Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Резюме: В статье представлены основные  результаты проведения социологического  изучения мнения руководителей и их заместителей по оценке состояния организации деятельности санаторно-курортных учреждений АО «РЖД – ЗДОРОВЬЕ».

Ключевые слова: санаторно-курортная помощь, респонденты, социологическая оценка, анкетирование

В современных условиях развития конкуренции в сфере санаторно-курортного обслуживания населения, вопросы оценки качества и доступности, а также вопросы совершенствования данного вида медицинской помощи приобретают особую актуальность[1]. В принятии решений  в эпоху перемен все больший вес приобретает социологическая информация, основанная на изучении мнения различных групп [1,2].

В данной статье рассматриваются результаты проведенного социологического исследования, целью которого явилось изучение мнения руководителей и их заместителей по оценке состояния организации деятельности санаторно-курортных учреждений АО « РЖД – ЗДОРОВЬЕ».

Характеризуя состав АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», можно сказать, что в него входят 19 санаторно-курортных учреждения, расположенных на территории различных регионов РФ. Руководящий состав этих учреждений представлен Аппаратом управления, директорами и главными врачами. Общая численность руководителей и их заместителей составляет 58 человек. В социологическом исследовании принимали участие 52 представителя руководящего состава. В связи с этим можно констатировать, что, как и в отношении изучения мнения врачей, был применен сплошной метод выборки, который, в полной мере, обусловливает достоверность полученных результатов.

Наряду с повышением безопасности движения и деятельности железнодорожного транспорта стратегия развития ОАО «РЖД» предусматривает задачу сохранения профессионального долголетия работников посредством удовлетворения их потребностей в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. В 2005 году была разработана «Концепция развития здравоохранения ОАО «РЖД» на период до 2010 года», направленная на повышение экономической эффективности работы санаторно-курортных учреждений и качества предоставляемых медицинских услуг.

После появления в структуре Холдинга «РЖД» АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» удалось организовать экономически эффективную и финансово  устойчивую работу, в том числе  были обеспечены  условия гарантированного выполнения корпоративного заказа на санаторно-курортное и восстановительное лечение персонала Холдинга «РЖД»; созданы возможности для полноценной работы с открытым рынком путем внедрения рыночных методов управления в деятельность объектов; обеспечена финансово-экономическая устойчивость санаторно-курортных учреждений.

Анализ результатов анкетирования руководителей показал, что подавляющее большинство респондентов (84% общей численности) отметили благоприятное влияние произошедших в АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» изменений в управлении и организации деятельности санаторно-курортными учреждениями.

Среди социально-экономических факторов, влияющих на систему организации и управления санаторно- курортной службой, наиболее выраженную степень воздействия имеет уровень финансирования – на это указали 95% респондентов. Существенную роль в этом вопросе также имеет централизация управления (на это указали 68% респондентов), и внедрение новых принципов внутриучрежденческого планирования (это отметили 54% респондентов).

По мнению большинства респондентов (71% общей численности), правовая защищенность отдыхающих является достаточно полной, но 26% респондентов охарактеризовали ее как неполная.

Подавляющим большинством респондентов (86%) последствия проведенной за период 2010-2014гг. реорганизации учреждения охарактеризованы положительно. На вопрос анкеты, «Ощущаете ли Вы влияние конкуренции других участников рынка санаторно-курортных услуг?», 95% проанкетированных руководителей ответили положительно. Среди респондентов (67%) сложилось мнение, что уровень конкурентоспособности курортного продукта, предлагаемого учреждением, где они работают, является средним, 23% респондентов считают, что он ниже среднего уровня и только 10% опрошенных руководителей считают, что уровень выше среднего.

Конкурентоспособность указанного курортного продукта, обусловлена, в основном, ценой путевки и, в частности, предоставлением отдельным контингентам пациентов бесплатных путевок и путевок по неполной стоимости – это отметили 88% респондентов. Также в качестве фактора, обусловливающего конкурентоспособность, 48% респондентов указали качество организации лечения. Все 100% опрошенных руководителей отметили, что ресурсное обеспечение учреждения, в котором они работают, является недостаточным.

При этом подавляющее большинство респондентов (86%) отметили дефицит финансовых ресурсов, 55% респондентов отметили дефицит кадровых ресурсов и 45% респондентов отметили дефицит материально- технических ресурсов. Вопрос анкеты о дефиците ресурсов предусматривал возможность сочетания нескольких вариантов ответов, поэтому сумма указанных процентов превышает 100%.

