Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЫ С ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В ОЦЕНКЕ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

В настоящее время отмечается повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом, происходит развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в детских образовательных учреждениях и по месту жительства. Вместе с тем, ежегодно в России, как и во всем мире, регистрируются случаи внезапной смерти во время занятий спортом на фоне физической нагрузк и. Поэтому важно, чтобы занятия физической культурой были ориентированы на особенности развития детей и подростков. Особенно это является актуальным у детей и подростков, которые имеют отклонения в состоянии здоровья и, конечно, в первую очередь со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности, страдающих артериальной гипертензией [1,2].
Физиологическое воздействие физической нагрузки заключается в усилении симпатического тонуса, что проявляется увеличением частоты сердечных сокращений, повышением артер иального давления, усилением коронарного кровотока. В клинической практике основными методами исследования влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему являются электрокардиографические пробы с дозированной физической нагрузкой: велоэргометрия, тредмил-тест.
Основные состояния, при которых проводят пробы с дозированной физической нагрузкой – это нарушения ритма и проводимости, артериальные гипертензии и гипотензии, кардиалгии, неспецифические изменения ST-T на электрокардиограмме, синкопальные состояния неясного генеза.
Противопоказаниями к проведению стресс-теста являются выраженная сердечная недостаточность, обструкция выводного тракта левого желудочка, воспалительные заболевания сердца в острый период, выраженная дыхательная недостаточность.
К относительным противопоказаниям относятся аневризма аорты, артериальная гипертензия выше 180/100 мм.рт.ст. у детей старше 11 лет и более 160/ 80 мм.рт.ст. у детей младше 11 лет, тяжелые нарушения ритма, гипертермия при инфекционных заболеваниях, период реконвалесценции, в течение месяца, после острых и обострения хронических инфекционных заболеваний.
Цель: изучить влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему у детей и подростков с артериальной гипертензией 

