Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 ноября 2016г.

INFLUENCE OF METHOD OF HYDROKINESITHERAPY ON THE RESULTS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Torishneva E.Yu., Lobanova Yu.O.

 

 

Astrakhan State Technical University, Astrakhan

 

Аннотация.

 Гидрокинезотерапия - современный метод лечения в бассейне с теплой водой, проводимый опытным методистом по адаптивной физкультуре по индивидуально спланированному комплексу упражнений. Являясь частью функциональной кинезотерапии, повышает результативность комплексной физической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: гидрокинезотерапия, реабилитация, ДЦП, навык, развитие

 

Annotation

 Hydrokinesitherapy is a modern method of treatment in the pool with warm water, conducted by an experienced methodologist for adaptive physical education for individually- planned complex of exercises.

Being a part of the functional kinesitherapy, it increases the effectiveness of a comprehensive physical rehabilitation of children with disabilities.

Key words: hydrokinesitherapy, rehabilitation, cerebral palsy, skill, development

 В настоящее время в области теории и практики спортивного и оздоровительного плавания, гидрореабилитации, адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям, совершенствования имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья [1,2]. В последние годы все большее внедрение в практику лечебной физкультуры получает гидрокинезотерапия.

Гидрокинезотерапия – это уникальный метод нефармакологической коррекции, который вобрал в себя все лучшее, что есть в лечебной гимнастике (кинезотерапия) и целебных водных процедурах (гидротерапия). Гидрокинезотерапия находится на стыке различных методов физиотерапевтического воздействия и эффективна при лечении многих заболеваний. Увеличение двигательной активности улучшает работу кардио- респираторного тракта, в области позвоночника способствует притоку артериальной крови и ускоряет отток лимфы и венозной крови. В результате улучшается трофика и оксигенация тканей, уменьшается выраженность отека и воспаления, блокируется синтез провоспалительных простагландинов и других медиаторов воспаления. Активные движения в суставах повышают синтетическую активность хондроцитов и фибробластов и стимулируют неоколлагенез и хондрогенез. Это способствует обновлению коллагенового каркаса соединительной ткани, образованию синовиальной жидкости и формированию новых элементов хряща. В практике водолечения больных с ДЦП наиболее часто используют ванны индифферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного снижается количество импульсов поступающих в ЦНС. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов. [5] Для детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеют воспитательное (помогает ребятам стать дисциплинированными, собранными, смелыми, находчивыми решительными), и оздоровительное значение. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне и гармонично развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и др. качеств. В воде физические недостатки и неловкость движений скрыты от посторонних глаз, что позволяет занимающимся детям чувствовать себя более комфортно, и делает их более раскованными. [4]

В г. Астрахани и в Астраханской области, несмотря на улучшение демографических показателей, сохраняется негативная тенденция в состоянии здоровья детей: падают показатели здоровья, растет детская инвалидность, растет количество детского  населения  с  ограничением  жизнедеятельности  вследствие  перинатальной патологии ЦНС, проявляющейся в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией. Основной нашей задачей стала организация реабилитационной службы в соответствии с основными принципами медицинской и физической реабилитации многопрофильного реабилитационного учреждения нового типа. Для выполнения этой задачи был заключен договор о сотрудничестве между Центром и кафедрой. В рамках договора о сотрудничестве между Центром ГАУ АО «ОРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями» и кафедрой «Технология спортивной подготовки и прикладная медицина» АГТУ при Центре в 2012 году создана базовая кафедра « Адаптивная физическая культура» при поддержке Министерства социального развития и труда Астраханской области. Это дало возможность расширить объем комплексной реабилитации детей Центра за счет гидрокинезотерапии в бассейне АГТУ.

