Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕЛЯЦИЯ ЭКСПРЕССИИ ИММУНОГИСТОХИМИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ р21 И р27 С ГЛУБИНОЙ ИНВАЗИИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ АДЕНОКАРЦИНОМ ШЕЙКИ МАТКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

Аденокарциномы формируют существенную группу злокачественных новообразований шейки матки. За прошлые пять десятилетий соотношение цервикальных карцином железистого проис хождения увеличилось по сравнению с таковыми плоскоклеточного типа в 2,5 раза, и на данный момент их доля составляет 20% от всех типов рака шейки матки [3].
В литературе имеются крайне скудные данные о метастатическом потенциале различных гистологических типов аденокарцином. Также нет данных о связи уровня экспрессии распространенных иммуногистохимических маркеров с глубиной инвазии аденокарцином шейки матки. Имеются крайне противоречивые данные об иммуногистохимических факторах прогноза различных гистологических типов аденокарцином. Установление возможной связи уровня экспрессии иммуногисто химических маркеров с глубиной инвазии аденокарцином шейки матки позволит на этапе исследования биопсийного материала определить риск наличия большой глубины инвазии и планировать лечение опираясь не только на данные визуализационных методов исследования, которые не всегда бывают точны. На сегодняшний день клинико-морфологические и иммуногистохимические характеристики аденокарцином шейки матки изучены недостаточно. Авторы отмечают, что аденокарциномы шейки матки имеют более агрессивное клиническое течение и иные ме ханизмы метастазирования, нежели чем плоскоклеточный рак.
Белок p21Waf1/Cip1 - ингибитор циклинзависимых киназ из семейства Cip/Kip. Повышение его экспрессии
вызывает остановку клеточного цикла в поздней фазе G1, что обусловливается связыванием им комплексов циклин Е/ Сdk2, подавлением их способности фосфорилировать белки семейства р Rb и освобождать транскрипционные факторы E2F [2]. Литературные данные об экспрессии данного маркера в различных типах аденокарциномы шейки матки крайне скудны и противоречивы.
Белок р 27 — ингибитор циклинзависимой киназы, вызывает остановку клеточного цикла в фазе G1. В нормальных эпителиальных клетках при стимуляции TGFβ р27 вызывает остановку клеточного цикла в точке G1. p 27 связан с комплексом циклин Е/ CDK2 и, таким образом, может ингибировать фосфорилирование pRb. При гиперэкспрессии р27 блокируется перехо д клетки в S-фазу. Данных о экспрессии данного маркера в разных типах аденокарциномы крайне мало [1].
В работе использован операционный и биопсийный материал от 44 больных аденокарциномой шейки матки, получавших лечение в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А. Герцена с 2000 по 2011 годы. Возраст пациенток варьировал от 24 до 70 лет (средний – 42,5 года). В исследование не вхо дил материал от больных, получавших в предоперационном периоде химио терапию или лучевое лечение. В общей выборке число пациенток с адноплоскоклеточным типом аденокарциномы составило 11 случаев, с серозным – 6, с эндоцервикальным – 12, с эндометриоидным - 15.Для проведения иммуногисто химического исследования использовалась панель моноклональных антител к белкам-регуляторам клеточного цикла р 21, р27. Статистический анализ проводили используя U-тест Mann–Whitney для двух независимых групп данных. Уровень значимости (p) принимали равным 0,05.
В группе аденокарциномы шейки матки аденоплоскоклеточного типа средний возраст составил 40 лет, большинство случаев имели IВ – IIВ стадию, а также низкую и умеренную степень дифференцировки. В 2 случаях с отсутствием реакции р21 среднее значение глубины инвазии составило 42,5%. В 6 наблюдениях со слабой реакцией р21 среднее значение глубины инвазии составило 65,8%, в оставшихся 3 случаях с выраженной экспрессией - 76,7%.В 73% наблюдениях с выраженной экспрессией р27 среднее значение глубины инвазии составило 58,1%, эмболы в лимфатических сосудах присутствовали в 37,5% случаев, метастазы в регионарные лимфатические узлы присутствовали только в 2 из 8 случаев (25%).В 27% наблюдений с отсутствием реакции р 27 среднее значение глубины инвазии составило 82%, эмболы в лимфатических сосудах присутствовали в 67% случаев, метастазы в регионарные лимфатические не были обнаружены.
