Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА СЛУЖБЫ МИЛОСЕРДИЯ, СВЯЩЕННИКОВ И ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ В УХОДЕ ЗА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМИ БОЛЬНЫМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Разносторонний труд сестер милосердия и добровольцев, работающих в ВИЧ-отделении ИКБ №2, давно зарекомендовал себя, как привычный и во многом необходимый, а с 2014 года, когда на территории ИКБ появилась церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, в эту работу включились и священники Русской Православной Церкви. Целый год совместных усилий врачей, медсестер, священников, сестер милосердия и волонтеров показал, что такое сотрудничестве открывает новые возможности при уходе за ВИЧ-инфицированными пациентами, включая пациентов, находящихся в терминальной стадии заболевания [2, 3, 4].

Цель работы: объективно оценить значения труда священников, сестер милосердия и добровольцев при уходе за ВИЧ-инфицированными пациентами стационара.

Для этого была поставлена задача: узнать мнение персонала ВИЧ-отделения ИКБ, который непосредственно взаимодействует в своей работе с упомянутыми помощниками. А также узнать мнение и самих помощников о значении своего труда.

Для решения поставленной задачи был проведен опрос среди медицинского и обслуживающего персонала ВИЧ-отделения, куда входили зам. главного врача ИКБ, врачи-инфекционисты, врачи-психиатры, наркологи, психолог а также две сестры милосердия и один доброволец (общим числом 14 респондентов). Специально составленный опросник включал в себя 11 вопросов, касающихся как условий работы, ее оплаты, так и отношения к труду тех, кто отдает свое время и труд по долгу милосердия.

Обработка эмпирических  данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались метод группировок, подсчет корреляций между альтернативами (как число респондентов, выбравших две заданные альтернативы) и подсчет коэффициентов Жаккара (метрика близости двух респондентов как число одинаковых альтернатив) [3, 4]. Обработка данных осуществлялась с помощью профессионального математико-статистического пакета R [1]. Некоторые результаты исследований изложены ниже.

Для оценки характера ответов опроса использовался индекс сходства Жаккара [3], позволивший определить взаимную  упорядоченность ответов относительно друг друга и оценить степень их совпадения. Исследования показали, что значения среднего коэффициента Жаккара (коэффициента сходства Кj) лежат в пределах от 0.554654 до 0.258117 (Рисунок 1).


Из рисунка видно, что респонденты в большинстве дали одинаковые ответы меньше, чем в половине случаев. В основном, ответы отличались разнообразием, что объясняется заранее обусловленной неоднородностью респондентов в плане их профессиональной принадлежности. Это позволило выяснить позиции разных специалистов в отношении полезности труду священников, сестер милосердия и добровольцев в ИКБ.

Наивысшие значения коэффициента Жаккара соответствуют ответам зам. главного врача больницы (КjF = 0.554654), одного из психиатров-наркологов (КjR = 0.546212) и одного врача-инфекциониста (КjK = 0.541126), что свидетельствует о наибольшем совпадении их ответов. Близость характера ответов может объясняться особенностью врачебной деятельности, включающей ежедневное, сравнительно продолжительное пребывание врачей в лечебных отделениях, доступом и регулярностью обмена информацией между собой и с зав. отделениями о лечебном процессе, регулярным согласованием совместных действий а также опытом работы как в ВИЧ-отделении, так и в ИКБ в целом. В итоге эти три специалиста могут иметь больше точек совпадений во мнениях об объекте исследования, чем другие.

Наименьшие значения коэффициента Жаккара, находящиеся на нижнем конце графика, соответствуют ответу требной сестры милосердия (КjM = 0.258117); одному из врачей-инфекционистов (КjJ = 0.306061); одному из врачей-наркологов (КjL = 0.310606) и медицинскому психологу (КjE = 0.408225).

Объяснение этому может быть как специфика их работы в том или ином лечебном отделении, с одной стороны, так и временем проведения интервью (опросы происходили в разное время), а также внешними и внутренними факторами раздражения. Остальные значения коэффициента лежат в пределах от Кj=0.515043 до Кj =0.453788.

После обработки данных, на основании полученных результатов опроса были построены соответствующие графики для каждого вопроса. В данной работе нас интересуют ответы на вопросы, касающиеся отношения респондентов к труду священников, сестер милосердия и добровольцев в стационаре.

