Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СТЕПЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА О ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

Современные реформы в здравоохранении заметным образом изменили ролевую картину российского здравоохранения, трансформировав традиционные роли (врача, пациента, организаторов здравоохранения и т.д.) и введя совершенно новые (собственник медицинского учреждения, врач частной практики, страховщик и т.д.). Медицинские профессии постоянно претерпевают изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, изменениями в отношении к здоровью и болезни [6].
Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнение строго определенной профессиональной роли явно устарело. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики, и многое другое. Некоторые авторы даже считают, что роль стоматолога перестает быть узко профессиональной, а превращается в роль социальную [5]. Так, на основании социологических исследований среднестатистический врач в возрасте 40 лет в 54 - 60% случаев совмещает основную работу в МУЗ с работой в частной клинике. Считает работу в частной клинике менее творческой и более тяжелой. Работает ради денег, поскольку совмещение в частной клинике дает больше денег, чем основная работа. Но перейти работать в частную клинику не хочет (74% совместителей не хотят менять место работы) [2].
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности.
Представления студентов о будущей деятельности врача-стоматолога нередко складываются из опыта знакомых, родителей, общераспространенных представлений, которые часто имеют под собой реальные основания, а также условий, в которых студент получит профессию.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам [4].
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Третий курс на стоматологическом факультете - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [1].
Цель исследования
Определение социально-значимых мотивов, знаний о профессии, готовности к профессиональной деятельности студентов стоматологического факультета Уральского государственного медицинского университета.
Материал и методы исследования
Для объективной оценки представлений студентов о выбранной профессии нами были составлены анкеты с вопросами, на которые предлагалось несколько вариантов ответов. В анкетировании принимали участие 74 студента третьего курса и 61 студент 5 курса стоматологического факультета. Обучение студентов на кафедре терапевтической стоматологии УГМУ проводят преподаватели, имеющие степень доктора или кандидата медицинских наук.
Рабочее место студентов оснащено стоматологической установкой, креслом. Каждый студент имеет возможность использовать при постановке диагноза ортопантомограф, минидент или визиограф. Учебный процесс на этапе лечения пациента оснащен операционным микроскопом, эндомоторами, а также современными пломбировочными материалами отечественных и зарубежных производителей.
Результаты и обсуждение
Первым был предложен следующий вопрос: Каким мотивом Вы руководствовались при поступлении на стоматологический факультет?
Предложены следующие ответы :
1. Мечтал с детства.
2. По совету (настоянию) родителей.
3. Финансовая обеспеченность в будущем.
4. Интерес к научно-исследовательской работе.
5. Желание получить высшее образование.
6. Возможность работы в высокотехнологичной отрасли медицины.
7. Привлекала работа врача-стоматолога. Можно было выбрать только один ответ.
Привлекала работа врача-стоматолога 28,4% студентов. Мечтали с детства 28,3% (21) человек, поступали по совету родителей, и привлекала возможность работать в высокотехнологичной отрасли медицины по 14,9% опрошенных. Финансовая привлекательность интересовала 9,5%. Интерес к научно-исследовательской работе выявлен у 2,7% обучающихся, он почти сравним с желанием просто получить высшее образование (1,3%). Ответы на вопросы анкеты можно представить в виде следующих таблиц.

                                                                                                                            Таблица 1
Распределение ответов на вопросы №1, №2, №3 студентов третьего курса

 № выбранных ответов/
№ вопросов
 Кол-во ответов
на вопрос №1 
  Кол-во ответов
на вопрос №2 
   Кол-во ответов
на вопрос №3
 абс.  % абс.  абс.  %
 1  21  28,3  11  14,9  8  10,8
 2  11  14,9  12  16,2  23  31,1
 3  9,5  21  28,3  7  9,5
 4  1  1,3  9  12,2  36  48,6
 5  2  2,7  8  10,8  -  -
 6  11  14,9  -  -    
 7  21  28,4  9  12,2    
 8  -  -  4  5,4    
 итого  74  100  74  100  74  100

Несколько иначе распределись проценты у студентов пятого курса (Табл. 2).

