Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ (ДАННЫЕ СПЕКТРАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

По данным последних десятилетий нарушения функционирования иммунной системы у больных шизофренией являются частью более широкой, мультисистемной патологии (10, 13). Результаты исследований в данной области носят фрагментарный характер и не проясняют до конца роли иммунной патологии в шизофреническом процессе. Это определяет необходимость расширенного изучения проблемы (2, 14).

Задачами проведенного исследования являлись прижизненная оценка у больных шизофренией функционального и морфологического состояния иммунной системы на уровне органных структур.

Было исследовано 30 больных (28 женщин и 2 мужчин) с различными формами течения заболевания: 

приступообразная – 13 чел. (F 20.01 – 20. 03 по МКБ), приступообразная с переходом в непрерывное течение – 15 чел. (F 20. 00), вялотекущая (F 21) – 2 чел. Средний возраст больных составил 35.9 лет, средняя длительность заболевания с момента инициальных его проявлений –15.5 лет. Состояние больных в двух случаях определялось экзацербацией аффективно-бредовой симптоматики. В остальных случаях имела место терапевтическая ремиссия различного качества.

Контрольная группа состояла из 15 чел. и была сопоставима с основной по полу и возрасту. В нее вошли лица, не страдающие шизофренией  и не имеющие страдающих шизофренией родственников  первой линии родства. В психическом статусе 9 человек обнаруживались субклинические признаки тревоги и депрессивного аффекта. Соматический статус лиц контрольной группы характеризовался наличием многолетних персистирующих инфекций со стертыми клиническими проявлениями, локализующихся в различных органах и системах (пищеварительной, ЛОР, сердечно-сосудистой).

Обследование больных проводилось на аппарате «Комплекс спектрально-динамический» (Словакия) (5). Аппарат является лицензированным медицинским прибором, включен в реестр российской медицинской диагностической техники. По техническим возможностям аппарат ближе всего стоит к МРТ, однако работает в значительно большем диапазоне частот и без использования эхо-сигнала. Достоверность прижизненных диагностических возможностей аппарата была подтверждена при его изучении в учреждениях Украинской академии медицинских наук, а также в процессе московских апробационных исследований одного их вариантов прибора, проведенного в тринадцати медицинских учреждениях Минздрава РФ (7). В исследованиях словацких неврологов из университета Мартина (8, 9), проведенных на материале более 18 тыс. чел., была подтверждена диагностическая и коррекционная эффективность использования аппарата.

В КМЭ сканирует по зарядовой компоненте динамику электрических колебаний поля человека в диапазоне частот от 0.001 Гц до 386 ГГц с амплитудой от 10 нВ(12). Анализ регистрируемых сигналов основан на методе Wavelet-преобразований, позволяющем учесть их объемные характеристики. В динамическом спектре организма пациента аппарат выявляет спектрально-динамические структуры, соответствующие имеющимся в базе данных спектрально-динамическим структурам маркеров состояний, веществ, факторов, агентов и т.д. Эталонные спектрально-динамические (СД) образы аппарата обеспечивают диагностику неинфекционных и инфекционных, воспалительных и дегенеративных и других патологических состояний, а также их рисков. База СД-образов позволяет также провести микробиологическую, экологическую диагностику, осуществить индивидуальный подбор препаратов, разработать программы лечебно-оздоровительных мероприятий. Аппарат является лицензированным медицинским прибором. Используется в  области научной и практической медицины на Украине, в России и странах Европы.

В проведенном исследовании использовались маркеры базы «Иммунная система», «Состояние иммунной системы». Рассматривались маркеры, отражающие дегенеративные, пролиферативные, воспалительные процессы и состояния функционального напряжения (аномалии спиновых характеристик) органов иммунной системы. Учитывались оценки, отражающие 100%-ное совпадение характеристики пациента с соответствующим маркером, и аналогичные оценки, за исключением скорости вращения фазовых плоскостей.

Таблица 1 Частота выявления маркеров патологических процессов и состояний органов иммунной системы в изученных группах.

 

Органы иммунной системы

Больные шизофренией/ Контрольная группа

Число случаев

 

с дегенерацией

 

воспалением

функциональным

перенапряжением

абс.

%

абс.

%

абс.

%

 

Тимус

больные

1

3,3

7

23,3

5

16,7

контрольные

3

20

2

13,3

0

0

 

Костный мозг

больные

15

50

14

46,7

0

0

контрольные

9

60

4

26,7

0

0

Лимфатические

фолликулы гортани

больные

20

66,7

4

13,3

0

0

 

контрольные

 

10

 

66,7

 

2

 

13,3

 

0

 

0

Небные

миндалины

больные

10

33,3

19

63,3

7

23,3

контрольные

11

73,3

8

53,3

3

20

 

Селезенка

больные

8

26,7

10

33,3

1

3,3

контрольные

3

20

2

13,3

0

0

 

Аппендикс

больные

12

40

10

33,3

2

6,7

контрольные

10

66,7

8

53,3

1

6,7

 

Результаты исследования выявили у больных шизофренией латентные воспалительные и дегенеративные процессы в изученных органах иммунной системы (Табл.1). С наибольшей частотой определялись воспалительные процессы в небных миндалинах (63,3% больных) и костном мозге (почти у половины пациентов-   46,7% случаев). Последние значительно превышали частоту выявления аналогичных процессов в контрольной группе (26,7%) По сравнению с лицами контрольной группы у больных также значительно чаще выявлялись воспалительные процессы в тимусе и селезенке. У лиц контрольной группы наиболее частыми были воспаления небных миндалин (73,3%). Частота последних, а также частота воспаления в аппендиксе и латентных дегенеративных процессов в тимусе существенно превышала таковую у больных.

