Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Развитие рынка медицинских услуг на основе расширения страховой составляющей сегодня представляется как динамическая модель его модернизации.

Уровень развития российской экономики, уровень ее институциональной структуры определяет ограниченность финансовых средств у государства на крупномасштабные социальные программы, а также ограниченность существующих экономических условий у населения для формирования и проведения субсидиарной политики. Поэтому развитие системы страховых отношений сегодня, является одним из важнейших проектов национального развития. Страховые институты обеспечивают возможность совмещения законов рынка, рыночных механизмов с реальным состоянием общества, его использование в экономических целях. Развитие рыночных страховых отношений с их классическими институтами экономической и социальной защиты способно обеспечить гражданам России, экономическим агентам российского рынка устойчивые альтернативы системе отношений субсидиарного государства.

Современный российский рынок медицинских услуг формируется в системе структурных противоречий, механизм решения которых находится, прежде всего, в сфере финансовых отношений. Рыночный механизм развития рынка медицинских услуг сопряжен с расширением доли страховых продуктов и ростом платежеспособного спроса на страховые услуги. Механизм страхования − это один из важнейших социально-экономических рычагов обеспечения безопасности страны по средствам социально-экономической защищенности ее конкретных индивидуумов.

Программа развития страховых отношений может выступать в качестве эффективного инструмента трансформации экономической и социальной политики. Главной целью проводимых преобразований на страховом рынке должен быть выбор стратегии устойчивого развития страховых отношений. Российское медицинское страхование развивается по модели догоняющей модернизации. Ориентация на Запад как образец является доминирующей тенденцией в модели развития рынка медицинского страхования и может трактоваться как модернизация в классическом смысле слова. В качестве модели такого развития страхового рынка, по нашему мнению, также преобладает догоняющая модель. Вместе с тем, сегодня происходят качественные изменения в системе мировых финансовых отношений, которые включают серьезные перемены, происходящие на национальных страховых рынках, осложняющие динамику преобразований страховых отношений на основе догоняющей модели развития.

Существенной особенностью потребителя медицинских услуг является его неполная информированность о расходах, необходимых для выздоровления, и качестве получаемой медицинской помощи.  Эта особенность требует вмешательства территориальных государственных органов или общественных организаций в лицензирование права на врачевание, медицинское страхование, выпуск  и продажу лекарств. И хотя лицензионное регулирование также ограничивает конкуренцию на локальных медицинских рынках, однако более устойчиво балансирует спрос и предложение.

Сертификация медицинских услуг проводится с целью подтверждения медицинских и экономических соображений − соответствия медицинских услуг конкретным стандартам и выдачи соответствующего сертификата. По законам России услуги подлежат обязательной сертификации, если в государственных стандартах РФ содержатся требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Лицензирование является средством регулирования, позволяющим государству влиять на развитие рынка путем квотирования медицинских услуг.

Особенностью медицинских услуг является случайность возникновения спроса, что разрешается через механизм страхования, перераспределения рисков экономических потерь от заболеваний и смерти, а также затрат на лечение и компенсацию потери трудоспособности между участниками рынка, работодателями и работниками, уменьшения асимметрии информации в отношениях пациента и врача, что демонополизирует рынок медицинских услуг и усиливает внутреннюю конкуренцию.

Внутренний рынок медицинских услуг − это система, в основе деятельности которой лежит существование регулируемой конкуренции между медицинскими учреждениями. Одним из важнейших элементов этой системы является то, что выделение средств фиксируется в договоре между органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения независимо от форм собственности. Учреждения могут ассоциировать эти права органу управления здравоохранением, который, представляя интересы медицинских учреждений, выступает в статусе ассоциированного продавца медицинских услуг.

Первым этапом в организации внутреннего рынка можно считать определение классификации медицинских услуг. Данная задача имеет многоаспектный характер и может быть реализована различными методами, но главными в ее решении выступают интересы потребителей. Ориентация внутреннего рынка медицинских услуг на интересы пациента предполагает следующую классификацию:

− простая медицинская услуга (неделимая медицинская услуга), выполняемая по схеме пациент- специалист;

− сложная медицинская услуга требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и т.д. и состоит из набора простых медицинских услуг;

− комплексная медицинская услуга включает набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивается либо постановкой диагноза или проведением определенного этапа лечения.