                                                                                                                    Таблица 2
Распределение ответов на вопросы №1, №2, №3 студентов пятого курса

№ выбранных ответов/
№ вопросов 
   Кол-во
ответов/%
на вопрос №1
    Кол-во
 ответов/%
на вопрос №2
 
   Кол-во
 ответов/%
 на вопрос № 3
      абс.     %     абс.     %     абс. %   
    1     14     23     9     14,8     11     18
    2     10     16,4     18     29,5     16     26,2
    3     3     4,9     11     18     8     13,1
    4     -       4     6,6     25     41
    5     2     3,3     5     8,2     1     1,6
    6     11     18     1     1,6       
    7     21     34     8     13,1    
    8     -       5     8,2    
    Итого     61     100     61     100     61     100

Работа врача-стоматолога нравится 34% студентов, 18% привлекает возможность работать в высоко технологичной отрасли медицины. Рост интереса к специальности у студентов пятого курса объясняется большей информированностью и расширение практических навыков. При этом сохраняется высокий уровень первичной заинтересованности - мечтали с детства 23% опрошенных. К совету родителей прислушалось 16,4% студентов, что сопоставимо с показателями на третьем курсе.
Финансовой обеспеченности придают значение в два раза меньше опрошенных: только 4,9% на пятом курсе, против 9,5% на третьем. Думаем, что к пятому курсу студенты начинают больше осознавать возможные трудности в работе стоматолога. Количество желающих просто получить высшее образование остается невысоким – 3,3%.
Отвечая на второй вопрос, что привлекает в будущей трудовой деятельности, необходимо было выбрать также только один ответ.
Предложены следующие варианты:
1.Возможность работы в высокотехнологичной отрасли медицины.
2. Интересно работать руками.
3. Престижность работы врача.
4. Возможность благородного служения людям.
5. Материальный достаток.
6. Возможность научно-исследовательской деятельности в последующем.
7. Возможность для карьерного роста и обучения в последующем.
8. Возможность для открытия своего бизнеса в последующем.
Самый популярный (28,3%) ответ №3 – студенты третьего курса отдали предпочтение престижу профессии. Интересно работать руками в высокотехнологичной отрасли медицины отмечают 31,1% опрошенных (16,2% и 14,9% соответственно).
Одинаково привлекательны возможности благородного служения людям, карьерного роста и обучения в последующем (по 12.2%).
Перспективы материального достатка доминируют у 10,8% студентов, на возможность открытия собственного бизнеса указывают 5,4% респондентов.
Ни один из 74 студентов третьего курса не предполагает заниматься научно-исследовательской работой.
У студентов пятого курса существенно возрос интерес к работе руками -29,5%, престижность профессии отмечают 18%. Перспективу работать в высокотехнологичной отрасли выделяют 14,8%. Возможности для карьерного роста, обучения и материальный достаток в будущей деятельности видят 13,1% и 8,2% опрошенных соответственно.
Научно-исследовательской работой предполагает заниматься 1 студент. Третий вопрос: Какой бы Вы хотели видеть Вашу будущую деятельность? Варианты ответов:
1. Врач государственного лечебного учреждения.
2. Врач в коммерческой клинике.
3. Руководитель лечебного подразделения.
4. Организатор собственного дела.
5. Деятельность не связанная с медициной.
Почти половина (48,6%) студентов третьего курса, участвующих в опросе хотели бы организовать собственное дело, стать врачом в коммерческой клинике хотели бы 31% респондентов. Врачом государственного лечебного учреждения и руководителем лечебного подразделения предполагают стать 10,8% и 9,5% опрошенных. Желающих уйти из медицины не нашлось, пятый ответ не выбрал никто.
Сходные тенденции выявлены и у студентов пятого курса.
Предпочтения отданы организации собственного бизнеса – 41%. Несколько снижается привлекательность работы в коммерческой клинике : с 31,1% на III курсе до 26,2% на V курсе, и возрастает интерес к работе в государственном лечебном учреждении : с 10,8% до 18%.
Руководителями лечебных подразделений видят себя 13,1%, что сопоставимо с ответами студентов третьего курса.
Один студент пятого курса не предполагает работать в сфере медицины.
Четвертый вопрос: Что Вас настораживает в предстоящей работе врача стоматолога? Оцените каждый ответ в баллах.
3 балла – высокий уровень тревоги (препятствует работе, вплоть до желания сменить профессию); 2 балла – средний уровень тревоги (затрудняет работу);
1 балл - низкий уровень Беспокоит, но работе не мешает); 0 баллов – страх отсутствует.
Варианты ответов:
1. Высокая моральная ответственность перед пациентом.
2. Вероятность материальной ответственности за неудовлетворительный результат лечения.
3. Юридическая ответственность.
4. Недостаточно высокий уровень оплаты труда.
5. Отсутствие возможностей для карьерного роста, обучения.
6. Жесткий график работы, высокая интенсивность труда.
7. Недостаточность знаний и умений.
8. Страх непосредственного общения с пациентом (неумение общаться с пациентом самостоятельно).
9. Страх заражения опасными инфекционными заболеваниями.

