Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 ноября 2016г.

В современных условиях предъявляются повышенные требования к качеству зрения человека, которое зависит, в том числе, от своевременного предоставления пациентам медицинской помощи. Однако доступность и качество офтальмологической медицинской помощи нередко вызывает нарекания пациентов, в том числе в связи с возрастающей потребностью населения в этом виде медицинских услуг [1,2].

В последние годы показатели заболеваемости населения болезнями глаза и его придаточного аппарата в Ленинградской области Российской Федерации остаются стабильно на высоком уровне. Это обусловлено, в том числе возрастным составом жителей Ленинградской области, характеризующимся преобладанием населения старших возрастных групп. Среди всей патологии глаза и его придаточного аппарата одно из ведущих мест занимает такое заболевание глаза как катаракта. За последние несколько лет количество пациентов с указанной патологией глаза существенно возросло до 22,1% от общего количество выявленной патологии глаза и его придаточного аппарата.

В связи с этим потребность граждан пожилого возраста Ленинградкой области в офтальмологической помощи, в том числе в хирургическом лечении катаракты, постоянно растет.

Большинство оперативных вмешательств по поводу катаракты до 2013 года в Ленинградской области выполнялось в офтальмологическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинградская областная клиническая больница», отделение офтальмологии которой рассчитано на 60 коек и оснащено только одним операционным залом. Несмотря на то, что количество выполненных операций в офтальмологическом отделении больницы постоянно возрастало (с 2378 в 2010 году до 2746 в 2012 год, рост на 15,5%). В год специалистами отделения с использованием новейших современных медицинских технологий (факоэмульсификация) выполнялось только около 1300 операций по поводу катаракты. Следует особо отметить, что в иных районных стационарах Ленинградской области до 2013 года бесшовная факоэмульсификация катаракты практически не применялась.

Рост числа пожилых граждан, появление новых эффективных методов лечения привело к значительным очередям на операцию по поводу данного вида медицинской помощи среди жителей Ленинградской области (до 4 тыс. человек). Запись на плановую операцию велась на три года вперед. Анализ мнения пациентов с катарактой, проведенный в 2013 году, о доступности стационарной офтальмологической медицинской помощи показал, что почти каждый пятый (17,8%) пациент был неудовлетворен доступностью офтальмологической медицинской помощи.

С учетом изложенных обстоятельств необходимо было срочно принимать управленческие решения, направленные на повышения доступности этого вида специализированной офтальмологической медицинской помощи для жителей.

В рамках реализации мероприятия, предусмотренных постановлением Правительства Ленинградской области от 06.10.2014 № 453 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года № 405 «Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Развитие здравоохранения в Ленинградской области», были созданы шесть межрайонных офтальмологических хирургических отделений, в которых проводятся, в том числе, операции факоэмульсификации катаракты.

Наряду с этим в 2014 году были значительно увеличены тарифы на оказание данного вида медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Ленинградской области с 11 320,3 руб. в 2013 году до 26 045,7 руб. в 2014 году (рост на 130,1%), произведено масштабное оснащение медицинских организаций современным медицинским оборудованием, в том числе за счет программы Модернизации здравоохранения в Ленинградской области [3]. Также проведено обучение медицинского персонала (врачей-офтальмологов, среднего медицинского персонала) работе на современном медицинском оборудовании.

Анализ первых результатов реформирования системы здравоохранения Ленинградской области в части оказания специализированной офтальмологической медицинской помощи пациентам при хирургическом лечении катаракты и глаукомы показал эффективность проведенных мероприятий.

Анализ проводился на основе изучения мнения пациентов, проведенного на базе Ленинградской областной больницы и на межрайонных офтальмологических стационаров. Практически все (98,9%) респонденты межрайонных офтальмологических стационаров для хирургического лечения катаракты и глаукомы в настоящее время удовлетворены качеством предоставляемой медицинской помощи (полностью удовлетворены – 91,3%, скорее удовлетворены - 7,6%). Достоверно ниже (t > 2, p < 0,05) эти показаиели были до открытия в Ленинградской области межрайонных офтальмологических стационаров для хирургического лечения катаракты и глаукомы - 87,4% (полностью удовлетворены – 71,3%, скорее удовлетворены - 16,1%).