На вопрос, считают ли респонденты труд сестер милосердия и добровольцев необходимым (Рисунок 2), только один ответил, что несмотря на полезность такого участия, без них можно обойтись (7,14%). Почти 93% остальных выразили одобрение работе этих тружеников.


На вопросы, считают ли респонденты, что в больнице необходима церковь и/или священник, ответы распределились следующим образом (Рисунок 3):



Из рисунка видно, что необходимость церкви – ответ «Да» - указали 78,6% респондентов против 14,3% тех, кто выбрал ответ «Нет». Еще большее число респондентов выбрали ответ «Да» (85,7%) на вопрос о необходимости присутствия в больнице священника. При этом, никто не выбрал ответа «Нет». Остальные респонденты в обоих вопросах уклонились от ответов.

Несколько отличаются ответы на вопрос: «Считаете ли Вы, что государству нужно включить в штат больниц сестер милосердия, добровольцев и священников с выплатой им зарплаты?» (Рисунок 4)


Как видно из Рисунка 4, ответ «да», при всём его доминировании среди прочих, не набирает абсолютного большинства в процентном отношении: только за оплату труда священников 50% голосов. А в отношении оплаты труда сестер милосердия и добровольцев процентная поддержка меньше – 42,9% голосов.

Анализ ответов на другие вопросы анкеты и корреляций между альтернативами [4] позволяет определить, чем обусловлен тот или иной ответ респондентов. Наибольший интерес представляют следующие корреляции:

"устающие на работе" и "не устающие";

"удовлетворенные зарплатой" и "неудовлетворенные";

"озабоченные эмоциональной стороной лечения при уходе за больными" и "не озабоченные"; "считающие необходимым труд сестер милосердия и добровольцев" и "не считающие"; "считающие необходимостью наличие церкви в больнице" и "не считающие";

"считающие необходимым присутствие в больнице священника" и "не считающие"; "считающие необходимой оплату труда сестер милосердия и добровольцев" и "не считающие"; "считающие необходимой оплату священников" и "не считающие".

Ниже приведены наиболее интересные и имеющие значение для нашей работы корреляции в порядке убывания, в которых числовые значения имеют следующий смысл:

«Первое множество» n1 (N1); «Второе множество» n2 (N2); М,

где n1 и n2 - число респондентов, опрошенных в первом и втором множествах и представляющих их; N1 и N2 - процент от общего числа респондентов соответствующего множества; М - число опрошенных, попадающих в пересечение двух множеств (мощность пересечения).

Ограничимся мощностью пересечения М до 4 человек, как наиболее представительным для нашего исследования:

п.1. "Нужен священник" 12 (86%); "Нужна церковь" 11 (79%); 11;

(т.е, 92% из тех кто считает, что нужен священник, считают, что нужна и церковь (в реальности только один считает. что нужен священник, но не нужна церковь), и 100% из тех, что считают что нужна церковь, считают, что нужен священник);

п.2. "Устаю" 13 (93%); "Нужен священник" 12 (86%); 11;

(устающие почти все высказались о необходимости священника. Не устает только 1 респондент.); п.3. "Необходимы добровольцы" 9 (64%); "Устаю" 13 (93%); 9;

(все, кто считает, что нужны добровольцы, устают на работе. Однако только 96% из тех кто устает считает, что нужны добровольцы. Зато почти все считают, что нужен священник, (п.1);

п.4. "Устаю" 13 (93%); "Не устраивает зарплата" 8 (57%); 8;

(кроме того, есть еще 35% от общего числа опрошенных, кто эмоционально устает, но не высказал недовольства зарплатой (либо пропустившие ответ, либо выбравшие «другое» или «доволен). Таких 5 респондентов. Вместе с единственным респондентом, кто не устает (п.2), нежалующихся на усталость или зарплату - 6.);

п.5. "Устаю" 13 (93%); "Работаю более 40 часов в неделю" 9 (64%); 8;

(из этого пункта следует, что только 1 работающий более 40 часов, не устает).

