Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ВЛАСТЬ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

В Семейном кодексе Российской Федерации существует раздел IV под названием  «Права и обязанности родителей и детей». В главе 12 СК РФ перечислены и права и обязанности родителей, поэтому глава и носит соответствующее название. Однако глава, посвященная детям, содержит только длинный перечень их прав. Она не содержит ничего об их обязанностях, поэтому вопреки названию раздела и именуется просто «Права несовершеннолетних детей».

Если в гражданско-правовой, трудовой, образовательной и процессуальных сферах государство постепенно готовит несовершеннолетнего гражданина к грядущему с наступлением совершеннолетия объему обязанностей гражданина. То в семейно-правовой сфере обязанностей у несовершеннолетнего нет. Лишь норма об обязанности уже совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей (статьи 87 и 88 СК РФ).

В то же время, очевидно, что человека к несению семейных обязанностей надо готовить постепенно и с малолетства. (Хотя бы по аналогии с тем, как это сделано в гражданском и процессуальном законодательстве путем введения различных степеней дееспособности).

Последствиями воспитания детей вне поля обязанностей и ответственности становятся различные девиации, криминальное поведение, или, по крайней мере, неумение самостоятельно создать семью, асоциальное поведение в целом и т.д. Современный подросток вовсе не торопится начать исполнять какие-либо обязанности.

Заметим, что человечество далеко не сразу поставило ребенка в «центр мироздания». Для трансформации отношения к несовершеннолетним из довольно-таки жестокого и карательного в крайней степени охранительное и обеспеченное всеми видами защиты, понадобились столетия, если не сказать тысячелетия[1]

Обратимся кратко к истории вопроса с обязанностями несовершеннолетних.

 Издревле правовое положение детей не отличалось особым подходом к обеспечению их прав, в отношении такой категории как обязанности детей, преобладал подход, определяющий их обязанности в рамках категории «родительская власть».

По законодательству народов древности, послушание детей (и не только несовершеннолетних) являлось непреложным требованием, за нарушение чего следовала строгая кара. К примеру, согласно нормам древнего иудейского права в Ветхом Завете, не только «кто ударит отца своего или мать, того должно предать смерти», но и «кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти»[2].

На Руси полная подчиненность несовершеннолетних воле родителей обосновывалась в литературе. Так в Домострое отмечается: «Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. …не дай ему воли в юности, …чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами и злою досадой».[3]

В XIX веке в России понятие родительская власть было закреплено в Своде законов гражданских[4]. Конечно же, в дореволюционной России не действовало жестоких норм, которые имели место в древности. Так параграф 170 Свода законов четко говорит о том, что родители не имеют права на жизнь детей, и за убийство их судятся и наказываются по уголовным законам.

Однако понятие родительской власти наряду с понятием родительских обязанностей, существовало, было весьма значимо и раскрывалось в ряде норм. Параграф 164 устанавливал, что власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста, с различием и в пределах, установленных законами. В параграфе 165 было указано, что родители, для исправления детей строптивых и неповинующихся, имеют право употреблять домашние исправительные меры. В случае же безуспешности сих средств, в отношении взрослых детей родители были властны: 1) за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки, заключать в тюрьму, по правилам, постановленным в статье 1592 Уложения о Наказаниях;

2) приносить на них жалобы в судебные установления.

 Интересен параграф 168 Свода законов, который устанавливает, что в личных обидах или оскорблениях от детей на родителей не приемлется никакого иска, ни гражданским, ни уголовным порядком. Но правило это не распространялось на те случаи, когда родители, в отношении к лицу детей своих, покушались на такие деяния, которые по общим законам подлежали уголовному наказанию. Также родители не могли принуждать своих детей к совершению деяний противозаконных или к соучастию в оных.

На сегодняшний день понятие «родительская власть» не применяется в отечественном законодательстве.

Проявлением родительской власти по сути может быть признано только, пожалуй, положение ГПК РФ о возможности ограничить в судебном порядке несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет в праве самостоятельно распоряжаться своими доходами.

В контексте рассматриваемой темы интерес представляет раздел III Свода законов  «Обязанности детей». Согласно параграфу 177, дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться об них с почтением, и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота. Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей.

Как мы уже отмечали выше, в Семейном кодексе РФ подобной нормы нет. В то же время семейное законодательство имеет достаточный идеологический ресурс для закрепления категории «обязанности несовершеннолетнего», по крайней мере, в части реализации такой нормы, как статьи 1 СК РФ «Основные начала семейного законодательства»: «Семейное законодательство исходит из необходимости …построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов...»

В настоящее время, когда кризис семьи и пути его разрешения широко обсуждаются в научном сообществе, целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть и возможность возвращения в законодательство такого понятия, как обязанности детей в семейно-правовой сфере. Выполнение ребенком обязанностей способствует повышению уверенности в себе и снижению внутренней тревожности[5].

С первого взгляда, обязанность детей любить, уважать и оказывать посильную помощь родителям в ведении быта лежит за пределами права и не может быть урегулирована нормами права, однако законодательство прежних веков показывает иное.

Сама возможность включения нормы об обязанностях несовершеннолетних в семейное право, возможно, вызовет критику. За минувший век мы привыкли, что обязанность детей уважать старших, слушаться их и т.д. лежит лишь в сфере норм морали и не может быть имплементирована в право. В первую очередь по причине того, что формально-юридическим признаком нормы права является, в том числе, применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений[6]. Как отмечает М.Н. Марченко, «для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны – обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность)»[7].

Однако эта черта правовой нормы присутствует не всегда. Ярким примером является ч. 3. ст. 31 СК РФ, согласно которой супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи... каких либо санкций за нарушение этих обязанностей мы в законодательстве при этом не находим.

К тому же, если чужие ребенку лица – учитель, завуч, сотрудник исправительного учреждения наделен законом возможностями реализовывать санкции в отношении несовершеннолетнего, то ставить вопрос о наделении ими родителей вполне обсуждаем.

 

 

1См. например: Карнозова Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: Методическое пособие. – М.: ООО «Информполиграф», 2009. – С. 10-11.

2Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Российское библейское общество. М. 2006. С.67

3Домострой: Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято. - М.: Паломник, 1999. - 234, [5] с.

4Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). / Сост.

А. Л. Саатчиан.— СПб: Издание Юридического книжного магазина И. И. Зубкова "Законоведение", 1911. 5 Зиновьева Н.О. Права и обязанности детей с точки зрения психолога. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=14919

6 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. с. 572

7Там же. с. 572.

 

Список литературы

 

 

1.                  Зиновьева Н.О. Права и обязанности детей с точки зрения психолога. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=14919

2.                  Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. с. 572

3.                  Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.).  /  Сост.  А. Л. Саатчиан.—  СПб:  Издание  Юридического  книжного магазина И. И. Зубкова «Законоведение», 1911.