Целью нашей работы стало изучение влияния метода гидрокинезотерапии на результаты комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы поставили задачи: изучить влияние гидрокинезотерапии на эмоционально-волевую сферу, общую и мелкую моторику, развитие речевой функции у ребенка с ограниченными возможностями;     активизировать  внедрение  инновационных        технологий гидрокинезотерапии  в  комплексную   реабилитацию  детей  и  подростков  с  нейро- ортопедической патологей (в частности с ДЦП); стимулировать развитие двигательных функций средствами водной среды и использовать их в самообслуживании у детей с ДЦП. Нами изучены результаты у 34 пациентов с ДЦП: из них с 5 до 7 лет было - 10 чел., старше 7лет - 24 чел.

 В США используют две классификации, в основу которых легли следующие признаки: поражение мышц и локализация мозговых нарушений. По причине того, что 10% детей с ДЦП можно отнести к нескольким типам, выделяют также смешанный вид ДЦП. Таким образом, используя эти классификации в совокупности, можно выделить следующие типы ДЦП: спастический тип - спастическая диплегия, гемиплегия, спастический тетрапарез; атаксический тип; атетоидный или дискинетический тип («смешанный» тонус мышц); гипотонический тип, гиперкинетический тип.

Как и в американских классификациях, в классификации К. А. Семеновой используются такие критерии, как особенности тонуса мышц и области поражения [7,8]. В соответствии с классификацией К. А. Семеновой было проведено распределение больных по формам ДЦП (таблица 1).


Таблица 1. Распределение больных по формам ДЦП, по  классификации К. А. Семеновой

 

Формы ДЦП

Двойная гемиплегия

Гиперки- нетическая

Гемипарети- ческая

Атонически- астатическая

Спастическая диплегия

Всего

Количество больных

4 чел.

11 чел.

5 чел.

2 чел.

12 чел.

34 чел

Доля в %

11,76%

32,35%

14,72%

5,88%

35,29%

100 %

 

 У всех детей наблюдалась сопутствующая ортопедическая патология: нарушение осанки - 41,2%случаев; сколиоз - 29,4%; деформация стоп - 11,8%; кривошея - 5,8% контрактуры верхней и нижней конечностей - 5,9%, дисплазия тазобедренных суставов - 2,9%, деформация грудной клетки - 3%. С детьми проводились занятия в течение трех лет 1 раз в неделю по 40 минут. У нас небыло возможности проведения стандартного цикла занятий гидрокинезотерапией, в связи с этим выявить достоверность статистических различий между разными методиками, нами применяемыми при различных формах ДЦП, не представилось возможным.

Учет онтогенетических особенностей при последовательной стимуляции моторного развития на основе преодоления качественных специфических нарушений и степени их сформированности позволяет провести подбор упражнений для поэтапного преодоления патологических и формирования нормальных двигательных действий или создания необходимых для этого базовых условий. [8]

Прежде чем начать реабилитацию, мы тщательно обследовали каждого больного, основываясь на трансдисциплинарном подходе [6]. Определялся уровень патологии моторного развития ребенка: какому хронологическому возрасту по двигательной оценке он соответствует, какие движения ребенок может выполнять сам и что препятствует выполнению других.

Оценку состояния больного ребенка, выбор метода и объем реабилитационных мероприятий осуществлял не один специалист по своему профилю (ортопед, врач ЛФК, дефектолог и т.д.), а реабилитационная команда. Педагоги, медицинские и социальные работники, входящие в нее, проводили обследование пациента при его поступлении, а затем результаты совместно обсуждали на медико-психолого-педагогическом консилиуме,    называемом    реабилитационным    советом    (РС),    где    принимали интегрированное заключение, намечали задачи и содержание ИПР. Повторно РС собирали по завершении ИПР для подведения итогов и оценки эффективности.