Средний возраст пациенток при аденокарциноме серозного типа составил 50 лет, большинство случаев имели IА – IВ стадию, и также низкую и умеренную степень дифференцировки. В 67% наблюдений с отсутствием экспрессией р21 среднее значение глубины инвазии составило 80%, присутствовали эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы. В 33,3% случаев со слабой экспрессией маркера р21 среднее значение глубины инвазии составило 29%.В 17% наблюдений с выраженной экспрессией р27 глубина инвазии составила 50%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы отсутствовали. В 50% случаев со слабой реакцией р27 среднее значение глубины инвазии составило 73%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы присутствовали в 67% случаев. В 33% наблюдений с отсутствием экспрессии р27 среднее значение глубины инвазии составило 54%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы присутствовали в 50% случаев.
При аденокарциномах шейки матки эндоцервикального типа средний возраст пациенток составил 41 года, большинство имели IВ стадию, а также умеренную и высокую степень дифференцировки. В 66,7% случаев с отсутствием экспрессии р21 среднее значение глубины инвазии составило 35%. В 33,3% наблюдений со слабой экспрессией маркера р21 среднее значение глубины инвазии составило 56%, в большинстве случаев отсутствовали эмболы и метастазы. В 75% случаев с выраженной экспрессией р27 среднее значение глубины инвазии составило 34%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы присутствовали только в 1 случае. В 8,3% наблюдений со слабой реакцией р27 среднее значение глубины инвазии составило 82%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы присутствовали во всех случаях.
При аденокарциномах шейки матки эндометриоидного типа средний возраст пациенток составил 43 года, большинство случаев имели IВ стадия, а также умеренную и высокую степень дифференцировки. В 33% случаев с отсутствием экспрессии р21 среднее значение глубины инвазии составило 66%. В 67% наблюдений со слабой экспрессией маркера р21 среднее значение глубины инвазии составило 59%. В 93%случаев с выраженной экспрессией р27 среднее значение глубины инвазии составило 61%, во всех случаях присутствовали эмболы в лимфатические сосуды и метастазы в регионарные лимфатические узлы. В 7% наблюдений с отсутствием реакции р27 глубина инвазии составила 70%, эмболы в лимфатических сосудах и метастазы в регионарные лимфатические узлы отсутствовали.
Выраженная экспрессия маркер р21 наблюдалась только в аденоплоскоклеточном типе, и сочеталась с большей глубиной инвазии, чем при других гистологических типах аденокарцином. Для серозного и эндометриодного типов отсутствие экспрессии сочеталось с глубиной инвазии в стенку шейки матки более чем на 60%. Для эндоцервикального типа слабая экспрессия р21 сочеталась с глубиной инвазии более 50%. Во всех типах выраженная экспрессия маркера р27 сочеталась с глубиной инвазии в стенку шейки матки до 50%, с увеличением глубины инвазии (более 50% тощи стенки шейки матки) экспрессия маркера снижалась.

Список литературы

1. Данилова Н. В. и др. Маркеры апоптоза и белки-регуляторы клеточного цикла при фоновыхи предраковых измененияхжелезистого эпителия шейки матки //Онкология. Журнал им. ПА Герцена. – 2013. – №. 1. – С. 12-16.
2. Копнин Б. П. Опу хо левые супрессоры и мутаторные гены //SMAD. – 2004. – Т. 3. – №. 18q 21. – С. 15q21- 22.
3. Alfsen G. C. et al. The prognostic impact of cyclin dependent kinase inhibitors p21WAF1, p27Kip 1, and p16INK4/MTS1 in adenocarcinomas of the uterine cervix // Cancer. – 2003. – Т. 98. – №. 9. – С. 1880-1889.