Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Дебаты относительно реформы системы охраны здоровья населения зачастую фокусируются главным образом на вопросах, связанных с предоставлением услуг и поиском путей организации, финансирования и оказания медицинской помощи наиболее рациональным с экономической точки зрения способом. Меньше внимания уделяется ключевым аспектам спроса на медицинские услуги, в частности тому, каким образом можно было бы сократить потребность в медицинских услугах путем совершенствования главных показателей здоровья населения.

Это происходит, несмотря на то, что большинство европейских стран официально приняли политику как реформирования системы охраны общественного здоровья, так и обеспечения здоровья населения, примером которой может служить стратегия здоровья для всех.

Здесь возникают два существенных вопроса. Первый касается важности обеспечения того, чтобы реформы системы здравоохранения способствовали улучшению здоровья населения. Суть второго вопроса сводится к тому, в какой степени надежности система охраны общественного здоровья при наличии необходимой квалификации специалистов может способствовать планированию и осуществлению реформ, например муниципального сектора здравоохранения.

Если конечная цель системы здравоохранения заключается в максимальном укреплении здоровья населения, то реформирование отдельных служб в системе здравоохранения должно быть частью более широкой стратегии, в рамках которой признается влияние общих социальных, физических и экономических условий на состояние здоровья каждого человека.

Вследствие обострения проблем ограниченности ресурсов для оплаты услуг сферы здравоохранения и факторов, делающих необходимым увеличение расходов на  здравоохранение,  представляется необходимым, чтобы ответственные руководители разрабатывали стратегии для преодоления ограниченности ресурсов. Существуют два основных и зачастую взаимодополняющих пути решения этой проблемы.

Во-первых, отдельные административные территории могут увеличить сумму средств, выделяемых на цели здравоохранения, либо путем перераспределения финансовых средств за счет других расходных статей бюджета государственного сектора, либо путем повышения налогов или взносов в рамках системы социального страхования.

Во-вторых, отдельные районы в масштабе области могут контролировать расходы на здравоохранение путем проведения реформ, влияющих либо на предложение медицинских услуг, либо на спрос на эти услуги.

Стремление контролировать расходы на здравоохранение на местах являлось ключевым импульсом для

развертывания реформ в сфере здравоохранения. Стратегии сдерживания расходов, направленные на достижение такого контроля, предусматривают ограничение расходов на здравоохранение до установленных предельных уровней. Здесь меры сдерживания расходов рассматриваются под углом их направленности: направлены ли они на спрос или на предложение медицинских услуг.

Одна из основных мер, направленных на регулирование уровня спроса, заключается в обеспечении соучастия в расходах (соплатежей населения за медицинскую помощь). Другие подходы предусматривают материальное поощрение за отсутствие страхового случая в рамках систем социального страхования; стимулирование для частных расходов, например, установление налоговых льгот на уплату подоходного налога для тех, кто пользуется частными услугами; право выходы из систем, учрежденных специальным законом; вывод услуг за рамки государственной системы здравоохранения. Все перечисленные меры имеют своей целью сокращение спроса на финансируемые государством услуги путем переноса части расходов на медицинское обслуживание на индивидуальное страхование.

Расходы можно сдерживать также путем воздействия на предложение медицинских услуг. В широкий диапазон стратегий реформирования этой категории входят такие стратегии, как установление конкурентных отношений между производителями услуг государственного сектора; установление предельных уровней для общих расходов или установление глобальных бюджетов для производителей услуг; сокращение численности врачей и/или количества больничных койко-мест. Кроме того, контроль расходов на обеспечение людских ресурсов (например, контроль размера заработной платы) или контроль расходов на материальное обеспечение (например, расходов на фармацевтические препараты), используемых для предоставления медицинских услуг; внедрение более эффективных систем оказания медицинских услуг, таких, как замена более дорогостоящих стационарных медицинских услуг амбулаторным лечением и первичной медико-санитарной помощью; регулирование использования технологий; воздействие на использование средств, предписываемых врачами; изменение методов оплаты медиков. Эти стратегии в ряде случаев увенчивались – в той или иной степени – успехом в деле сдерживания расходов.