По функциональному назначению медицинские услуги могут быть:

− лечебно-диагностическими (направленными на установление диагноза или лечение заболевания);

− профилактическими (диспансеризация, вакцинация, лечебно-оздоровительные мероприятия);

− восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и медицинской реабилитацией больных);

− транспортными (перевозка больных, в частности с использованием службы «Скорой помощи» и санавиации);

− санитарно-гигиеническими (мероприятия, связанные с карантином, санитарно-просветительная работа, санитарно-эпидемиологический   контроль).

По условиям оказания медицинских услуг их можно разделить на оказываемые: на дому; в амбулаторно- поликлинических условиях; в процессе транспортировки («скорая помощь», санитарная авиация); в условиях стационара; в условиях интенсивной терапии и реанимации; в условиях карантина и т.д.

Меры регулирования социально-значимых отраслей свидетельствуют о том, что концептуальной основой развития России на ближайшую перспективу выступает система экономических и социальных отношений, основанная на самоответственности граждан и экономических субъектов хозяйственной деятельности. Система отношений самоответственности − это модель социально-экономической политики либерального государства, которая возлагает решение социальных и экономических проблем на самих граждан. Согласно проступающей в экономической политике модернизации социально-экономических отношений, стратегическую цель новой социальной политики, по мнению ряда экспертов, можно сформулировать как  продвижение к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека.

Вместе с тем, общего понимания сложности трансформационных процессов, происходящих в результате проведенных преобразований, как показали результаты работы у «реформаторов», не было. Социальная инфраструктура, обеспечивающая новые экономические отношения, не создана. Финансовые институты, обеспечивающие управление возрастающими рисками в период трансформационных преобразований формируются довольно медленно. Фактически не был востребован один из основных механизмов защиты населения и предпринимателей − страхование.

Модель модернизации российской социально-экономической политики напоминает английский вариант системы социально-экономического регулирования, смягчающий позиции лишь самых бедных, в отношении которых государство намерено быть в какой-то мере субсидиарным. В отношении остальных граждан в этой модели развития предполагаются лишь «превентивные меры, которые бы предупреждали высвобождение работников и смягчали последствия массовых увольнений».

По мнению экспертов, «российское государство в ходе реформ так и не осознало своей роли как агента реконструкции, отодвигаясь в ходе реформирования от социальных инициатив солидарной ответственности к своим гражданам». Сценарные варианты развития рынка медицинских услуг относится к структурообразующим условиям функционирования страхования в Российской Федерации. В настоящее время рынок медицинских услуг находится в трансформационной фазе своего развития. Для развития страховых отношений важную роль играет рыночная социально-экономическая среда.

Принципом социальной политики является равномерное распределение лечебных учреждений. Хотя равенство остается важной проблемой обеспечения соответствующей медицинской помощью населения определенных регионов, но в условиях перехода к рынку целесообразно сделать упор на соизмерение полученных результатов и истраченных средств. Принцип повышения эффективности и качества медицинского обслуживания населения регионов за счет ресурсов, выделяемых здравоохранению благодаря социальным приоритетам экономики, требует механизмов, гарантирующих повышение объема и качества обслуживания на основе системы эффективного стимулирования. Хозяйственный механизм здравоохранения лишь в небольшой мере позволяет решить эти проблемы в части сокращения неоправданных направлений пациентов в больницу, создания новых средств амбулаторного лечения, снижения продолжительности госпитализации и формирования заинтересованности руководителей в разработке стратегии анализа эффективности в соотношении с расходами, но не обеспечивает радикального повышения качества медицинской помощи и потенциала здоровья населения регионов.