                                                                                                                              Таблица 3

Распределение ответов на четвертый вопрос студентов третьего курса

 

№ вопроса / оценка в баллах

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

кол-во ответов

%

кол-во ответов

%

кол-во ответов

%

кол-во ответов

%

1

9

12,2

35

47,3

19

25,6

11

4,9

2

9

12,2

45

60,8

16

21,6

4

5,4

3

11

14,9

32

43,2

26

35,1

5

6,8

4

42

56,8

25

33,8

6

8,1

1

1,3

5

42

56,8

20

27,0

10

13,5

2

2,7

6

41

55,4

24

32,4

8

10,8

1

1,3

7

23

31,1

23

31,1

21

28,3

7

9,5

8

51

68,6

17

30,0

6

8,1

-

-

9

10

13,5

36

48,6

20

27

8

10,8

итого

238

35,7

257

38,6

132

19,8

39

5,9

итого 666 ответов

                                                                                                                            Таблица 4
Распределение ответов студентов пятого курса на четвертый вопрос

 

№ вопроса / оценка в баллах

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

 

кол-во ответов

 

%

кол-во ответо в

 

%

 

кол-во ответов

 

%

кол- во отве тов

 

%

1

5

8,2

43

70,5

8

13,1

5

8,2

2

8

13,1

39

63,9

12

19,7

2

3,3

3

8

13,1

25

41

25

41

3

4,9

4

26

42,6

22

36,1

11

18

2

3,3

5

41

67,2

17

27,9

2

3,3

1

1,6

6

22

36

26

42,6

12

19,7

1

1,6

7

14

23

26

42,6

19

31,1

2

3,3

8

41

67,2

14

23

5

8,2

1

1,6

9

9

14,8

28

45,9

13

21,3

11

18

итого

174

31,7

240

43,7

107

19,5

28

5,1

итого 549 ответов

Сравнивая в целом ответы студентов двух курсов обнаруживается общая тенденция: чаще других (38,6% и 43,7% ) ответы оценивались в 1 балл; несколько реже в 0 баллов (35,7% и 31,7%); Около 20% приходится на выбор 2 баллов. Максимальный уровень тревожности выявлен в 5,9% и в 5,1% случаев (Рисунок 1).


Рис.1. Уровень тревожности студентов третьего и пятого курса.

Если проанализировать оценки в 2 и 3 балла, то максимальную обеспокоенность у студентов третьего курса вызывают вопросы №№1, 3, 7, 9, касающиеся моральной, юридической ответственности, беспокоит недостаток знаний и возможность заразиться инфекционными заболеваниями.
Студентов пятого курса выделяют вопросы №№ 3, 7, 9.
Мы видим, что студенты обоих курсов понимают и чувствуют свою ответственность перед пациентами.
Интересен тот факт, что недостаток знаний совсем не мешает (0 баллов) 31,1% студентов третьего курса, и только 23% пятого.
Интересно, что говоря о том , что привлекает в будущей деятельности, 28,3% студентов третьего курса отдали предпочтение престижу профессии, 31,1% -возможность работать руками в высокотехнологичной отрасли медицины. Сходные тенденции наблюдаются и у студентов пятого курса: интерес к работе руками отмечают 29,5% опрошенных, престижность профессии отмечают 18%. Перспективу работать в высокотехнологичной отрасли выделяют 14,8%. Однако, при ответе на третий вопрос почти половина (48,6%) студентов третьего курса, и 41% студентов пятого курса на перспективу хотели бы стать организаторами собственного дела. При этом средний и высокий уровень тревожности (2 и 3 балла), касающийся юридической ответственности выявляется в 41,9% ответов студентов третьего и в 45,9% ответов студентов пятого курса.
Выводы
Проведенное исследование отражает несколько идеалистические представления о будущей трудовой деятельности, касающееся вопросов организации здравоохранения и вопросов организации бизнеса как у студентов 3, так и 5 курсов; не высокий интерес к научно-исследовательской работе, в основном у студентов 3 курса и достаточно высокий и осознанный уровень профессиональной ориентации, возрастающей по мере обучения в университете.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. - М., 1980. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 1997. С. 50.
2. Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / С. А. Ефименко; под ред. А. В. Решетникова. М. : Здоровье и общество, 2005.-205 с.
3. Ефименко С. А. Социология пациента : автореф. дис. д-ра социол. наук / С. А. Ефименко М., 2007. - 49 е.
4. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.
5. Мажаренко, В. А. Стоматология как профессия: опыт социологического анализа. Автореф. дис. д-ра мед. наук. - Волгоград, 2012. - 46 с.
6. Решетников А. В. Социология медицины. Руководство. М. - ГЭОТАР-Медиа. - 2010. - 256 с