Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСКИХ ПРАВ В США

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

Говоря о регистрации авторского права, мы должны чётко понимать, что является объектами авторского права. В ходе истории США, список объектов авторского права постепен но пополнялся. Авторское право может распространяться лишь на «оригинальные авторские произведения», которые имеют вещественную, форму выражения. Результат интеллектуальной деятельности также может быть сохранен и передан посредством какого-либо технического устройства, тем самым сделав его нематериальным в физическом аспекте. Зачастую, подобные объекты авторских прав имеют   определённый физический носитель, то ли компьютер, то ли карта памяти, и другие.

Говоря об объективной форме выражения произведения, стоит понимать, что это выражение, в первую очередь, связано с возможностью его воспроизведения[1]. Сами по себе материальные носители уникальны, но на них не распространяется действие авторского права, поскольку объектом защиты остаётся само произведение, воплощённая система идей, образов, мыслей, в связи с возможностью воспроизведения. Поэтому, при гибели, утрате материального носителя, авторское право на произведение за автором сохраняется. Самые яркие примеры, это музыкальное произведение, которое по свое й сущности является фиксацией нотной записи в определённом порядке с исполнительской интерпретацией, и компьютерная программа, представляющая собой данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации, в целях реализации определённого алгоритма. Разве мы можем в руках подержать саму песню, или же саму программу? Конечно же нет, для таких объектов авторского права существуют физические носители.

В то же время, нормы авторского права охраняют не все результаты мыслительной деятельности человека. Главным признаком объекта авторского права признаётся творческий, оригинальный характер произведения и объективная форма его выражения, то есть фиксация на материальном носителе. Закон об авторском праве США обозначил определённый перечень охраняемых им объектов:

1).           Литературные произведения;

2).           Музыкальные произведения, в том числе включающие сопроводительные слова;

3).           Драматические произведения, в том числе включающие музыкальный аккомпанемент;

4).           Пантомимы и хореографические произведения;

5).           Живописные, графические и скульптурные произведения;

6).           Кинокартины и другие аудиовизуальные произведения;

7).           Звукозаписи;

8).           Архитектурные  произведения[2].

Как   видно  из  перечня,  в  нём  нет конкретных указаний на такие объекты как компьютерные программы, о которых мы говорили чуть ранее. Те же компьютерные программы могут регистрироваться как   «литературные   произведения»,   карты   и   архитектурные   чертежи    могут  регистрироваться   как «живописные, графические и скульптурные  произведения».

Рассматривая регистрацию авторского права как юридический акт, можно сделать вывод, что это юридическая формальность, несущая за собой создание публичного акта о конкретном авторском произведении, поскольку охрана авторского права не обуславливается его регистрацией. Охрана авторских прав происходит автоматически и начинается с момента окончательной записи произведения[3]. Это означает, что невозможно защищать авторские права на свои идеи, поскольку защита распространяется на зафиксированный результат реализации таких идей. Регистрация, по своей природе, это право автора, которым он может воспользоваться.

Несмотря на то, что охрана авторского права не базируется на регистрации произведения, в законодательстве предусмотрен ряд привилегий для лиц, зарегистрировавших свои авторские права:

1).           После  регистрации создается официальный документ, содержащий притязания на авторское право. Документом устанавливается презумпция правообладания, которая ставит обладателя прав в привилегированное положение: предупреждает  третьих лиц об ответственности за незаконное, или же несанкционированное использование результатов интеллектуальной деятельности, появляется возможность взыскания штрафов и требования о возмещении убытков, которые понесёт истец при уч астии в судебном разбирательстве (оплата юридических услуг);

2). Для подачи иска в суд, по факту нарушения авторского права, необходима регистрация произведения, поскольку суд принимает заявление только по факту нарушения зарегистрированных произведений;

3). Если регистрация произведена в течение пяти лет после публикации или до  этого, регистрация создает в суде презумпцию доказательства о законности авторского права и указанных в свидетельстве фактов. Если регистрация произведена в течение трех месяцев после публи кации произведения или до нарушения прав произведения, обладатель авторского права может получить сумму обусловленных законом убытков и сумму гонорара адвоката через судебные иски. В противном случае обладателю авторского права присуждаются только фактические убытки и выгоды[4].