п.6. "Работаю более 40 часов в неделю" 9 (64%); "Нужен священник" 12 (86%); 8;

п.7. "З/п священнику" 7 (50%); "Нужен священник" 12 (86%); 7;

(все кто считает, что священникам нужно платить зарплату, одновременно считают, что священник нужен; однако только 36% из всех опрошенных считают, что священник нужен, но не считают, что ему нужно платить зарплату);

п.8. "З/п священнику" 7 (50%); "Нужна церковь" 11 (79%); 7; (29% всех опрошенных считают, что нужна церковь, но при этом не считают, что священнику нужно платить зарплату)

п.9. "З/п священнику" 7 (50%); "Устаю" 13 (93%); 7;

п.10."Нужен священник" 12 (86%); "Необходимы добровольцы" 9 (64%); 7;

п.11."Нужна церковь" 11 (79%); "Необходимы добровольцы" 9 (64%); 7;

п.12."Нужна церковь" 11 (79%); "Работаю более 40 часов" 9 (64%;); 7;

п.13."Не устаивает зарплата" 8 (57%); "Нужен священник" 12 (86%); 7;

п.14."Устаю" 13(93%);"Психологический (эмоциональный) аспект ухода за больными" 7(50%); 7;

(все, кто считает, что трудности работы с ВИЧ-инфицированными только в «психологическом (эмоциональном) аспекте работы с ВИЧ-инфицированными», сами чаще устают эмоционально; однако 43% от общего числа опрошенных - т.е. несколько меньше, чем в первом случае - хотя и устают, но не считают важным лишь психологический аспект);

п.15."Нужен священник" 12 (86%); "З/п добровольцам" 6 (43%); 6;

(половина из тех, кто считает, что нужен священник, считает, что нужна зарплата добровольцам); п.16."Нужна церковь" 11 (79%); "З/п добровольцам" 6 (43%); 6;

(почти половина из тех, кто считает, что нужна церковь, считает, что нужна зарплата добровольцам); п.17."Нужна церковь" 11 (79%); "Психологический (эмоциональный) аспект ухода за больными" 7 (50%); 6;

п.18."Не устаивает зарплата" 8 (57%); "Нужна церковь" 11 (79%); 6;

п.19."Не устаивает зарплата" 8(57%); "Необходимы добровольцы" 9(64%); 6;

п.20."Психологический (эмоциональный) аспект ухода за больными" 7 (50%); "Нужен священник" 12 (86%); 6; (почти все, кто считает, что основная сложность работы с ВИЧ-инфицированными пациентами состоит в психологическом (эмоциональном) аспекте ухода за ними, считают, что нужна и церковь (п.17), и священники (п.20). Это верно также и для тех, что считает, что сложность состоит и в лечебном процессе, и в оказании психологической помощи больным (п.34 и п.38). А те, кто не считает важным психологический аспект лечения, не считают важным наличие церкви и священника. Таких оказалось только 3 человека из общего числа опрошенных, т.е. 21%. Интересно, что почти все, кто считает, что трудность работы состоит только в психологическом аспекте лечения, также считают, что нужен священник (п.20) - 43%. Но есть еще и те, кто считает важными оба аспекта (и лечебный, и психологический). Такие тоже считают, что нужен священник (п.38). Т.е. в сумме более 71% опрошенных считают, что священник помогает решать трудности психологического (эмоционального) характера);

п.21. "Устаю" 13 (93%); "З/п добровольцам" 6 (43%); 6;

п.22. "Более 40 часов" 9 (64%); "Не устаивает зарплата" 8 (57%); 6;

(интересно, что 21% опрошенных хотя и работают более 40 часов, но не говорят, что зарплата их не устраивает. Это меньше, чем тех, кто устает, но не говорит, что зарплата не устраивает (п.4);

п.23."З/п священнику" 7 (50%); "З/п добровольцам" 6 (43%); 5;

п.24."З/п священнику" 7 (50%); "Необходимы добровольцы" 9 (64%); 5;

п.25."З/п священнику" 7 (50%); "Работаю более 40 часов" 9 (64%); 5;

п.26."Не знаю насчет з/п добровольцам" 5 (36%); "Нужен священник" 12 (86%); 5;

п.27."З/п добровольцам" 6 (43%); "Работаю более 40 часов в неделю" 9 (64%); 5;

п.28."Нужен священник" 12 (86%); "Не нужны добровольцы" 5 (36%); 5;

п.29."Работаю более 40 часов в неделю" 9 (64%); "Не нужны добровольцы" 5 (36%); 5;

п.30."Работаю более 40 часов в неделю" 9 (64%); "Психологический  (эмоциональный) аспект ухода за больными" 7 (50%); 5;