Главной задачей в области организации маркетинговых исследований и информационных баз данных, которые бы повлияли на оценку состояния и выработку тенденций будущего развития рынка медицинских услуг, является оценка структуры страхового рынка со стороны продавцов, со стороны страховщиков, посредников и тех содействующих структур, которые так ли иначе продвигают страховой товар, страховую услугу на рынки. Причем, здесь важно учитывать не только сегодняшнее состояние, но и те тенденции, которые складывались в предшествующие периоды с тем, чтобы реально оказывать на них влияние.

Комплексные системы наблюдения необходимы также для оценки самого портфеля страховых продуктов: страховым организациям необходима информация для планирования объема продаж, изучения  потребности страхователей в тех или иных страховых продуктах. Причем, вероятно, нужно добиться также сопоставимости, сравнимости показателей, чтобы реально говорить о тенденциях в изменении структуры страхового портфеля, страхового рынка. Информация необходима страховым компаниям и для оценки потенциальных или даже действующих клиентов-страхователей. Страховщики не имеют возможности оценить статистически количественно и качественно показатели продуктов, представляемых на рынок.

Страховая статистика, носящая обязательный характер, в большинстве случаев построена на базе календарного года. Это предопределяет многие присущие ей недостатки. Например, по этой статистике практически невозможно проследить «жизненный цикл» страховых договоров с момента их подписания и до полного окончания их действия, нет возможности увидеть динамику оплаты всех убытков на протяжении действия страхового договора. Следовательно, страховщики должны хотя бы собственную статистику строить на основе не календарного, а страхового года, что позволит видеть прохождение страховых договоров в динамике, что в свою очередь дает возможность правильно оценить уровень прибыльности (убыточности) данного вида страхования и вовремя скорректировать условия страхования.

Главное несовершенство страхового рынка медицинских услуг – это несоответствие информации, имеющейся в распоряжении страховщика и страхователя. Задачей страховой статистики является оценка тенденции развития регионального рынка. Решение проблемы тарификации, резервов, сохранения этих резервов, инвестирования базируется на сборе, анализе, обобщении информации о рынке и рыночных агентах Южного федерального округа (ЮФО). Формирование концепции развития рынка медицинских услуг требует детального статистического исследования его параметров. Современная информационно-статистическая база не позволяет оценить показатели тех страховых продуктов, которые предоставлены на рынке ЮФО. Формирование крупных, устойчивых, конкурентоспособных медицинских страховых организаций является нерешенной стратегической задачей.

Таблица 7 Список страховых компаний и филиалов ЮФО, лидирующих по сумме страховых выплат за январь- декабрь 2003 г.

 

 

№ п/п

 

 

Наименование страховой компании

% от общей суммы премий

 

 

№ п/п

 

 

Наименование филиала

% от общей суммы премий

Страховые компании

 

1.

ООО «Росгосстрах-Юг» г. Краснодар

 

 

2,6

 

1.

 

ООО СК «РЕКОН»

 

ф-л г. Краснодар

 

 

1,6

 

2.

СКЖОАСО «Литер-полис» г. Ростов-н/Д

 

 

2,4

 

2.

ОАО «Россия» ф-л г. Краснодар

 

 

1,3

 

3.

ООО СК «Айболит» г. Ростов-н/Д

 

 

1,1

 

3.

ОАО «Поддержка» ф-л г. Краснодар

 

 

1,0

Медицинские страховые компании

 

1.

ООО МСК «ЭМЭСК»

 

г. Ставрополь

 

17,3

 

1.

ЗАО «МАКС-М»

 

ф-л г. Ростов-н/Д

 

8,7

 

2.

ЗАО СМК «Сочи-Гарант»

 

г. Сочи

 

9,8

 

2.

ОАО «РОСНО-МС»

 

ф-л г. Элиста

 

2,0

 

3.

ООО СМК «Айболит»

 

г. Ростов-н/Д

 

8,3

 

3.