Таким образом, у больных шизофренией по сравнению с лицами контрольной группы значительно большая частота нарушений в системе лимфо- и гемопоэза. Поскольку лимфоидный росток гемопоэза в костном мозге представлен В-, Т- и NK-клеточными линиями, выявленные воспалительные процессы могут обусловливать аномалии всех обозначенных ростков, как и других ростков костного мозга (эритроцитарного, гранулоцитарного, лимфоцитарного, моноцитарный и макрофагального). Воспалительные процессы в селезенке могут нарушать процессы дозревания лимфоидных клеток и превращение моноцитов в макрофаги, а также свойственную органу фагоцитарную функцию. Выявленные воспалительные процессы в тимусе могут объяснять установленные у больных шизофренией в ряде исследований (1) антитимические антитела. Полученные данные могут также обосновывать выявлявшуюся у части больных шизофренией гиперплазию вилочковой железы и всей лимфоидной ткани (status thymico-lymphaticus). (1, 6). У лиц контрольной группы по сравнению с основной патология чаще выявлялась в лимфоидных органах – биологических фильтрах, обеспечивающих местный иммунитет (кольцо Пирогова, аппендикс).

Дополнительный анализ, проведенный в группе больных шизофренией, выявил у большинства из них маркеры нарушения функции иммунной системы в целом (выраженной, высокой и очень высокой степени напряженности иммунитета – в 46.7% случаев, высокой и очень высокой степени истощения иммунитета – в 53.3% случаев).

У всех больных по базе “Иммунная система” были выявлены маркеры как вирусного, так и бактериального и грибкового “отягощения” иммунной системы. Эти данные подтверждались также корреляциями характеристик общего спектра пациентов с маркерами антивирусных, антибактериальных и противогрибковых препаратов, оценивавшихся аппаратурой как показанные для лечения больных во всех исследованных случаях.

Проведенное исследование с применением метода спектрально-динамического анализа подтвердило и детализировало ряд важнейших знаний, касающихся иммунного звена патогенеза шизофрении, а также наметило пути дальнейшего поиска пусковых факторов развития иммунных нарушений при этом заболевании. Оно также поддерживает данные о значении инфекционно-воспалительных процессов для проявления и течения шизофрении (3, 4, 11, 12). С учетом полученных результатов и данных литературы целесообразным является расширение комплекса терапевтических мероприятий в отношении этого контингента больных с введением противомикробных и иммунокорректирующих препаратов.

 

Список литературы

1.     В. Банни, X. Гиппиус, О. Рафаельсен, М. с соавт. Антитимический фактор при шизофрении. http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/26/chapter/47

2.     Васильева О.А., Крюкова Л.К., Невидимова. Возможность вирусной персистенции при шизофрении В кн.: ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер. Иммунология. – М., 1991. – с.100-126.

3.     Ветлугина Т.П., Невидимова Т.И., Никитина В.Б. с соавт. Патогенетическое обоснование технологии иммунокоррекции при психических расстройствах и болезнях зависимости. Сибирский вестник психиатрии и наркологии 2013, №1 (76), стр. 7-11.

4.     Лобачева О.А. Клинико-иммунологические закономерности адаптации  больных  шизофренией. Дисс… докт. мед.наук. Томск 2011.

5.     Оржельский И.В. Комплекс медицинский экспертный. // Мир информационных технологий, 2004. - № 1. – с. 26-30.

6.     Патологическая анатомия шизофрении  http://www.medical-enc.ru/m/24/patologicheskaya-anatomiya- shizofrenii.shtml).

7.     Разинкин С.М., Кононенко И.Н., Цыганова Л.Н. с соавт. Интегральная экспресс-оценка функциональногосостояния организма человека с использованием медицинского диагностического комплекса «КМЭ-столица» (Методическое пособие для врачей). Москва, 2009 г.

8.     Drobný M. , Fundárek J.,Drobná E., Statelová D. Results and effects in the diagnostic and treatment of deseases received in medical practice from «Complex Medical Expert» (CME). Report of approbation. Neurologic Department in University Hospital in Martin; Independent Systems analyst, Martin; Department of Stomatology and Maxillofacial Surgery JMF KU in Academy of Military Powers of M.R. Štefánik in Liptovský Mikuláš. 2006.11p.

9.     Drobný M., Fundárek J., Drobná E. et al. Results and effects in the diagnosis and treatment of diseases received in medical practice from "Complex medical expert" (CME). Neuro Endocrinol Lett. 2010;31(5):667-672.

10. .Kirkpatrick B. Schizophrenia as A Systemic Disease. Schizophrenia Bulletin vol 35, № 2, 2009. pp. 381-382.

11. Mikhailova I., Orlova V., Minutko V. et al. The role of Herpes family viruses in the pathogenesis of schizophrenia: the data of multidimensional correlations of immunological, morphological and clinical characteristics. In: DGPN Kongress, 2013.Berlin: S-237.N 004.

12. Mikhaylova I., Orlova V., Minutko V. et al. Parameters of Nonspecific and Specific Immune Resistance in Episodic Remittent Paranoid Schizophrenia Compared with Unfavorably Current Form of Episodic Paranoid Schizophrenia. //International Journal of BioMedicine. 2013). Vol. 3, N4. P. 251-257.

13. Rapaport M.H., Muller N. Immunological states associated with schizophrenia. Psychoneuroimmunology 2001; 2: 372—382.

14. Rimon R.H., Ahokas A. and Palo J. Serum and cerebrospinal fluid antibodies to cytomegalovirus in schizophrenia Acta Psychiatrica Scandinavica, 1986. – V.73. – pр.642 - 644.