Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

Государственное и муниципальное здравоохранение не справлялась с постоянным ростом потребностей в медицинской помощи. Что бы урегулировать эту проблему 13 января 1996 года Правительство РФ издало постановление № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Открыв этим распространения платных услуг.

Медицинская   услуга     -      это      совокупность      необходимых,      достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполн ителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг). Медицинские услуги являются частным случаем возмездного оказание услуг в соответствии с п. 1ст. 779 ГК РФ наряду с другими услугами – туристическими, оценочными и другими[1]. Данные услуги предоставляться в виде профилактической,  лечебно-диагностической,  реабилитационной,  протезно -ортопедической   и зубопротезной помощи и осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, предприятиями, учреждениями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Целью оказания медицинских услуг является сохранение и укрепление здоровья человека. Ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Возмездные (платные) услуги оформляются двусторонним договором между медицинской организацией и пациентом, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность   сторон[2].

Деятельность медицинских учреждений по предоставлению населению платных медицинских услуг является предпринимательской, поскольку преследует извлечение прибыли в качестве основной цели ее осуществления, и полученная в ее результате прибыль распределяется между участниками[3]. Согласно ст. 50 ГК  РФ коммерческой деятельностью занимаются коммерческие организации, к которым медицинские учреждения не относятся. В соответствии со ст. 298 ГК РФ право медицинского учреждения на ведение предпринимательской деятельности должно быть закреплено в его учредительных документах. Разрешение на предоставление пациентам платных медицинских услуг теряет юридическую силу с момента приостановления действия или аннулирования сертификата и лицензии на медицинскую деятельность. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Проверять такие учреждения можно только 1 р аз в 2 года и только спустя 3 года после выдачи им лицензии. То есть за первые 5 лет их работу можно проконтролировать всего 1 раз. Но за это время оборудование может морально и технически устареть, а квалифицированный персонал, чьи дипломы и сертификаты учитывались при получении лицензии, уволиться. Пациент, оставляющий внушительную сумму денег, за оказание медицинских услуг не может быть до конца уверен, в получении квалифицированной помощи. Следуя из этого, в судебной практике все более широко распространяются иски к медицинским учреждениям, возникающие из споров относительно некачественных медицинских услуг, оказанных гражданам. По своей правовой природе эти иски, по существу, являются обычными исками, возникающими из споров о качестве оказанных услуг ст. 779 ГК РФ. Однако дела этой категории относятся к категории сложных, поскольку в процессе их рассмотрения перед судом неизбежно возникают вопросы, разрешение которых требует наличия специальных знаний в  области медицины. При этом ситуация складывается так, что специальными знаниями обладает ответчик по делу — соответствующая медицинская организация. В отличие от истца и суда, что неизбежно порождает у суда известные трудности; в частности, суду сложно определить обстоятельства, подлежащие доказыванию по такому делу, распределить между сторонами бремя доказывания таких обстоятельств, а также определить средства доказывания того или иного обстоятельства.

В cложившийся ситуации судебная практика исходит из того, что для выяснения вопроса о том, качественно или нет была оказана медицинская помощь (услуга) истцу или потерпевшему, необходимо назначение судебно медицинской экспертизы. 

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством предусмотрен новый вид экспертизы, специально предназначенный для оценки качества оказания медицинской помощи (услуги), оказанной пациенту. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010г. N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления  медицинской  помощи  по обязательному медицинскому страхованию» определили экспертизу качества оказании медицинской помощи: экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества  медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, экспертом качества медицинской помощи является врач -специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. С учетом особо охраняемого характера правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, законодателем на уровне закона установлены гарантии качества оказания гражданам медицинской помощи (услуги); так, в частности, согласно ст. 37 Федеральный закон N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь (услуга) организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Объективным доказательством соблюдения ответчиком требований к качеству оказания медицинской помощи (услуги) будет являться доказательство соблюдения им требований стандартов оказания медицинской помощи (услуги) при ее оказании истцу или потерпевшему. В предмет исследования экспертизы качества медицинской помощи (услуги) входит разрешение всех вопросов, которые неизбежно будут обсуждаться сторонами при рассмотрении спора. Проще говоря, процедура может затянуться на долгое количество времени.

Казалось бы, медицина как нельзя лучше должна быть урегулирована, так как здоровье населения и права граждан при оказании медицинской помощи являются показателем сильной нации, но, как выяснилось, что нормативно-правовая база, регулирующая возмездное оказание медицинских услуг, нуждается в корректировке и пополнении.

В данной области возникает существенный ряд проблем, правового характера, которые требует анализа и глубокого осмысления как теоретических, так и практических аспектов данного круга вопросов.

 

1   Незнамова А.А. Сфера оценочных услуг в гражданском обороте // Юридический мир. 2016. № 8. С. 29-31; Ленковская Р.Р. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 69-76; Кузахметова С.Е., Стародумова С.Ю. Гражданско-правовая ответственность в сфере туристских услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 79-90.

2     Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. М еры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере оказания медицинских услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 132-144; Шиловская А.Л. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 105-115; Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.138-151.

3 Незнамова А.А., Стародумова С.Ю. История развития социального обеспечения в Российской Федерации // Сборник статей по итогам научно-практического семинара «Проблемы и перспективы современной юридической науки». 2017. С. 76-82.

 

Список литературы

 

 

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2.      Незнамова А.А. Сфера оценочных услуг в гражданском обороте // Юридичес кий мир. 2016. № 8. С. 29-31.

3.       Ленковская Р.Р. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 69-76.

4.        Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Меры гражданско -правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере оказания медицинских услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 132-144.

5.          Шиловская  А.Л. Страхование  профессиональной  ответственности  медицински х работников // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 105-115.

6.        Кузахметова С.Е., Стародумова С.Ю. Гражданско -правовая ответственность в сфере туристских услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 79-90.

7.         Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском  праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.138-151.

8. Незнамова А.А., Стародумова С.Ю. История развития социального обеспечения в Российской Федерации  // Сборник статей по итогам научно -практического семинара «Проблемы и перспективы современной юридической науки». 2017. С. 76-82.