Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

Официальным  началом  законодательной   реформы  регулирующей   отношения   в сфере оказание юридических услуг в России следует считать Распоряжение Правительства РФ №517-р от 04.04.2013 г., которым была утверждена  государственная программа  Российской Федерации «Юстиция» на 2013-2020 г., которое было в последующем отменено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 , и была утверждена новая государственная программа РФ "Юстиция", в рамках которой разрабатывается "Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи".[1]

Несмотря на то, что необходимость выработки единых стандартов оказания кв алифицированной юридической помощи назрела давно, однако серьёзные баталии и дискуссии возникли именно сейчас осенью 2017 года.

Связано это с тем, что 27 сентября 2017 г. Глава Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников внес в Госдуму проект закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» №273154-7.[2]

Дебаты возникли именно среди юристов, которые разделились на два лагеря. Так представители адвокатского сообщества негативно отреагировали на законопроект Павла Крашенинникова о допуске к судебному представительству   и заявления руководства АЮР по этому поводу.

Поводом такого противостояния  законопроекту со стороны адвокатского сообщества послужил тот факт,  что законопроект дает неоднозначное толкование.

В своем официальном пресс-релизе Ассоциация юристов России подчеркивает, что законопроект предполагает «аттестацию юристов в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование» и что именно АЮР «будет осуществлять допуск к профессии юристов».

По мнению адвокатского сообщества для адвокатов в тексте этого заявления исключений не предусматривается – по-видимому, их аттестация также входит в планы АЮР.[3]

Так на сайте АЮР приводится и комментарий председателя правления АЮР Владимира Груздева, который указывает, что «есть неоспоримый плюс в том, что деятельность юристов в России будет регулироваться общероссийской общественной организацией граждан, которые имеют юридическое образование». По его словам, ранее высказывалась идея «принятия отдельного законодательного акта, согласно которому Ассоциация юристов России может стать органом, осуществляющим допуск к профессии. Для российских и иностранных юристов и юридических компаний допуск к профессии будет введен  в обязательном порядке». [4]

ФПА  РФ   очень  негативно  отнеслось к данному  законопроекту  посчитав, что  Крашенинников использует свои полномочия в интересах возглавляемой им же общественной организации.

Действительно тревоги адвокатского сообщества являются обоснованными. Так данный законопроект может возложить на адвокатское соо бщество повторную обязанность адвокатов проходить проверку на профессиональную пригодность –тем самым ставя под сомнение их квалификацию, их статус адвоката и подвергая сомнению не только компетенцию комиссии принимающей квалификационный экзамен у адвоката, но и таким законопроектом могут быть перечеркнуты основополагающие закрепленные в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» принципы согласно которым – адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, получивший в установленном порядке статус  адвоката  и право осуществлять адвокатскую  деятельность, которая в соответствии со ст.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» - является квалифицированной юридической помощью оказываемой на профессиональной осно ве.

Несомненно, что основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 1 ст. 48 Конститу ции Российской Федерации: «Каждому гарантируется право на получение квали фицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Однако не стоит забывать, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и является самостоятельным институтом гражданского сообщества.

Возложение на адвокатов требований аттестации в общественной организации, будет являться вмешательство в деятельность адвокатуры, повлечет нарушение принципа независимости адвокатуры, её самоуправления и корпоративности.

Квалификация юриста - это прежде всего определение качества оказываемых юристом  услуг, степень профессиональной подготовленности к выполнению конкретного вида юридических услуг, включая теоретические знания и практические навыки.

Квалификация лица получившего статус адвоката несомненно подтверждена требованием – наличия юридического стажа и успешная сдача квалификационного экзамена.

Предложение аттестации всех юристов в общественной организации - проблема многолетнего противостояния частно-практикующих юристов и адвокатов.

Так взяв на себя функции аттестации юристов на допуск к профессии, общественная организация никак не решит проблему оказания квалифицированной юридической помощи.

Так  непонятно  на  какой  срок  будет действовать  данная  аттестация,  какие  требования  будут предъявляться юристам при аттестации в части стажа, какие меры ответственности будут предусмотрены к прошедшим аттестацию юристам в связи с некачественным оказанием ими юридических услуг, возможно ли будет отстранение их от профессии и т.д.

Несмотря на то, что действительно требуется установление критерия юридического образования для представителей сферы юридических услуг, вопрос о принятии закона о допуске к юридической профессии пока дискуссионный.

Так, 3 октября 2017 г. Пленум ВС РФ утвердил законопроект, которым предлагается, в частности, закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский предлагает  в дальнейшем ввести специальный экзамен для допуска к судебному представительству. Однако исполнительный вице -президент ФПА РФ Андрей Сучков считает, что допуск в профессию только по формальным основаниям не обеспечит качество представительства  и ситуация настоятельно требует комплексного подхода.[5]

Полагаю, что  такое оживление вокруг проблемы допуска к юридической профессии в скором приведет к коренному перелому в данной отрасли, а в какую сторону, покажет время.

 

Список литературы

 

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция", Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2158.

2.Система      обеспечения      законодательной      деятельности.      Справочная      интернет      система.http://sozd.parlament.gov.ru/bill/273154-7

3. Справочная интернет система Адвокатской палаты Приморского края.URL: http://primadvokat.ru/ 

4.Справочная            интернет            система            Ассоциации            юристов            России. URL: http://alrf.ru/blog/obshcherossiyskaya-obshchestvennaya-organizatsiya-grazhdan/

5. Справочная интернет система ФПА РФ. URL: http://fparf.ru/news/all_news/news/43386/