Материалы и методы: Обследовано 38 пациентов в возрасте от 9 до 16 лет (12,8±2,2 года). Среди них было 15 девочек и 23 мальчика. В исследование вошли пациенты, с артериальной гипертензией 1 степени, т.е. средние уровни АД исследуемых были равны или превышали значения 95-го процентиля, для данного возраста, роста и пола, при условии, что показатели АД превышало 99 процентиль не более чем на 5 мм рт.ст., и отсутствовали признаки поражения органов-мишеней. Из исследования исключались дети с вторичной артериальной гипертензией. Всем детям было проведено клиническое и лабораторно -инструментальное обследование, которое помимо общеклинических анализов включало в себя: био химический анализ крови с оценкой липидного спектра, уровня сахара, калия, натрия и креатинина, электрокардиографию, э хокар диографию, суточное мониторирование артериального давления, ультразвуковое исследование почек и надпочечников.
Пациентам проводился тредмил-тест на движущейся дорожке, скорость хо дьбы задавалась скоростью движения дорожки. Увеличение нагрузки достигалось изменением скорости и угла подъема дорожки над полом. На проведение стресс-теста было получено информированное согласие родителей ребенка. Проведение тредмил-теста включало в себя три основных этапа: преднагрузку, максимальную нагрузку и период восстановления. Использовался протокол Bruce с непрерывно возрастающей ступенчатой нагрузкой. Продолжительность каждой ступени три минуты. Мощность нагрузки при тредмил-тесте оценивалась в метаболических единицах, км/час, угле наклона и была переведена в Ватт-эквиваленты.
Прекращение нагрузочной пробы происходило при достижении максимального значения ЧСС, при котором достигается максимальное потребление кислорода, определенное AmericanHeartAssociation для пациентов младше 25 лет - 160 ударов в минуту[3].
Также проба прекращалась при появлении клинических критериев: кардиалгии, одышки, удушья, усталости, головной боли, головокружения, бледности, цианоза, слабости, холодного пота, отказа больного. Гемодинамические критерии для прекращения пробы: это подъем систолического АД у детей младше 11 лет более 160 мм.рт.ст., 180 мм.рт.ст.у детей старше 11 лет, подъем диастолического давления более 90-100 мм.рт.ст. либо падение диастолического АД ниже исходного; электрокардиографическими критериями прекращения пробы являлось появление потенциально опасных нарушений ритма и проводимости, депрессии или элевации сегмента ST по сравнению с ис хо дным более 2 мм.
При анализе полученных результатов оценивали следующие показатели: физическую работоспособность, инотропную и хроно тропную реакцию на нагрузку, течение восстановительного периода, изменения сегмента ST, отмечалось появление субъективных ощущений. Полученные результаты обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики в программе MicrosoftExce l (2007), Все показатели представлены в виде М± m.
Результаты и обсуждение:
Все обследованные дети перенесли нагрузку удовлетворительно. Клинических критериев прекращения нагрузки выявлено не было. Не выявлено грубых электрокардиографических паттернов во время проведения пробы и в восстановительном периоде. Во всех случаях критерием прекращения пробы было достижение субмаксимальной ЧСС.
При анализе полученных результатов установлено, что уровень физической работоспособности в метаболических единицах (МЕТ) составил14,2 ± 0,29. Для удобства анализа проведен пересчет в Ватты по формуле: (МЕТ×Р-90)/3,44. Значения нормальной физической работоспособности здоровых детей в зависимости от возраста составляет 1-1,5 Вт/кг в возрасте 6-7 лет, 8 лет – 1,5-2 Вт/кг, 9-14 лет 2-3 Вт/ кг.,15-17 лет 2,5-3,5 Вт/кг[3].В исследуемой группе пациентов физическая работоспособность составила 3,6±0,08 ВТ/кг, что свидетельствует о высоком уровне работоспособности обследуемых детей и подростков.
Хронотропная реакция на нагрузку была адекватной у всех пациентов.
Инотропная реакция имела нормотонический вариант, который характеризовался увеличением систолического АД пропорционально нагрузке, но не выше 160-180 мм рт.ст., а также увеличением или уменьшением диастолического не более чем на 20 мм рт. ст., у 55% обследованных. Гипертонический вариант представлен у 30% детей и подростков и соответствовал повышению САД более 160 мм.рт.ст. Изолированный подъем диастолического АД более 20 мм рт.ст. соответствовал гипердиастолическому варианту инотропной реакции на нагрузку и составил 15%.
Восстановительный период в исследуемой группе характеризовался полным восстановлением ЧСС и АД у 36,8% пациентов. Не отмечалось восстановления ЧСС у 28,9%, а АД не принимало исходные значения у 13,1%. У 21,2% не произошло восстановление по двум показателям.
Таким образом, пациенты с артериальной гипертензией 1 степени по данным тредмил -теста неоднозначно реагируют на физическую нагрузку. Несмотря на высокий уровень работоспособности почти у половины из них выявлены отклонения в характере инотропной реакции на нагрузку (30% - гипертонический вариант и у 15% гиперсимпатикотонический).
Повышенная толерантность к физической нагрузке, вероятно, может способствовать достижению определенных спортивных успехов, однако следует учитывать возможность перенапряжения и срыва адаптационных резервов и компенсаторных реакций с развитием выраженных вегетативных нарушений, гипертонических кризов и других неблагоприятных последствий. В первую очередь это касается детей с неадекватным характером инотропной реакции на физическую нагрузку. В этой ситуации необ хо димо строго дозировать нагрузку и ориентировать ребенка на спортивные занятия, не включающие себя в нагрузки на выносливость, не сопровождающиеся выраженным эмоциональным психовеге тативным компонентом, исключить спорт высоких достижений[1,2].
Кроме того, у большей части пациентов (63,2%) не получено полного восстановления исходных показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления, в том числе у пятой части обследованных не пришли к исходному значению оба этих показателя. Вероятно, у этих детей отсутствуют адекватные регуляторные механизмы и компенсаторные реакции, либо имеет место перенапряжение функциональных систем. Однако, не исключено, что замедленное восстановление показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления может быть связано с отсутствием тренированности организма, поскольку часто врачами неоправданно ограничиваются занятия физкультурой у больных с артериальной гипертензией 1 степени вплоть полного их запрета.
Дети и подростки с артериальной гипертензией 1 степени могут и должны заниматься физкультурой, однако при этом следует учитывать особенности реагирования сердечно-сосудистой системы на нагрузку, дозировать физические нагрузки, осуществлять за пациентами динамический врачебный контроль.

Список литературы

1. Биянов А.Н., Софронова Л.В., Зубов Е.В. Особенности вегетативной регуляции у детей с артериальной гипертензией. Медицинский альманах. 2012; 5: 116-118.
2. Биянов А.Н., Софронова Л.В., Зубов Е.В. Кардиоритмография как метод формирования риска по развитию артериальной гипертензии у подростков. Современные технологии в медицине. 2013. Т. 5. № 1. С. 110-112.
3. Калинин Л.А., Капущак О.В., Школьникова М.А. Нагрузочные пробы у детей с нарушением сердечного ритма. Педиатрия. 2009; 5: 47-53.