Реабилитация включала в себя: аналитическую, глобальную, функциональную кинезотерапию [3]. Использовались кинезотерапевтические методики - К. и B.Bobath; W.H.Phelps; Templ–Fay; Н.Kabat; G.Tardieu и M.Le Metayer. Это терапевтическое воспитание двигательных навыков, заключающееся в провоцировании с помощью специальных приемов и методов интероцептивной (проприоцептивной) стимуляции двигательных ответов, т.е. управляемой и провоцируемой двигательной активности (по этапам двигательного развития). Все эти методики в определенных сочетаниях дают нам аналитическую кинезотерапию, т.е. восстановление проприоцепции между мышцами антагонистами и синергистами и глобальную кинезотерапию, т.е. выработку двигательных навыков. Далее, добавляя функциональную кинезотерапию - гидрокинезотерапию и закрепляя стереотип локомоции или позы с помощью динамической    проприоцептивной коррекции, используя ЛК «Адели», «Гравистат», «Атлант», аппарат Гросса, проводя постуральную коррекцию (ортезотерапию – выполнение ортопедического режима), мы добиваемся стойкой положительной динамики в реабилитации.

Для оценки эффективности реабилитации нами была разработана балльная оценка: общей моторики(5б.), мелкой моторики (5б.), речи(5б.), самообслуживания (3б.) и оценка эмоционально-волевой сферы больных(3б.). Параллельно мы проводили мониторинг освоения водной среды в процессе гидрокинезотерапии (по методике Ч.Осгуда): освоение ребенка в воде; передвижение в воде; ходьба, бег в воде; погружение в воду; скольжение; освоение навыков плавания; освоение элементов техники плавания «Кроль на груди»; «Кроль на спине»; «Брасс».

 Методика обучения плаванию детей с ДЦП включает этапы формирования двигательных действий: «концентрация» (от момента постановки инструктором и ребенком двигательной задачи до первой попытки выполнения двигательного действия с помощью инструктора), «опознание» (от первой попытки выполнения двигательного действия с помощью инструктора до попытки его самостоятельного выполнения), «реализация возможностей» (от первой попытки самостоятельного выполнения двигательного действия до соответствия двигательной задаче), «совершенствование»(от неоднократного выполнения двигательного действия в соответствии с двигательной задачей до момента постановки следующей двигательной задачи). Все они составляют дидактический процесс взаимоотношений инструктора по плаванию и ребенка в условиях совместного погружения в воду, обеспечивают оперативную разработку индивидуальных средств и методов обучения ребенка с учетом предупреждения развития опасных ситуаций для жизни и здоровья, вскрывают возможности достижения ребенком качественно нового, более высокого от исходного, уровня жизненного обеспечения и общественной активности.

Применение апробированного в педагогических наблюдениях принципа «от спонтанно проявленного движения к осознанному» в процессе обучения плаванию детей с ДЦП в условиях совместного погружения инструктора и ребенка в воду повышает эффективность усвоения умения плавать. В случае, если инструктор опознает спонтанно выполненное движение ребенка-инвалида как аналогичное какому-либо элементу системы движений пловца, то он оперативно строит модель управляемого усвоения этого элемента. Затем инструктор реализует модель в процессе формирования и становления умения ребенка, обусловленное повторением изучаемой системы движений сначала с помощью инструктора, а затем уже путем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления двигательных действий с последующей возможностью выработки навыка плавания и дальнейшего освоения элементов техники плавания.

В результате проведенной комплексной реабилитации больных детей с сочетанной нейро-ортопедической патологией, которая включала гидрокинезотерапию, мы добились следующих результатов:

-в общей моторике произошло увеличение количества детей, передвигающихся самостоятельно правильной походкой на 14,7%. Научились самостоятельно передвигаться спастической походкой без помощи инструктора 17,6%;

-в мелкой моторике увеличилась: группа детей с улучшением манипулятивной деятельности обеих рук с 23,51% до 38,25%, группа детей с улучшением манипулятивной деятельности ведущей руки с 26,48% по 41,17% ,уменьшились функциональные сгибательно-пронаторные контрактуры на 17,7%;

-в речевой функции : уменьшилось количество детей, страдающих дизартрией - на 3%, увеличилось количество детей, начинающих говорить (появилась произносительная речевая функция) - на 6%;

-в самообслуживании: увеличилось количество детей, самостоятельно себя обслуживающих - на 16% и частично себя обслуживающих с 23% по 41% ;