О целесообразности внесения каких-либо изменений в коечную мощность  учреждения указали 43% респондентов. При этом все они ратуют за увеличение численности коечного фонда. Все 100% респондентов, на вопрос анкеты о влиянии сезонности на эффективность работы учреждения, ответили утвердительно.

При ответе на вопрос анкеты, «Для каких категорий населения условия пребывания в Вашем санаторно- курортном учреждении являлись наиболее привлекательными?», большинство респондентов (90%) указали, что таким контингентом являются пациенты, которым рекомендована реабилитация и восстановление.

Большинство респондентов (60%) отметили, что состав контингента отдыхающих, за последние пять лет, не изменился. При этом 43% респондентов указали, что контингент пациентов стал менее подготовленным и предварительно недостаточно обследованным, а 38% проанкетированных руководителей отметили, что контингент отдыхающих стал более разнообразным.

О том, что уровень клинических технологий, используемых в учреждении, где они работают, соответствует мировым стандартам, указали только 33% респондентов. О том, что применяемые клинические технологии соответствуют изменившемуся составу отдыхающих, указали 43% респондентов, о том, что они морально устарели, указали 38% проанкетированных руководителей.

При оценке организационных технологий, которые применяются в учреждении, большинство респондентов (52%) отметили, что они стали соответствовать изменившимся формам управления, 45 % респондентов считают, что они стали более гибкими и экономичными, а 48% опрошенных руководителей считают, что организационные технологии требуют совершенствования.

При оценке уровня менеджмента и маркетинга в учреждении, большинство респондентов (57%) указали, что слабо развит административный менеджмент, а также слабо развит финансово-экономический менеджмент – это отметили 52% респондентов. При этом менеджмент в области гостиничного дела и общественного питания характеризуется высоким уровнем – это отметили 67% респондентов, но маркетинг развит слабо – это отметили 76% проанкетированных руководителей.

При оценке эффективности применяемых технологий в системе управления, было отмечено, что кадровые ресурсы используются более интенсивно – 76% респондентов, более эффективно используются материальные ресурсы – 52% респондентов, более эффективно используются финансовые ресурсы - 43% респондентов, улучшились основные характеристики лечения и укрепления здоровья отдыхающих – на это указали 59% респондентов.

На то, что структура управления комплексом санаторно-курортных учреждений АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» нуждается в реорганизации и совершенствовании, указали 90% респондентов.

Подавляющее      большинство      проанкетированных     руководителей      (93%)       считают,      что,      для совершенствования управления деятельностью санаторно-курортными учреждениями, необходимо стандартизировать и обобщить управленческие процессы медицинской службы филиалов в масштабах АО «РЖД- ЗДОРОВЬЕ, а также создать систему распределения обязанностей на основе зафиксированных управленческих и функциональных компетенций.

В целях повышения качества организации деятельности санаторно-курортных учреждений, необходимо медицинскую деятельность АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» дифференцировать по медицинским профилям и направлениям – это отметили 83% респондентов. Кроме этого, необходимо повысить уровень материально- технического и кадрового обеспечения – это отметили 95% респондентов.

В целях повышения эффективности оказания рекреационных услуг, необходимо повысить уровень заработной платы медперсонала, создать систему нормирования и мотивации труда – это отметили 88% руководителей, принявших участие в социологическом исследовании.

В результате проведенный анализ результатов анкетирования руководителей санаторно-курортных учреждений АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» и их заместителей позволяет сформулировать несколько основных положений, которые являются действительно важными при организации деятельности аналогичных учреждений:

1.     Социально-экономические преобразования, произошедшие в АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», оказали позитивное воздействие на систему организации и управления санаторно-курортными учреждениями.

2.     Практически во всех филиалах АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» имеется дефицит финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов.

3.     Для получения дополнительных возможностей пациентами в рамках медицинской деятельности АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» необходимо развивать имеющиеся конкурентные преимущества.

4.     В целях непрерывного совершенствования бизнес-процессов и происходящих изменений во внешней среде в АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» необходимо коммерциализировать навыки медицинского персонала и руководителей филиалов, касающиеся организации и осуществления их деятельности.

В целом полученные результаты можно использовать в целях принятия соответствующих управленческих решений и внесения корректив в систему организации и управления здравницами АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ». В перспективе представляется целесообразным проведение мониторинга общественного мнения не только среди руководителей санаториев, но и среди пациентов.

 

Список литературы

1.     Ветитнев А.М. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями.– СПб., 1999. – 240 с.

2.     Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство/ А.В. Решетников. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013– С. 46–48.