Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
25 января 2016г.

    Субъекты РФ имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, входящим в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые не должны противоречить нормам федерального законодательства, и по вопросам собственного правового регулирования – вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. 2 и 4 ст. 76 Конституции РФ[6]).

   Вопросы, возникающие в связи с осуществлением генно-инженерной деятельности (далее – ГИД), входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что показывает анализ ст. 72 Конституции РФ:

1)    защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) – при осуществлении ГИД; преднамеренном выпуске генетически модифицированных организмов (далее – ГМО) в окружающую среду; обороте продукции, содержащейГМО, а также произведенной из ГМО (далее – ГМ-продукции); применении методов генной инженерии к человеку, тканям и клеткам в составе его организма;

2)    охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) – при осуществлении ГИД, преднамеренном выпуске ГМО в окружающую среду;

3)    общие вопросы образования и науки (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) – в отношении обеспечения условий для проведения научно-теоретических и научно-прикладных исследований в области ГИД и коммерческого применения их результатов; определения приоритетных направлений в области ГИД и стимулирования их развития (за исключением установления основ федеральной политики и федеральных программ, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации – п. «е» ст. 71 Конституции РФ); профессиональной подготовки специалистов в области генной инженерии;

4)    координация вопросов здравоохранения (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) – в отношении применения методов генной инженерии к человеку, тканям и клеткам в составе его организма; производства и оборота фармацевтической ГМ-продукции;

5)    административное, административно-процессуальное законодательство (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Представляется, что как составляющую предмета совместного ведения следует рассматривать всю совокупность норм административного и административно-процессуального законодательства, обеспечивающую должную урегулированность отношений, возникающих в связи с осуществлением ГИД, преднамеренным выпуском ГМО в окружающую среду, оборотом ГМ-продукции и применением методов генной инженерии к человеку, тканям и клеткам в составе его организма.

   Отнесение данных вопросов к совместному ведению предусматривает, что они должны быть урегулированы путем принятия федерального закона и законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, на основании которых возможно осуществить детальное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ [3]. В этом случае в федеральные законы, принятые по предмету совместного ведения, включаются нормы, регулирующие правила распределения полномочий. При отсутствии федерального регулирования отдельных вопросов, входящих в предмет совместного ведения, субъекты РФ могут осуществлять опережающее правовое регулирование [4].

   Закон о ГИД [7], являющийся основным федеральным законом в области ГИД, в соответствии с вышесказанным включает в систему законодательства Российской Федерации в области ГИД законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 3), при этом он не содержит норм, позволяющих разграничить полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. В связи с этим перед региональными законодателями стоит вопрос об отыскании предмета правового регулирования в области ГИД.

    Анализ действующего законодательства субъектов РФ показывает, что на настоящий момент в субъектах РФ не приняты отдельные законодательные акты по вопросам осуществления ГИД, а также защиты окружающей среды и здоровья человека от возможных негативных воздействий ее результатов. Однако некоторые аспекты, связанные с ведением ГИД, регулируются на уровне регионального законодательства, в частности, принимаются целевые программы, в рамках которых предусмотрены мероприятия, связанные с осуществлением ГИД, порядок их финансирования. К таким аспектам относятся вопросы применения методов ГИД при осуществлении медицинской деятельности (в частности, при генной терапии и генной диагностике), оборота семян сельскохозяйственных ГМ-растений, биологической безопасности, связанной с использованием генно- инженерных технологий, однако наибольшее количество нормативно-правовых актов субъектов РФ принято по вопросам оборота пищевой ГМ-продукции, – в частности, вводится добровольная маркировка пищевых продуктов, не содержащих ГМИ; запрещается использование средств регионального бюджета для производства и закупки продукции, содержащей ГМИ в количестве более 0,9%; предусматривается выделение дополнительных средств из регионального бюджета на определение безопасности продуктов, содержащих ГМИ, используемых в питании населения.

    Отдельного внимания в данном контексте заслуживает определение законодательством субъектов РФ так называемых «зон, свободных от ГМО»[2], предполагающих жесткие ограничения на распространение пищевой ГМ-продукции, в том числе в отношении импорта продукции и сырья, содержащих ГМИ. При этом Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», включающий в систему правового регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов законодательство субъектов РФ, не определяет наличие в составе пищевой продукции генетически модифицированных источников как непосредственное основание для ограничения ее оборота и не предполагает возможность установления такого основания законодательством субъектов РФ (ст. 3)[5]. Таким образом, возможность установления ограничений на оборот ГМ-продукции, включая ее импорт, законодательством субъектов РФ вызывает вопросы. Актуальность исследования данных вопросов связана также с возможным скорым началом коммерческоговыращиваниязарегистрированныхГМ-сортоввпищевыхцелях, на что обращает внимание П. Н. Безбородов, исследуя вопросы рыночного оборота генетически модифицированного продовольственного сырья растительного происхождения в агропищевом секторе России. К началу такого выращивания в законодательстве должны быть однозначно решены вопросы об объеме правотворческой компетенции субъектов РФ относительно выращивания ГМО и оборота ГМ-продукции.

    Таким образом, анализ регионального законодательства показывает, что на уровне субъектов РФ нормативно-правовое регулирование в области ГИД осуществляется по существу только в отношении оборота пищевой продукции, содержащей ГМО, в направлении обеспечения продовольственной безопасности населения региона. Имеется насущная необходимость более тщательного определения предмета ведения субъектов РФ и их правотворческой компетенции в области ГИД, в том числе относительно возможности установления в законодательстве субъектов РФ «зон, свободных от ГМО» и их правового статуса.

 

Список литературы

1.      Безбородов П. Н. Проблемы рыночного оборота генетически модифицированного продовольственного сырья растительного происхождения в агропищевом секторе России // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 1 (46);

2.      Зоны, свободные от ГМО. Опыт России / под ред. В. Б. Копейкиной. Йошкар-Ола: Реклайн. 2008;

3.      Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002;

4.      Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ: в ред. от 14октября 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005;2014. № 42, ст. 5615;

5.      О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ: ред. от 19 июля 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №2, ст. 150;2011. № 30 (часть I), ст. 4596;

6.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398;

7.      О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности: федер. закон от 05 июля 1996 г. № 86-ФЗ: в ред. от 19 июля 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 28, ст. 3348; 2011. № 30 (часть I), ст. 4596.