Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОКУРАТУРЕ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
25 ноября 2017г.

К моменту начала революционных событий 1917 г. российская прокуратура представляла собой мощную профессиональную корпорацию, один из главных государственно -правовых институтов, обеспечивающих соблюдение законности и незыблемость основ.

Рубежным для российской прокуратуры событием явилась Октябрьская революция 1917  года. С точки зрения доктринальной основы их политической деятельности - теории марксизма, победивший пролетариат не может просто овладеть государственной машиной и пустить ее в ход для реализации собственных устремлений: сама по себе государственная машина являлась, с точки зрения марксистов, политическим средством классового порабощения. Наиболее четко и последовательно эта позиция была изложена Предсовнаркома РСФСР в развернутом выступлении на I конгрессе III Интернационала 4 марта 1919 г. По мнению докладчика, истинное народовластие, основанное на принципах равенства и свободы, неосуществимо без полного демонтажа государственной власти. Справедливости ради следует отметить достаточную избирательность основателей советского государства в определении институтов буржуазного аппарата, подлежащих полному уничтожению.

Часть госучреждений прежнего режима, по определению В.И. Ленина, бюрократически -военные, «неисправимо буржуазные», подлежали безусловной ликвидации. Вторые, принадлежащие к, т.н., учетно-регистрационному   аппарату»,  следовало  лишь  реформировать,  «с  отсечением  от  них того,  что  их «капиталистически  уродует»».

К несчастью для прокуратуры, она, наряду с прочими судебно -правоохранительными институтами, была отнесена к учреждениям первой группы; ее участь, т.о., была предрешена.

Упразднение Российской прокуратуры было организационно  оформлено принятым 24 ноября 1917 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «О суде» № 1. Дореволюционная системы прокурорского надор а упразднялась же без правопреемника.

Функции ликвидированных органов прокурорского надзора были рассредоточены по компетенциям различных учреждений и организаций. Так, наблюдение за расследованием преступлений и исполнением приговоров было отнесено к ком петенции вновь создаваемых Народных судов. Функции общего надзора [1] были переданы отделам юстиции исполкомов Советов.

Иная судьба ожидала функцию поддержки обвинения в суде. В соответствии с декретом  «О суде» № 1 обвинителями могли выступать все «неопороч енные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Декрет «О суде» №2 уже вводит наряду с общегражданским общественное обвинение, которое осуществлялось членами коллегий правозаступников при местных Советах.  Согласно же Декрету  ВЦИК от 30 ноября 1918 г. поддержание обвинения возлагалось исключительно на членов коллегии правозаступников, которые избирались исполкомами местных Советов и получали заработную плату как должностные лица.

Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. были у чреждены коллегии обвинителей при отделах юстиции, члены которых назначались губисполкомами. Последнее узаконение, с нашей точки зрения, подводит черту под экспериментом с общественным обвинением и, де -факто, вводит государственное обвинение в суде.

В конечном итоге, отмеченная выше трансформация взглядов законодателей, приводит их к мнению o  необходимости воссоздания специализированного государственного учреждения, которое бы сосредоточило в своих руках функции общего (без каких-либо ограничений) и судебного надзора.

В январском  1922 г.   докладе  Н.  В.   Крыленко  на  IV съезде деятелей юстиции, посвященном принятию  нового  Уголовного  кодекса  шла  речь  о  создании  прокуратуры,  как  органа,  на  который возлагались  бы  и   обвинение  в  суде,  и  общий надзор, и руководство  следствием, и предупреждение правонарушений.

В первом проекте декрета «О Государственной прокуратуре», опубликованном 1 января 1922 г., предполагалось, что прокуратура станет частью Наркомата Юстиции, его отделом, и основные свои решения, соответственно, проводить через коллегию НКЮ.

Примечательно, что данный проект подвергся резкой критике со стороны самих работников юстиции. В  упоминавшемся выше выступлении Н.В. Крыленко утверждалось, что прокурор «должен быть вполне независимым от тех органов, которые могут помешать ему осуществлять возложенные на него функции»[2]. Критический настрой члена коллегии наркомата юстиции поддержали другие делегаты съезда, многие из которых вообще высказывались за упразднение губернских отделов юстициии замену их прокуратурой, независимой от местной власти[3].

В процессе последующего обсуждения законопроекта помимо активного обсуждения этой идеи, прозвучало новое предложение Н.В. Крыленко – объединить должности Прокурора РСФСР и Наркома Юстиции, который возглавит работу нового института непосредственно, и, тем самым, обеспечит независимость и авторитет последнего[4].

Наконец, шла речь и о еще большем расширении полномочий прокуратуры: предлагалось подчинить прокуратуре следственный аппарат Народных судов и ВЧК, так, чтобы каждое заключительное постановление следователя шло на утверждение прокурору, который окончательно и определял подсудность дела[5].

Вопрос о взаимоотношениях прокурорского надзора и Наркомюстом не исчерпывал всей проблемы обеспечения независимости нового института. Еще более серьезную дискуссию вызвал вопрос о местных прокурорских органах в их отношениях с местными представительными учреждениями и их исполкомами.

Противникам принципа «двойного подчинения» прокурорских органов на этот раз не сразу помогла даже поддержка их позиции В.И. Лениным[6]: уточненный проект Положения об учреждении прокуратуры, подготовленный Наркомюстом, и внесенный в мае 1922 г. на рассмотрение 3-й сессии ВЦИК 9-го созыва, был в итоге передан «в качестве материалов» в специальную ко миссию ВЦИК для разработки нового законопроекта[7].

16 мая 1922 г., сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре. 28 мая 1922 г. оно было подписано Председателем ВЦИК М.И. Калининым[8], и с 1 августа 1922 г. введено в действие.

Положение о прокурорском надзоре 1922 г. отразило основополагающие принципы организации и деятельности прокуратуры, такие как централизация органов прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокурорам вышестоящим, взаимозаменяемость на любой стадии прокурорских де йствий, независимость прокуратуры от местной власти, опора прокурорских органов на помощь общественности.

1     Серафимович А.Е Развитие системы прокурорского надзора в Западной Сибири в кон. XIX- нач. XX вв.// Сборник материалов III М еждународной научной конференции, посвященной 90-летию Октябрьской революции. М ., 2012. С.59. [Прим. автора].

2   Крыленко Н.В. Доклад о прокуратуре на 4-м съезде деятелей юстиции. 1922. 27 января //Еженедельник советской юстиции. 1922. №5.

3 Еженедельник советской юстиции. 1922. №5-6.

4 Еженедельник советской юстиции. 1922. №3. С.3-4.

5 Лисицын А. Прокуратуры и губюсты //Вестник советской юстиции. 1922. №2. Л.5.

6 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.45. С.197.

7 дискуссия возникла вокруг 5 ст., устанавливающей, что прокуратуры на местах подчинены только прокурору республики, минуя исполкомы [Прим. автора].

8 СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.

 

Список литературы

 

1.                Крыленко Н.В. Доклад о прокуратуре на 4-м съезде деятелей юстиции. 1922. 27 января // Еженедельник советской юстиции. 1922. №5.

2.                Лисицын А. Прокуратуры и губюсты // Вестник советской юстиции. 1922. №2.

3.                Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.45.

4.                Серафимович А.Е Развитие системы прокурорского надзора в Западной Сибири в кон. XIX- нач. XX вв.// Сборник материалов III Международной научной конференции, посвященной 90-летию Октябрьской революции. М., 2012.

5.     СУ РСФСР. 1922.  № 36. Ст. 424.