 

ЗАО «КапиталЪ медицинское Страхование» ф-л г. Ростов-н/Д

 

0,3

 

На практике режим «легкого входа» на страховой рынок позволяет удерживаться на нем мелким компаниям, значительная часть которых, неустойчива и из-за недостаточной финансовой емкости. Такие страховые компании не отличаются высокой платежеспособностью, следовательно, не всегда в состоянии добросовестно выполнять свои обязательства перед клиентами. В менее развитых территориях Юга России и неустойчивой финансовой среде актуальным является вопрос о размере капитала страховой компании, позволяющей ей быть значимым участником страхового рынка. По нашим оценкам, 12 крупных компаний Юга России контролирует около 60% регионального рынка.

Вместе с тем, уставные капиталы 80% страховщиков не соответствуют требованиям нового закона о страховом деле: сейчас у большинства компаний они не превышают 7  млн рублей. До 1 июля 2004 г. их минимальный размер должен вырасти до 10 млн руб., а к 1 июля 2007 г. − до 30 млн руб. Страховые компании начали увеличивать размеры своих уставных капиталов. Всего 12 крупнейшими страховыми операторами региона произведено 56,1% страховых выплат по региону.


Таблица 9  

Динамика страховых выплат (млн рублей).


 

Произведено страховых выплат:

 

4кв. 2002г.

 

4кв. 2003г.

прирост

млн. руб.

%

 

- страховыми компаниями региона

 

351,472

 

436,117

 

84,645

 

24,1

- филиалами иногородних страховых компаний

129,697

176,283

46,586

36,0

 

-страховые выплаты по ОМС

 

2148,040

 

2257,330

 

109,290

 

5,1

-по договорам, принятым в перестрахование

 

нет сведений

7,456

-

-

 

ВСЕГО по Ростовской области

 

2629,209

 

2877,186

 

247,977

 

9,4

 

Опыт развития страхового рынка в регионе свидетельствует о необходимости жесткого контроля над обеспечением финансовой устойчивости страховых организаций. Представляется достаточно важным, чтобы вопросы финансовой устойчивости страховщиков являлись частью активного государственного регулирования страхового рынка, и в этой связи требования к этому аспекту деятельности страховщиков должны быть в известной степени формализованы. На основании данных финансовой отчетности можно выделить пять факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость: достаточный собственный капитал, обязательства (включая технические резервы), размещение активов, ограничение единичного риска (перестрахование), тарифная политика. Необходимо отметить, что указанные факторы оказывают решающее влияние и на платежеспособность страховой компании. Минимальным требованием, гарантирующим техническую платежеспособность компании, является наличие у нее оплаченного уставного капитала, обеспеченного реальными активами.

Наличие активов, обеспечивающих уставный капитал, контролируется через показатель «Чистые активы». Чистые активы должны быть больше или равны размеру уставного капитала. Если это не так, то компания либо получает убытки от инвестиционной деятельности, либо расходы на содержание компании велики и не увязаны с тарифами, иными словами компания тратит собственные средства, что гипотетически может привести к финансовой неустойчивости. Стабильность работы компаний можно проанализировать через соотношение разности фактической величины свободных активов на конец года и фактической величины свободных активов на начало года к фактической величине свободных активов на начало года. Стабильно работающая страховая компания не допустит падения этого показателя за год более чем на 10% или роста более чем на 50%.

Таким образом, наибольшее внимание на процесс коммуникаций оказывают следующие факторы: налоговая система, поведение потребителя (его потребности, вкусы, интересы и стиль жизни).

 

Список литературы

1.     Адаптация // Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь: 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М,2007. С.26.

2.     Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность, катастрофы: пер. с англ.М.: Наука,1983.

3.     Селиверстов В.Е.Федерализм и региональная политика в современной России//Регион. Экономика и социология.2009.N1

4.     Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. M.: Издательство ЛКИ, 2006. 297с.

5.     Чистилин Д.К. Проблемы самоорганизации в переходных экономиках // Экономика Украины. 2000.N3, C.56-62, N4, C.49-54.

6.     Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвивающиеся регионы: макроэкономические условия формирования и механизмы функционирования//Научный эксперт.2009. Вып.1-2.C.32-54.

7. Теория хозяйственного порядка.” Фрайбургская школа” и немецкий неолиберализм/пер. и ред. В.Гутника. М.:Экономика,202