.

Прямая поддержка социально ориентированных организаций выражается в административном воздействии государственных органов на сферу деятельности таких субъектов рынка. Косвенная поддержка осуществляется без прямого вмешательства государства и опирается на основные закономерности функционирования национальной экономики.

С принятием поправок в 2010 г. в ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» появилось две формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны государственных органов: «2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах» [2]. Это и есть косвенная поддержка, осуществляемая государством.

В 2013 г. были введены ещё две формы: «1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон О НО). Данные две формы являются прямыми способами оказания государством помощи социально ориентированным некоммерческим организациям. Рассмотрим их подробнее.

Форма непрямой государственной поддержки относится к ведению науки налогового, бюджетного и финансового права. Предоставление налоговых льгот выражается в применении определенного «облегченного» налогового режима к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Предоставление налоговых льгот СО НКО можно разделить на два направления: 1. стимулирование деятельности СО НКО путем предоставления им определенного налогового режима, отличного от обычного; 2. предоставление налоговых привилегий, которые связаны с благотворительностью.

Первый вид налоговых льгот касается деятельности СО НКО, а второй – субъектов, которые осуществляют помощь и поддержку таких организаций[3].

Что касается первого вида налоговых льгот, то здесь можно привести следующие примеры. Во- первых, это вычет из налоговой базы по налогу на прибыль и налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения[4]. Во-вторых, это освобождение СО НКО от уплаты налогов за определённый перечень товаров, работ и услуг, указанных в ст. 149 Налогового кодекса РФ[5]. Например, «услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми при наличии специального заключения организации здравоохранения, органов социальной защиты и др.» (НК РФ). В НК РФ и иных нормативных актах указаны и другие налоговые льготы по отношению к организациям, которые занимаются социальной направленности.

Второй вид налоговых привилегий – это предоставление налоговых льгот лицам, которые оказывают помощь и поддержку СО НКО.

Виды прямой поддержки были перечислены выше. Условно можно разделить их на две группы мероприятий: 1 группа – финансовая; имущественная; информационная; 2 группа – осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у таких организаций.

Рассмотрим для начала более широкую группу мероприятий, связанных с формой прямой поддержки. Для систематизации информации по данной группе разделим её на отдельные сферы.

Первая сфера – финансовая. Государство стремится обеспечить финансирование деятельности СО НКО, чтобы воплотить наиболее интересные и необходимые для общества проекты на практике. Для этого выделяются средства федерального, регионального и муниципального бюджета. Субсидии могут выделяться как из федерального бюджета, так и бюджета субъекта РФ. Один из видов субсидирования – гранты. Это безвозмездная субсидия, выдаваемая в денежной форме юридическим или физическим лицам на осуществление их проектов, либо на проведение научных или других исследований, на обучение, лечение и другие цели с условием последующего отчёта об их использовании.

Таким образом, основами способами поддержки СО НКО со стороны государства в финансовой сфере является выделение денежных средств в виде грантов и субсидий на реализацию проектов такими организациями.

Следующая сфера мероприятий прямой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций – информационная поддержка. Она реализуется посредством создания сайта в сети Интернет каждым субъектом РФ, где размещается информация для социально ориентированных некоммерческих организаций и о них.

Имущественная поддержка — следующая группа мероприятий прямой поддержки СО НКО. Данный вид помощи государства социально ориентированным некоммерческим организациям заключается в передаче движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков, принадлежащих государству или муниципалитету в безвозмездное пользование или аренду таким организациям.

Вторая группа прямого вида поддержки государством социально ориентированных некоммерческих организаций – это осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у таких субъектов.

Социально ориентированным некоммерческим организациям, так же как и субъектам малого предпринимательства в федеральном законе о закупках для государственных и муниципальных нужд[6] отведена статья, которая определяет основные положения государственной поддержки данных субъектов в закупках. В ней говорится о том, что заказчики обязаны осуществлять закупки у таких субъектов не менее чем в 15-процентном объеме от годового объема закупок. Верхний предел не ограничен. До принятия Закона № 44-ФЗ существовал особый перечень товаров, работ и услуг, которых необходимо было закупать у СМП и СО НКО. Сейчас проведение конкурентных процедур для таких субъектов возможно при любом предмете государственного контракта. По настоящему законодательству максимальная цена процедуры, которая может проводиться для таких субъектов, увеличилась с 15 млн. рублей до 20 млн. рублей.

Таким образом, работа по развитию рынка социальных услуг и государственной поддержки СО НКО требует взаимодействия между государственными органами. Кроме того следует уделять больше внимания практике реализации законодательства, которое регулирует деятельность СО НКО: подробнее проводить мониторинг за деятельностью таких организаций для более качественной оценки проблем и быстрого их устранения. Очевидно, что данные задачи следует решать путем применения проектного подхода, а не через стандартные регламенты взаимодействия между государственными органами по данным вопросам.

 

 

1     Социально ориентированные некоммерческие организации // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru (дата обращения: 08.08.2018).

2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 05 февраля 2018 г.) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2018. № 7. Ст. 975 (далее – Закон о НО).

3 См.: Никовская Л., Якимец В. Проблемные точки взаимодействия органов государственной власти и «третьего сектора» // Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации». 2006. № 7. С. 139.

4 См.: Там же.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03 августа 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2018. № 32. Ст. 5095 (далее – НК РФ).

6   Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 31 июля 2017 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4816 (далее – Закон № 44-ФЗ).

 

Список литературы и источников

 

1.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03 августа 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2018. № 32. Ст. 5095.

2.   Никовская Л., Якимец В. Проблемные точки взаимодействия органов государственной власти и «третьего сектора» // Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации». 2006. № 7. С. 138–141.

3.     Социально ориентированные некоммерческие организации // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru (дата обращения: 08.08.2018).

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 05 февраля 2018 г.) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2018. № 7. Ст. 975.

5.   Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 31 июля 2017 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4816.