-в эмоционально-волевой сфере: увеличилось количество детей, эмоционально стабильных на занятиях и в жизни с 58,80% по 76,49%

По мониторингу освоения водной среды (методика Ч.Осгуда) мы отметили следующую динамику: увеличилось передвижение в воде - на 3%(с 29,4% по32,3%), также ходьба в воде и бег в воде - на 12% (с11,7% по23,7%), погружение в воду - на 3% (с 20,58% по 23,5%), скольжение в воде - на 3% (с 14,7% по 17,6%), освоение навыка плавания - на 8,78% (с 8,82% по 17,6%), техника плавания «Кроль на груди», «Кроль на спине», «Брасс» - освоена в 3% случаев

 

 

Список литературы

 

1.                  Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Издательский центр«Академия», 2005. - 432 с.

 2.                  Мосунов Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Д.Ф. Мосунов, В.Т. Сазыкин.- Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2002.-152с

3.                  Мутовкина Т.Г. Кинезотерапия при неврологических заболеваниях: Учебное пособие/ Т.Г.Мутовкина .- Челябинск, 2001.- 119 с.

4.                  Нарзулаев С.Б., Павлухина В.И. Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие / С.Б.Нарзулаев, В.И.Павлухина.- Томск,2010.-С.5-10

5.                  Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: материалы 2-й Международной научно-практической конференции СПб НИИФК/ под общ. ред.А.В. Петряева, И.В.Клешнева. – СПб.: Плавин, 2003. – 312 с.

6.                  Симонова Т. Н., Ушаков А. А. Основы трансдисциплинарного подхода к разработке индивидуальной программы реабилитации детей с церебральными параличами. // Труды АГМА. Астрахань, 2000.- Т. 19.- С.- 137

7.                  Sieglinde, M. Teaching motor skills to children with cerebral palsy and similar movement disorders: a guide for parents and professionals / Martin Sieglinde - The USA: Woodbine House, Inc., 2006. - 255 p. -Bibliography: p. 20-21.

8.                  Семенова К.А. .Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы с детским церебральным параличом .- М., Закон и порядок, серия « Великая Россия. Наследие». - 2007.- 616 с.

Literature

 

1.    Bulgakova N.J. Recreational, therapeutic and adaptive swimming: Training handbook for students of higher educat.institutions / Ed. N.J. Bulgakova. - M .: Publishing Center "Academy", 2005. - 432 p.

2. Mosunov D.F. Overcoming of critical situations in teaching swimming of disabled child: D.F. Mosunov, V.T. Sаziykin.- Teaching manual. - M .: Soviet Sport, 2002-152p.

3. Mutovkina T.G. Kinesitherapy in neurological diseases: Training handbook/ T.G. Mutovkina.- Chelyabinsk, 2001.- 119 p.

4.   Narzulaev S.B., Pavlukhina V.I. Swimming for children with disabilities: Teaching manual/S.B.  Narzulaev,   V.I. Pavluhina.-  Tomsk,   2010.-P.5-10 

5.     Swimming. Research, training, hydro-rehabilitation: Materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference SPb RIPE / under total. edit.A.V. Petryaeva, I.V.Kleshneva.- SPb.:   Plavin,  2003.    -    312p.

6.      Simonova T.N., Ushakov A.A. Fundamentals of transdisciplinary approach to the development of the individual program of rehabilitation of children with cerebral palsy// Proceedings of ASMA. Astrakhan, 2000.- V.19.- P. 137

7.   Sieglinde, M. Teaching motor skills to children with cerebral palsy and similar movement disorders: a guide for parents and professionals / Martin Sieglinde - The USA: Woodbine House, Inc., 2006. - 255 p. -Bibliography: p. 20-21.

8.   Semenova K.A . Rehabilitation treatment of children with perinatal lesions of the nervous system with cerebral palsy .- M., Law & Order, series "Great Russia. Heritage". - 2007.- 616 p.