Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Право человека на жизнь и здоровье, бесспорно, является наиболее важным видом личных  неимущественных прав    гражданина,    обеспечивающих    его    естественное существование. Под понятием «жизнь» следует понимать личное неимущественное благо, суть которого заключается в физическом, психическом и социальном функционировании человеческого организма как единого целого. Право на жизнь ‒ это личное неимущественное право гражданина на владение и пользование жизнью, а также защиту собственной жизни и жизни иных лиц незапрещенным законом способом.

Под понятием «здоровье» понимают состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Право на здоровье ‒ это субъективное право граждан, возникающее относительно здоровья как нематериального блага и обеспечивающее владение, пользование, распоряжение этим благом, а также его правовую охрану.

При сравнительном анализе права на жизнь и права на здоровье встает вопрос: в чем различаются и в чем схожи эти права? Право на жизнь в основном затрагивает вопросы, связанные с жизнью и смертью. Право на здоровье относится к ситуациям, связанным с восстановлением и укреплением здоровья. В то же время, схожесть этих прав проявляется в том, что при нанесении вреда жизни, наносится ущерб и здоровью. Вопросы жизни и здоровья связаны с правами человека на зачатие новой жизни, рождение, охрану здоровья, на медицинскую помощь, с правами отказываться или давать согласие на медицинское вмешательство, выбирать медицинскую организацию и так далее. 

Конституции РФ провозглашает право каждого на жизнь (ст. 20), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Статьей 150 ГК РФ жизнь и здоровье названо нематериальным благом и отнесено к объектам гражданских прав[1]. При нарушении естественного права гражданина на жизнь и здоровье, человек вправе применить соответствующие способы защиты (ст. 12 ГК РФ), требовать компенсации морального (ст. 151 ГК РФ) и возмещения материального вреда (гл. 59 ГК РФ). Гражданско-правовое регулирование охватывает, в том числе, договорные отношения с отдельными лицами или кругом лиц, по поводу восстановления или укрепления здоровья (возмездное оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), страхование (гл. 48 ГК РФ).

Нормы Гражданского кодекса РФ достаточно успешно применяются в гражданском судопроизводстве при решении споров по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. К данной категории споров относятся: споры, связанные с возмещением вреда причинённого жизни или здоровью гражданина в результате производственной травмы или несчастного случая на производстве; споры, связанные с возмещением вреда причинённого жизни или здоровью гражданина в результате воздействия источника повышенной опасности (в том числе в результате ДТП); споры, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью гражданина причинённого преступлением или иным правонарушением; споры по искам к лечебным учреждениям, в связи некачественным оказанием квалифицированной медицинской помощи[2].

Гражданский кодекс РФ не содержит перечня личных неимущественных прав граждан, в том числе и в отношении жизни и здоровья. Однако, нормы права, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности, имеются в различных законах, таких как: ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»; ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с законодательством (п. 2 ст. 17 ГК РФ) право на жизнь и здоровье, как и другие права, возникают с рождения и прекращаются в момент смерти. Рождением считается момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст. 53 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Как известно, жизнь возникает еще до рождения. Закон охраняет интерес зачатого, но еще не родившегося ребенка, лишь в некоторых случаях (например, п. 1 ст. 1116 ГК РФ гласит: «…к наследованию могут призываться граждане... зачатые при жизни наследодателя»; п. 1 ст. 1088 ГК РФ указывает, что в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеет ребенок умершего, родившийся после его смерти). Зачатый, но еще не родившийся ребенок, по российскому законодательству, не обладает неотъемлемым правом на рождение и жизнь, т.к. в силу п. 1 ст. 56 Федерального закона

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Вопрос о праве не родившегося здорового ребенка на рождение и допустимости искусственного прерывания беременности является одним из наиболее дискуссионных[3].

Среди ученых цивилистов существует точка зрения, что право на жизнь в первую очередь должно обеспечиваться правом жизнеспособного ребенка на рождение и как следствие, предлагается внести поправку в п. 2 ст. 17 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «…правоспособность гражданина возникает в момент его зачатия и прекращается смертью».

Несмотря на актуальность и гуманность данного предложения, вряд ли можно считать его применимым, ведь поправка фактически поставит под запрет искусственное прерывание беременности, что приведет к увеличению количества нелегальных абортов, вследствие которых женщинам грозит не только бесплодие, но и летальный исход.

При характеристике прав на жизнь и здоровье необходимо упомянуть проблему эвтаназии. Как правило, смерть человека наступает в силу объективных естественных причин и поэтому выходит за рамки гражданско-правового регулирования. Однако если наступление смерти происходит по воле самого лица, вследствие наличия неизлечимой болезни, то регулирование нормами гражданского права необходимо. Под понятием «эвтаназии» (от греч. «eu» ‒ хорошо и «thanatos» ‒ смерть) следует понимать ускорение с помощью медицинских средств по желанию больного безболезненной смерти (активная форма) или отказ от мер, продлевающих жизнь умирающему пациенту (пассивная форма). Сторонники пассивной формы эвтаназии считают, что человек, обладая правом на жизнь «…должен   в   соответствии   с   международными   нормами   при   определенных  обстоятельствах иметь право решать вопрос о ее прекращении».

 На сегодняшний день, несмотря на запрет эвтаназии в любой ее форме, за пациентом сохраняется право на информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства. Фактически это означает разрешение пассивной формы эвтаназии, ведь, например, в случае гангрены, добровольный отказ пациента от ампутации пораженной конечности, означает его неизбежную смерть. Стремительный прогресс биомедицинских наук и технологий имеющий своей целью облегчения страдания человека, повышения качества и продолжительности его жизни, порождает ранее не известные человеку явления, такие как искусственное оплодотворение, проблемы суррогатного материнства[4], медико-биологические эксперименты на эмбрионе человека, смена пола и т.д.

Все эти новые явления требуют законодательной регламентации, что создает необходимость дальнейших теоретических и практических исследований в области гражданского права.

  

См: Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138-151.

Ситдикова Л.Б. Условия применения ответственности за причинение вреда //Российская юстиция. 2015. № 11. С.11-14.

2     См: подробнее: Ситдикова Л.Б. Судебная практика Европейского суда по правам человека при

формировании нематериального репутационного вреда // Российский судья. 2015. 3 7. С. 39-43; Ситдикова Л.Б. Личные неимущественные права юридических лиц // Юридический мир. 2015. № 7. С. 27-31.

3    Шиловская А.Л. Проблемы права на жизнь и правоспособности нарождённых детей // Актуальные

проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 163-168.

4   Волкова М.А., Питько Е.В. Проблемы правового регулирования договора суррогатного материнства в России и за рубежом // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С.152-155.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Волкова М.А., Питько Е.В. Проблемы правового регулирования договора суррогатного материнства в России и за рубежом // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. 2016. № 2. С.152-155.

2.                Ситдикова Л.Б. Личные неимущественные права юридических лиц // Юридический мир. 2015. № 7. С. 27-31.

3.                Ситдикова Л.Б. Судебная практика Европейского суда по правам человека при формировании нематериального репутационного вреда // Российский судья. 2015. 3 7. С. 39-43.

4.                Ситдикова Л.Б. Условия применения ответственности за причинение вреда // Российская юстиция. 2015. № 11. С.11-14.

5.                Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138-151.

6.                Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних. / Сборник            научных           трудов    по    итогам    международной    научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. С.61-63.

7.                Шиловская А.Л. Проблемы права на жизнь и правоспособности нарождённых детей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016.№ 14. С. 163-168.