п.31."З/п священнику" 7 (50%); "Психологический (эмоциональный) аспект ухода за больными" 7 (50%); 4; (интересно, что 86% из общего числа всех опрошенных считают, что нужен священник, но только 50% считают, что священнику нужно платить зарплату. А для тех, кто считает, что в лечении пациентов самым трудным является психологический аспект ухода за больными, это соотношение 86% и 57%.); п.32."З/п добровольцам" 6 (43%); "Необходимы добровольцы" 9 (64%); 4;

п.33."З/п добровольцам" 6 (43%); "Не устаивает зарплата" 8 (57%); 4;

п.34."Нужен священник" 12 (86%); "Лечебный + психологический аспекты" 4 (29%); 4;

п.35."Нужен священник" 12 (86%); "Работаю менее 40 часов" 4 (29%); 4;

п.36."Нужна церковь" 11 (79%); "Не знаю платить ли з/п добровольцам" 5 (36%); 4;

п.37."Нужна церковь" 11 (79%); "Не нужны добровольцы" 5 (36%); 4;

п.38."Нужна церковь" 11 (79%); "Лечебный + психологический аспекты" 4 (29%); 4;

п.39."Нужна церковь" 11 (79%); "Работаю менее 40 часов/неделю" 4 (29%); 4;

п.40."Не нужны добровольцы" 5 (36%); "Устаю" 13 (93%); 4;

(устающих, но не нуждающихся в добровольцах 29% от общего числа опрошенных); п.41."Необходимы добровольцы" 9 (64%); "Работаю более 40 часов" 9 (64%); 4;

(работающих более 40 часов, но не нуждающихся в добровольцах 36% от общего числа опрошенных); п.42."Необходимы добровольцы" 9 (64%); "Работаю менее 40 часов" 4 (29%); 4;

(а те, кто работает меньше 40 часов, все признают необходимость добровольцев);

п.43."Не устаивает зарплата" 8 (57%); "Психологический аспект ухода за больными" 7 (50%); 4;

п.44."Психологический аспект ухода за больными" 7 (50%); "З/п добровольцам" 6 (43%); 4;

п.45."Психологический аспект ухода за больными" 7 (50%); "Необходимы добровольцы" 9 (64%); 4; (интересно, что 64% всех опрошенных считают, что нужны добровольцы, и только 43% считают, что им

нужно платить);

п.46. "Устаю" 13 (93%); "Не знаю, платить ли з/п добровольцам" 5 (36%); 4;

п.47. "Работаю менее 40 часов" 4 (29%); "Устаю" 13 (93%); 4;

(интересно, что 100% работающих менее 40 часов устают на работе, тогда как из работающих более 40 часов устают только 89% (есть один, который не устает, п.5).

В целом, полученная информация позволила установить, что большинство опрошенных выразили одобрение работе сестер милосердия и добровольческих служб и признали необходимым наличие церкви и священника в больнице. Особенно поддерживают это те респонденты, которые называют главной трудностью в работе с ВИЧ-инфицированными пациентами психологический фактор, а также те, кто сам устает эмоционально. В совокупности таких специалистов оказалось более 70%. Одновременно далеко не все готовы признать необходимость оплаты (в какой-либо степени) этого труда. В среднем только 43%-50% готовы согласиться с необходимостью такой оплаты. Однако те, кто устает от эмоциональной нагрузки в работе признают такую необходимость в 57% случаев.

Наше мнение – исследования в данной области следует продолжить, а круг респондентов желательно расширить.

 

Список литературы

1.     Волкова П.А., Шипунов А.Б. Статистическая обработка данных в учебно- исследовательских работах. – М.: Экспресс, 2008, – 60 с.

2.     Кадышев А.С. (игумен Антоний). Проблемы духовного попечения ВИЧ-Инфицированных больных в условиях стационара. / XII международной научно-практической конференции: Научные перспективы XXI века. «Достижения и перспективы нового столетия». Медицинские науки. // МНИ "Educatio"– г.Новосибирск: - 19-20.06.2015 г., - С. 32-35.

3.     Розенберг Г.С. Поль Жаккар и сходство экологических объектов. // Журнал «Самарская Лука»: проблемы региональной и глобальной экологии. – 2012, - Т. 21, № 1, - С. 190-202.

4.     Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) // Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE, - 1999, — 224 с.