Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКАМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ РТА У ОРТОДОНТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ СО СЪЕМНОЙ АППАРАТУРОЙ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

Индивидуальная гигиена рта (ИГР) – является неотъемлемой частью стоматологической профилактики и гигиенического воспитания населения [6,9]. Как показывает практика, значение гигиены рта недооценивается не только детьми, но и родителями. По данным В.М. Елизаровой (2009), пациенты не уделяют должного внимания данной проблеме, относятся пренебрежительно к манипуляциям по проведению ИГР, не понимая важности и значимости этих процедур.[4,6]

 Цель исследования – оптимизация проведения индивидуальной гигиены рта у ортодонтических пациентов со съемной аппаратурой.

 Методика обследования.

 Нами обследовано 40 ортодонтических пациентов в возрасте от 5 до 13 лет, которые были разделены на 3 группы: в зависимости от типа прикуса: 1а (молочный), 1б (сменный) , 1в (постоянный).

 При осмотре у всех выявлены признаки неудовлетворительной гигиены рта: наличие мягких и твердых назубных отложений, гиперемия и отек десен, неприятный запах изо рта.

 Всем пациентам проведено:

 1.Оценка состояния рта по индексам гигиены.

 2.Выявление ошибок по проведению ИГР. 

3.Обучение алгоритму чистке зубов стандартным методом Г.Н. Пахомова, методам Чартера и Басса [1].

 4.Рекомендации применения определенных средств гигиены, связанные со спецификой ортодонтического лечения.

 5.Контроль эффективности обучения ИГР.

 Оценка состояния полости рта проводилась по 2 индексам: упрощенного индекса гигиены рта OHI-S (Green J.C., Vermilion J.K., 1964), позволяющего количественно определить уровень гигиены и индекса PMA, выявляющего признаки воспаления десен.

 Выявления ошибок проводилось путем опроса пациента и демонстрации им проведения чистки зубов.

 Как показали результаты, наиболее часто встречаются следующие ошибки: 1.Кратковременность чистки зубов.

 2.Несоблюдения методики чистки. 

3.Неиспользование, или редкое использование, дополнительных средств гигиены. 4.Отсутствие промежуточных гигиенических мероприятий в течение дня, после приема пищи.

 Для их устранения проводилось обучение обследованных стандартному алгоритму чистки зубов как наиболее эффективному, а у пациентов с признаками гингивита и в пубертатный период методам Чартера и Басса, которые являются более щадящими. Для группового обучения использовали мультимедийные источники информации, имеющиеся на нашей кафедре (просмотр видеофильмов, презентаций). Были даны рекомендации по соблюдению времени и частоты чистки зубов.

 Мы рекомендовали использовать сочетание нескольких средств гигиены, чтобы добиться максимальных результатов от процедур в домашних условиях.

 1 .Выбор зубной пасты. Особое внимание необходимо обратить на содержание фтора в пасте (для детей от 2 до 6 лет - не более 500 ppm, а для детей с 6 лет и старше-1500 ppm) и на количество абразивных веществ (индекс RDA не должен превышать 75). После 13 лет можно переходить на пасты для взрослых. Дальнейший выбор зависит от приоритетов пациента.

 2 .Подбор стандартной щетки для чистки зубов. Для детей 2-5 лет зубная щетка должна быть с натуральной очень мягкой щетиной, размер рабочей части-18мм. Ручка должна быть эргономичной. В возрасте 6-8 лет- с натуральной или искусственной щетиной, мягкой или средней жесткости, размер головки 18-23мм. Дети 9-11 лет должны использовать щетку с искусственной щетиной средней жесткости и размером головки 23-30мм. Важно не забывать менять щетку раз в 3 месяца, приурочив этот процесс к смене времени года. 

3 .Использование ополаскивателей для рта. Применять их следует в период сменного прикуса, когда риска того, что ребенок проглотит жидкость нет.

 4 .Дополнение гигиены рта зубной нитью: рекомендуется, чтобы детям младшего возраста очистку зубов нитью проводили родители, а с 9-10 лет они могут пользоваться ей самостоятельно. 