Как было отмечено ранее, правовая система США благоприятствует авторам, которые осуществили действия, направленные на защиту своих авторских прав, т. е. — зарегистрировали свои авторские права.

Однако, авторское право возникает с момента создания произведения, и его регистрация не является обязательным условием для его подтверждения, но вместе с тем, является чрезвычайно важным основанием для эффективной правовой защиты в случае его нарушения. Но законодательство США не всегда защищало права авторов с момента создания произведения.

До 1 марта 1989 года, законодательством  США  было установлено, что на всех произведениях, которые предназначены для публичного пользования, должно быть представлено уведомление об авторском праве. Невыполнение указанного требования несло риск потери авторского  права, поскольку  без уведомления, все произведения вышедшие в свет до марта 1989 года, становились общедоступными для копирования и не защищались авторскими правами. Как только США  ратифицировало Бернск ую Конвенцию, требование уведомления об авторском праве в качестве условия для охраны авторского права было упразднено[5]. Действует это и по сей день для произведений, ставшими объектами авторского права после 1 марта, 1989 года. Тем не менее, не являясь обязательным условиям для защиты, уведомление об авторском праве  является весьма  эффективным средством предупреждения нарушений, поскольку оно информирует общественность о защите работы авторским правом. Существует определённая форма уведомления об авторском праве. Она состоит из значка копирайта © (буква «С» в кружке), или слова «Copyright»,  также  уместно  сокращение  «Сopr».   Затем  идёт год первой публикации произведения, и наименование (имя) владельца авторского права. Может быть добавлена фраза «all rights reserved» («все права зарезервированы»). Типичная отметка об авторском праве имеет следующую форму: © 2014, X & Y. All rights reserved. Регистрация авторского права на произведение осуществляется Бюро по авторским правам США (The U.S. Copyright Office) при Библиотеке Конгресса США.

Помимо “Copyright”, существует такая авторская лицензия как «Creative Commons». Являясь по своей правой природе открытой лицензией, авторская лицензия "Creative Commons" (CC) помогает создателям содержимого сохранить авторское право, позволяя другим копировать, распространять и определенным образом использовать их произведения. В российском законодательстве подобной лицензии не  существует,  но  если  проводить  аналогию  с  отечественным  правом,  то  это  напоминает простую (неисключительную) лицензию, получаемую путём заключения лицензионного договора.  Согласно условиям лицензии «Creative Commons», все пользователи данной лицензии должны указывать автора произведения. «Creative Commons" предоставляет лицензии на произведения, при этом защищая их авторским правом, т. е., лицензия не заменяет авторские права, а даёт определенные права на использование своего произведения другим лицам, охраняемого авторским правом [6].

 

1                     Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М .: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С.32.

2                     U.S. Copyright Act of 1976, 17. U.S.C. §§ 101 et seq. (consolidated version of December 11). § 102. P. 8.

3                     Голощапов А. М . Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и зарубежом // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. №1. С. 43.

4                http ://www.cop yright .ru/ru/document s/regist raciy _avt orskih_p rav/Cop y right _regist rat siy a/regist rat siy a_v_bi bliot eke_kongressa_ssha/ (дата обращения: 31.10.2017).

5                     Голощапов А.М . Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. №1. С. 44.

6              ht t p ://creat ivecommons.ru/ (дата обращения 31.10.2017).

 

Список литературы

 

1.                                       U.S. Copyright Act of 1976, 17. U.S.C. §§ 101 et seq. (consolidated vers ion of December 11).

2.                                       Голощапов А.М. Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и зарубежом // Проблемный анализ и  государственно -управленческое проектирование.— 2011. — №1.

3.                                       Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.

4.                                       Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32.

5.                                       Стародумова С.Ю. Ответственность  и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.138-151.

6.                                       Очнева Л.В., Чудаков Л.А., Шиловская А.Л. Повышение качества разработки высокотехнологичной   продукции   на   основе   многоуровневой   стандартизации   корпоративных социальных обязательств. Москва. 2012.