Почти 2/3 (66,3%) респондентов межрайонных офтальмологических стационаров для хирургического лечения катаракты и глаукомы на момент проведения исследования были полностью удовлетворены оснащением медицинской организаций современным офтальмологическим оборудованием, 14,1 % скорее удовлетворены, лишь незначительная часть (2,2%) из опрошенных оказалась неудовлетворена оснащенностью офтальмологического отделения современным медицинским оборудованием. Следует отметить, что до проведения масштабного переоснащения медицинских организаций Ленинградской области современным медицинским оборудованием показатель удовлетворённости граждан был значительно ниже (t > 2, p < 0,05) и составлял 49,5%.

Анализ мнения пациентов с катарактой о доступности стационарной офтальмологической медицинской помощи показал, что подавляющее большинство (75,3%) респондентов удовлетворены доступностью офтальмологической медицинской помощи (до открытия межрайонных офтальмологических стационаров – 62,8%, t > 2, p < 0,05), почти каждый пятый (19,1%) пациент скорее удовлетворен (до открытия межрайонных офтальмологических стационаров – 12,8%). Лишь 4,5% пациентов офтальмологических отделений межрайонных офтальмологических стационаров для хирургического лечения катаракты и глаукомы были неудовлетворены доступностью медицинской помощи (до открытия межрайонных офтальмологических стационаров – 17,8%, t > 2, p < 0,05), 1,1% респондентов затруднились с ответом.

Одним из основных критериев оценки доступности медицинской помощи в настоящее время является срок ее ожидания. В Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2015 № 524, срок ожидания специализированной хирургической медицинской помощи по профилю «офтальмология» с применением метода бесшовной факоэмульсификации  не должен превышать шести месяцев.

Анализ сроков ожидания плановой медицинской помощи показал, что в целом законодательно установленные сроки ожидания плановой медицинской помощи соблюдаются (94,7%). Почти каждый четвертый (26,6%) пациент ожидал плановой медицинской помощи менее 1 месяца, 28,7% от одного до трех месяцев, 39,4% от четырех до шести месяцев, лишь 5,3% пациентов ожидали планового оперативного вмешательства более установленного законодательством срока (более 6 месяцев).

Таким образом, проведенный предварительный анализ результатов начала работы межрайонных офтальмологических стационаров в части оказания хирургического лечения катаракты и глаукомы, показал, что достигнут ряд успехов по оптимизации оказания этого вида медицинской помощи для граждан:

- медицинская помощь стала оказываться строго в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи офтальмологическим больным с катарактой и глаукомой;

- показатели, характеризующие доступность медицинской помощи существенно повысились, что подтверждается повышением удовлетворенности пациентов по этому вопросу и снижением срока ожидания плановой операций;

- показатели, характеризующие качество медицинской помощи также повысились, в том числе за счет оснащения медицинских организаций современным медицинским оборудованием и повышения квалификации медицинских работников.

Дальнейший углубленный анализ в динамике позволит в дальнейшем получить полные характеристики внедряемых решений по оптимизации офтальмологической службы.

Список литературы

 

 

1.                     Блохин А.Б., Шиловских О.В. Региональные особенности организации специализированной офтальмологической помощи населению // Здравоохранение Российской Федерации. – 2014. - № 2. – С. 46 – 49.

2.                     Парфенова Н.П. Офтальмологические основы подбора прогрессивных очков: Автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.08 / Моск. НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. – М., 2003. – С. 25.

3.                     Кунгуров Н.В., Зильберберг Н.В., Кохан М.М. Результаты модернизации здравоохранения – основа повышения доступности и качества медицинской помощи, результативности научных исследований // Здравоохранение Российской Федерации.– 2014. - № 4. – С. 8 – 11.