Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОКАЗАТЕЛИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
16 января 2016г.

Ухудшение состояния здоровья в последние десять лет, по данным Министерства здравоохранения РФ наблюдается как среди детей в возрасте до 14 лет, так и среди подростков (15 - 17 лет). Состояние здоровья многих детей характеризуется напряжением адаптационных ресурсов организма, что говорит о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии.
Важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее – это состояние здоровья молодежи. В настоящее время характерным является увеличение количества молодых людей, имеющих различные отклонения в развитии и в здоровье. Поэтому актуальной на сегодняшний день задачей является формирование у студентов потребности ведения здорового образа жизни.
Среди факторов, влияющих на здоровье молодежи ряд авторов выделяет влияние процесса обучения. Распространение среди школьников и студентов близорукости, нарушений о санки, неврастении и анемии эти авторы считают неизбежным следствием обучения. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, вхо дящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Отмечено что с 1 по 8 классы - число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%. При этом патологические явления среди детей инновационных учебных заведений превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ, поскольку объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников (3).
Проблема близорукости, одним из показателей которой является снижение остроты зрения – является на сегодняшний день наиболее актуальной. По данным ВОЗ аномалиями рефракции глаза страдают более 45% населения всего мира. В России этот показатель равен 48% и, постоянно растет в связи с урбанизацией. У школьников о тмечается рост аномалий рефракции, достигающий максимума к 11 классу 1. Многие авторы отмечают устойчивую тенденцию снижения остроты зрения, связанную с началом процесса обучения.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с еще большей психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необ хо димостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. При этом почти 44% студентов имеют зрительные нарушения (4). При этом процент патологии от года к году растѐт на 3% - 7%. По мере перехода с курса на курс относительное количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5% - 8%. Сниженный уровень здоровья, а также воздействие ряда факторов: плохая сбалансированность режима труда и отды ха , отсутствие элементарных валеологических знаний и навыков, наличие большой зрительно-смысловой и психической нагрузки, особенно у студентов с близорукостью на фоне умственного утомления, вызывает повышение уровня тревожности, у ху дшая психосоматические параметры и аккомодационные возможности зрительного анализатора (3). Процесс обучения, так или иначе, неотъемлемо связан с длительной работой на близком расстоянии. Кроме того, применение телефонов и планшетов, в том числе и для обучения, значительно усугубило положение дел по заболеванию миопией среди студентов.
Конституциональными особенности организма студентов различных этнических групп и воздействие неадекватных зрительных нагрузок, а также отсутствие мероприятий по профилактике нарушений зрения, может способствовать распространенность аметропий у студентов. По данным Журавлевой Е.В. (4) аномалии рефракции встречаются среди контингента, прибывшего из стран Юго -Восточной Азии, ме ханизмы развития которой автор связывает со слабой адаптацией. При этом Журавлева Е.В. (2011) отмечает, что основным видом аномалии рефракции у студентов является миопия, ее распространенность среди российских студентов составляет 44,5%, у студентов из стран Африки 56,2%, у студентов из стран Юго-Восточной Азии 77,3%.
С этих позиций актуальными являются изучение распространенности снижения о строты зрения среди студентов и поиска причин, ведущим к ним. С целью выявления этих закономерностей в возрастной группе 18- 20 лет провели исследование остроты зрения студентов 2-го курса КГМА.
В исследовании приняли участие 178 человек (43 юношей и 135 девушек) из КГМА. Средний возраст составил 18,8 лет. Предварительно были выявлены показатели рефракции с помощью метода зеркальной офтальмоскопии. Показатели остроты зрения у студентов в общем массиве составили для правого и для левого глаза соответственно 0,8±0,06 и 0,77±0,05. У юношей острота зрения составила в среднем на правый глаз 0,93±0,01 на левый глаз 0,89±0,01. У девушек студентов острота зрения составила на правый глаз 0,80±0,01, а на левый глаз 0,78±0,01. Эти показатели гораздо ниже условной нормы, которая считается за единицу. Так же показано что острота зрения у девушек ниже, чем у юношей. Процент лиц со сниженной остротой зрения среди девушек достоверно выше, чем среди юношей и этот показатель составляет соответственно 39,5±0,01% и 54, 07±0,06%, р<0,05.
Предполагаем, что такой высокий процент лиц с нарушением в ратоту зрительного анализатора и снижение остроты зрения может быть вызвано избыточной зрительной нагрузкой на глаз которой подвергаются особенно студенты медицинских ВУЗов. Таким образом, у 50,56% студентов острота зрения снижена по сравнению с нормой, а так же встречаются отклонения рефракции, эти данные превышают показатели распространенности снижения зрения по разным регионам.
По нашему мнению, одной из задач вуза в отношении сохранения здоровья студентов должна заключаться в формировании мотивации здорового образа жизни, что особенно актуально в отношении здоровья для студентов с ослабленным здоровьем. Поскольку период обучения в вузе — это время, когда наиболее интенсивно развиваются интеллектуальные и нравственные способности человека, происходит формирование его как специалиста, становления мировоззренческих, жизненных идеалов и убеждений.
Выводы:
1. Исследование показателей остроты зрения и рефракции у студентов является одним из надежных факторов оценки риска миопии и принятию мер по ее ранней профилактике.
2. При распределении студентов по учебным отделениям и медицинским группам для занятий физической культурой необ ходимо учитывать функциональное состояние зрительного анализатора.
3. В теоретический раздел по предмету нормальная физиология необ ходимо внести темы по гигиене зрения, умственного утомления и основам здоровьесбережения.

Список литературы

1. Журавлева Е.В. Адаптационные особенности зрительного анализатора у студентов различных этнических групп в процессе обучения/ диссертации, кандидат медицинских наук 2011, - Н.Новгород. – 138 с.
2. Марчук С.А. Профилактика нарушений зрения студентов педагогических вузов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики/ диссерт. К.пед.н., Екатеринбург, - 2004. – 189 с.
3. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧА ЩИХСЯ // Успе хи современного естествознания. – 2005. – № 11 – стр. 73-75 .
4. Norton, T.T. Myopia-Global Problem, Global Research / T.T. Norton, R. Manny, D:J. O'Leary // Optometry & Vision Science. April 2005. -Vol. 82, N4.-P. 223-225.
5. Rozhkova G.I., Zhukova E.A., Tokareva V.S. Relationship between distance dependence of visual acuity and
refraction in junior school children.// Сенсорные системы. 2007. Т.29. № 1 С. 60-71.