Съемные аппараты изготавливаются из пластмассы, которая имеет пористую поверхность, что обуславливает скопление остатков пищи. Важно тщательно ухаживать за аппаратом, чтобы избежать появления неприятного запаха, возникновения кариеса и воспаления околозубных тканей. Для проведения эффективной гигиены рта у пациентов, пользующихся съемными ортодонтическими аппаратами мы рекомендовали пациентам следующий алгоритм действий: 

1. Аппарат необходимо одевать только на чистые зубы, чистить минимум 2 раза в день, утром и вечером, с помощью шетки и пасты, а также после каждого приема пищи промывать под проточной водой.

 2. Можно пользоваться специальными таблетками для очищения аппарата, например, «Coregatabs» , «Protefix».

 3. В случае падения аппарата и необходимости его продезинфицировать следует использовать спиртовой раствор.

 4. Нельзя забывать о целесообразности всех гигиенических мероприятий и нельзя обеззараживать, очищать аппараты кипятком или путем кипячения, это может привести к деформации конструкции.

 Результаты и их обсуждение.

 В результате проведенных наблюдений было установлено, что у пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении неудовлетворительный индекс гигиены и легкая степень тяжести гингивита (Табл.1, 2). Причем, худшие показатели наблюдаются у пациентов группы 1б, то есть в период сменного прикуса, что, вероятно, связано с особенностями психоэмоционального статуса этой возрастной группы [8].

                                                                                                                           Таблица 1

 Динамика индекса OHI-S до и после обучения индивидуальной гигиене рта. 

групп а

Исходные значения, баллы (M+- m)

Полученные значения, баллы (через 6 месяцев)

(M+-m)

1,57± 0,03

1,23 ± 0,04

1,62 ± 0,05

1,13± 0,03

1,45 ±0,03

1,09 ±0,04

                                                                                                                            Таблица 2

Значения индекса PMA до и после обучения индивидуальной гигиене рта. 

группа

Исходные значения, баллы           (M+-

m)

Полученные значения, баллы (через 6 месяцев)

(M+-m)

6,03 ±0,03

4,02 ±0,04

25,15 ±0,03

11,03 ±0,04

23,03±0,04

10,04±0,02

 В результате проведенного обучения, количественный показатель индекса гигиены вырос до отметки «удовлетворительно» у пациентов всех групп, а показатель гингивита снизился более, чем в полтора раза. Эти данные свидетельствуют о положительной динамике у пациентов, участвующих в процессе проведения оптимизации ИГР.

 Таким образом, соблюдение предложенных нами рекомендаций и алгоритмов позволило улучшить уровень здоровья рта путем повышения эффективности очищения зубов и слизистой оболочки от микробного налета и остатков пищи у ортодонтических пациентов, пользующихся съемной аппаратурой.

 Список литературы

 1. Васина С.А. Роль гигиены полости рта в профилактике кариеса зубов и гингивитов у младших школьников// Организация стоматологической помощи и профилактика основных стоматологических заболеваний.-2003.-Т.12.-С.88-89

 2. Гинали Н.В., Дружинина С.Н., Кузьминская О.Ю. и др. Мотивация и формы обучения гигиене рта. Критерии оценки эффективности//Стоматология.-2004.-С.25-28.

 3. Гинали Н.В., Дружинина С.Н., Кузьминская О.Ю. и др. Предметы и средств гигиены рта//Стоматология.- 2004.-С.8,с.16, с.23-37.

 4. Елизарова В.М. Стоматология детская. Терапия//Учебная литература//Медицина.-2009-С. 356.

 5. Кузнецов П.А., Дистель В.А., Пономарев А.Е. и др. Взаимосвязь кариеса зубов и зубочелюстных деформаций// Стоматология.-2001.-С.58-59 .

 6. Курякина И.В. Стоматология детского возраста//Медицинская книга.-2007.-С.93 

7. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта//Медицинская книга.-2003.-С.193.

 8. Ральф Е. Мак-Дональд, Дэйвид Р. Эйвери. Стоматология детей и подростков//Перевод Тамара Виноградова.-2003.-с.561

 9. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей // Руководство для врачей. – 2001.-С. 206-212. 

10. Улитовский С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта: порошки, пасты, гели зубные//Стоматология.-2002.- «Человек».

 11. Хоменко Л.А., Биденко Н.В., Остапко Е.И., Шматко В.И. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта//Стоматология.-2001.-С.208.