Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

Исследуя нормативно-правовые акты, прямо регулирующие образовательные отношений (Закон об образовании, п. 2 ст. 779 ГК РФ)[1] можно обнаружить, что законодатель оперирует такими терминами как: «образовательные услуги», «услуги в сфере образования», «услуги образовательного учреждения», «услуги по обучению». Такое терминологическое разнообразие, казалось бы, одно родных действий, заставляет авторов в своих работах уделять значительное внимание для углубленного рассмотрения этих правовых категорий[2].

По  нашему  мнению, необходимо  отдельно  остановиться на указанной нами особенности. При рассмотрении сферы образования, можно выделить смежные правоотношения, тесно связанные с образовательными, и одновременно не тождественными им. Данное обстоятельство подчеркивает в своей работе М.В. Мотехина[3]. Различные виды правовых связей, которые  возникают в процессе  регулирования объектов в сфере образования средствами различных отраслей законодательства (административные, гражданские, финансовые, трудовые) следует относить к числу смежных отношений[4]. Например, В.В. Спасская таковыми обозначает правоотношения по вопросу финансир ования деятельности по организации образовательного процесса (за счет бюджета, за счет третьих лиц), которые возникают между образовательным учреждением и другими субъектами права. Однако мы не поддерживаем вывод, сделанный О.А. Деревянченко[5], которая утверждает, что услуги в сфере образования охватывают собой действия не связанные с непосредственным процессом обучения и воспитания. Мы считаем, что необходимо отличать дефиницию «услуги в сфере образования» и от дефиниции «образовательные услуги». В том понимании Закона об образовании, которое нам предоставил законодатель, последние осуществляются    через    образовательную    деятельность    и    непосредственно    связаны    с    понятием «образования». Услуги в сфере  образования больше  характеризуют всю  деятельность   образовательных организаций, и являются как основной, так и сопровождающей при непосредственном оказании образовательных услуг.

«Услуги образовательного учреждения» включают в себя несколько услуг в сфере образования. Данный вывод  позволяет сделать системное толкование ряда статей Закона об  образовании. Например, ст. 50 Закона об образовании в п. 2 описываются права научно -педагогических работников осуществляющих образовательную  деятельность. Анализ данной статьи, а именно пп. 4 позволяет говорить, что законодатель под услугами образовательного учреждения полагает образовательные, методические и научные услуги образовательного учреждения.

Таким образом, понятия «услуги в сфере образования», «услуги образовательного учреждения» и «образовательная услуга» имеют различные правовые признаки характеризующие объекты правового регулирования. Образовательные услуги, на наш взгляд характеризуются следующими чертами, а  именно: признак несохраняемости (производство и потребление услуги происходит одновременно); признак изменчивости качества (качество оказания образовательных  услуг зависит как от объективных, так и от субъективных факторов); признак неосязаемости (до момента потребления услуги невозможно убедиться в качестве и целесообразности получения данного вида услуг); признак целостности (потребительная стоимость приобретается только тогда когда потребитель образовательной услуги получит ее в полном объеме); признак длительности потребления (эффект образовательной услуги воздействует на его потребителя в течении длительного времени, иногда всю дальнейшую его жизнь); признак профессионализма исполнителя услуги (сложность образовательной услуги требует от его производителя соответствия уровня его квалификации степени сложности  оказываемых услуг); признак взаимосвязанности с потребителем (требование активного участия потребителя при потреблении услуги).

Наряду  с   выявленными признаками образовательной услуги для нее   характерны определенные особенности:

1.        Одной из главной особенностью оказания данной услуги является обязанности исполнителя (в лице профессорско-преподавательского состава) осуществлять систематический контроль, через  такие виды контроля как зачет, экзамен, аттестация за исполнением договорных отношений встречной обязанности обучающимся[6].

2.     Публичная направленность образовательной услуги[7].

3.      Сложность доказывания некачественности оказанной образовательной услуги даже по истечению непродолжительно периода времени после оказания услуги.

На основании проведенного исследования образовательную услугу можно определить ка к деятельность образовательной организации направленную на реализацию образовательной программы (программ), состоящую в формировании соответствующих  компетенций,  удовлетворяющая образовательные потребности и интересы гражданина и заканчивающаяся выдачей до кумента установленного  образца, подтверждающего  уровень полученного образования.

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на еще одну особенность образовательной услуги. При оказании образовательных услуг предметом воздействия следует признать не только знания, умения и навыки обучающегося, но и его духовное состояние как личности. Как правильно отметила Е.Н. Гривенная «Сущность образовательной услуги можно раскрыть как деятельность по обучению и воспитанию, состоящую в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности обучаемого»[8].

1    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)  // Собрание законодательства РФ.1996. № 5. Ст. 410.

2    Деревянченко, О.А. Образовательная услуга как предмет гражданско -правового договора / О.А. Деревянченко // Новая правовая мысль. 2012. № 1 (50). С. 26-30; Еремина, С.Н. Образовательные услуги: взгляд с позиций трудового права / С.Н. Еремина // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 3-6;  Мотехина, М.В. Признаки возмездной образовательной услуги в высшем учебном заведении / М.В. Мотехина // Современное право. 2013. № 3. С. 72-75.

3 Мотехина, М.В. Признаки возмездной образовательной услуги в высшем учебном заведе нии / М.В. Мотехина // Современное право. 2013. № 3. С. 72-75.

4       Спасская,   В.В.   Правовое   регулирование   образовательных  отношений:   теоретико -правовое исследование / В.В, Спасская: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.13.

5    Деревянченко, О.А. Образовательная услуга как предмет гражданско-правового договора / О.А.Деревянченко // Новая правовая мысль. 2012. № 1 (50). С. 26-30.

6     Рейдель,  Л.Б.,  Векслер,  В.А.  Принципы  регулирования  рынка образовательных услуг / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.

7    Гривенная, Е.Н. Понятие и сущность образовательной услуги как правовой категории / Е.Н. Гривенная // Общество  и право. 2013. № 4 (46). С. 301-305.

8 Гривенная, Е.Н. Понятие и сущность образовательной услуги как правовой категории / Е.Н. Гривенная // Общество  и право. 2013. № 4 (46). С. 301-305.



Список литературы

 

 

1.                                       Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)  // Собрание законодательства РФ.1996. № 5. Ст. 410.

2.                                       Деревянченко О.А.  Образовательная услуга как предмет гражданско -правового договора // Новая правовая мысль. 2012. № 1 (50). С. 26-30;

3.                                       Еремина С.Н. Образовательные услуги: взгляд с позиций трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 3-6;

4.                                       Мотехина М.В. Признаки возмездной образовательной услуги в высшем учебном заведении // Современное право. 2013. № 3. С. 72-75.

5.                                       Рейдель  Л.Б., Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.

6.                                          Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико -правовоеисследование: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.13.

7.                                       Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности //Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154–161.

8.                                       Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.138-151.

9.                                       Незнамова А.А. Сфера оценочных услуг в гражданском обороте // Юридический мир. 2016. № 8. С. 29-31.