Соучастие в расходах означает любую прямую оплату медицинских услуг населением. Поскольку такая оплата непосредственно затрагивает население в целом, масштабы и уровень соучастия в расходах зачастую становятся предметом оживленных, прежде всего политических дискуссий.

Для оценки эффективности и действенности соучастия в расходах с точки зрения обеспечения здоровья населения, на наш взгляд должны рассматриваются такие важные вопросы, как воздействие соучастия расходов на объемы потребления услуг, соотношения «обоснованного» и «необоснованного» потребления, совокупные и государственные расходы на сферу здравоохранения и состояние здоровья населения.

Соучастие пациентов в расходах на медицинские услуги связано с рядом конкретных механизмов политики, которые действуют в области спроса на рынке медицинских услуг. Эти механизмы обычно функционируют в рамках (государственной или частной) системы страхования.

Опыт реформирования здравоохранения Кузбасса рассматривают эти различные варианты соучастия в расходах как потенциальные механизмы политики. Иными словами, они могут представлять собой варианты для достижения конкретных целей. Для наиболее обеспеченных «богатых» территориальных образований основная цель соучастия в расходах заключается в сокращении спроса на услуги в целях сдерживания расходов систем социального страхования. Для менее обеспеченных ресурсами «бедных» районов области основная цель заключается в мобилизации дополнительных поступлений для содействия устойчивому предоставлению медицинских услуг.

Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что соучастие в расходах приводит к уменьшению потребления услуг, но не к сохранению расходов. Общие издержки не сдерживаются вследствие того, что политика соучастия в расходах ориентирована на область спроса, а сами расходы главным образом определяются факторами предложения.

В связи с дискуссией по поводу установления приоритетов возникают сложные вопросы относительно масштабов медицинских услуг, финансируемых государством. Даже четко определенные приоритеты не всегда могут быть осуществлены на практике в краткосрочном и среднесрочном плане. Каждому муниципальному образованию необходимо найти свое решение дилеммы, связанной с установлением приоритетов, с учетом своих возможностей, ресурсов и планов. Работники директивных органов должны располагать соответствующим набором имеющихся вариантов.

Максимальный объем услуг по страхованию: фиксированная предельная сумма, которая будет возмещена страховой компанией за конкретный период, свыше которой пациент обязан покрывать все расходы.

Максимальный размер оплаты наличными: фиксированная предельная общая сумма оплаты наличными, которую застрахованное лицо или застрахованное домашнее хозяйство обязаны выплатить за определенный срок, свыше которой все расходы покрываются страховой компанией.

Выставление дополнительных счетов: выставление счетов производителем услуг в сумме, превышающей сумму максимального возмещения расходов, установленную страховыми компаниями, в результате чего пациенты обязаны оплатить образующуюся разницу.

Выводы. Соучастие в расходах не является достаточно действенным механизмом политики, как для повышения эффективности, так и для сдерживания расходов в сфере здравоохранения. Поскольку поставщики услуг оказывают заметное влияние на динамику расходов, то предложения услуг, скорее всего, дадут более ощутимые результаты, чем меры, направленные исключительно на регулирование спроса. Соучастие в расходах приведет к уменьшению объема потребления услуг, однако такое сокращение не будет эффективным с точки зрения сдерживания расходов. Это объясняется тем, что расходы на медицинское обслуживание, прежде всего, зависят от интенсивности оказания медицинских услуг, которую определяют сами поставщики этих услуг.

Тем не менее, все участвующие в реформировании системы общественного здравоохранения для определения основного комплекса медицинских услуг должны придерживаться следующих критериев: первый критерий – необходимость услуги; второй критерий – эффективность; третий критерий – действенность; четвертый критерий – ответственность соисполнителей.