Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

Исследования показывают, что проблема активности личности в обучении до сих пор остается не решенной. На всех этапах обучения человека, преподаватели отмечают ту или иную степень равнодушия обучающихся к знаниям, низкий уровень познавательных интересов. С целью преодоления этих негативных моментов, в настоящее время, осуществляются попытки внедрить более эффективные методы, способы и формы подачи материала. Однако, эти попытки не всегда дают должный результат, что нередко связано с отсутствием понимания сути проблемы.
Целью исследования было изучить, каким образом справляются с перечисленными трудностями преподаватели последипломной подготовки врачей-стоматологов, какой из современных технологий обучения ими отдается предпочтение. В качестве инструмента для сбора статистического материала, использовалась специально разработанная для этих целей «анкета социологического исследования», содержащая 61 вопрос. Всего в анкетировании приняли участие 452 преподавателя из различных регионов РФ.
Результаты исследования показали, что большинство преподавателей считают основной, в своей деятельности координирующую функцию. Такой ответ дали 32,8% респондентов. Следующей по популярности была консультирующая функция – 20,1% и контролирующая – 17,7%. Часть преподавателей (16,6%), как основную рассматривают информационно-контролирующую функцию, а 11,6%, только информационную. Учитывая, что координирующая и консультирующая функции относятся к современным, активным видам преподавательской деятельности, составляя вместе 52,9% от общего числа преподавателей, можно сделать вывод, что эта часть преподавателей использует в своей работе в том или ином объеме современные дидактические методы обучения врачей.
По полученным нами данным, процесс обучения стоматологическим специальностям не всегда удается направить на интеллектуальное развитие (совершенствование познавательного процесса, культуры умственного труда, формирование научного мировоззрения). Так, большинство опрошенных (59,3%) заявили, что раскрыть познавательные процессы до уровня развития интеллекта им удается иногда, а 18,4% в своей практике никогда этого не достигали. Лишь 22,3% респондентов отметили, что всегда добиваются таких результатов. Одной из основных познавательных проблем в обучении врачей-стоматологов, является разный уровень профессиональных компетенций у обучающихся одной группы. Так, независимо от стоматологической специальности 67,4%, выделили эту познавательную проблему по отношению к другим. 12,6% респондентов указали на низкий уровень профессиональных знаний и умений врачей, затрудняющий процесс овладевания учебным материалом. Отсутствие мотивации к обучению в 8,4% было отмечено преподавателями как еще одна познавательная проблема. Активация мыслительной деятельности (6,7%) также вызывает затруднения, но у незначительного числа респондентов. Только 4,9% опрошенных в качестве познавательной проблемы указали на различие психоэмоциональных типов обучающихся. Таким образом, была определена одна из основных проблем затрудняющая адекватное восприятие (понимание и усвоение) обучающимися учебного материала и сужающая применяемый спектр педагогических приемов.
При выяснении, каким формам и методам обучения преподаватели отдают предпочтение при работе с врачами-стоматологами, были определены различные мнения.
В частности выяснилось, что большая часть предпочитает традиционные методы обучения – лекции и семинары. Так, 41,9% и 19,9% соответственно, избрали эти формы проведения учебных занятий. Вместе с тем, 35,7% преподавателей в качестве основных используют ту или иную форму активного обучения. 12,8% от общего числа респондентов предпочитают «учебные задачи», 10,0% – дискуссии, а 8,5% используют метод «мозгового штурма». При этом, только 4,4% отдают предпочтение «деловым играм». Было определено, что 38,3% респондентов использует различные современные педагогические технологии, отдавая предпочтение элементам «проблемно-модульного обучения». Далее по популярности следует технологии «моделирования ситуации» и методы «развития критического мышления» – 19,5% и 16,8% респондентов. Не получили достаточного развития элементы «компьютерного обучения» и «метод свободных ассоциаций» – 7,7% и 5,7% соответственно. Мы можем объяснить редкое использование компьютерных технологий обучения, недостаточным оснащением кафедр последипломного образования компьютерной техникой и программным обеспечением.
В соответствии с полученными данными, в среднем 63,9% преподавателей испытывают те или иные затруднения при организации ими учебного процесса. Наибольшую сложность в «организации обратной связи» определили 73,6% принимавших участие в анкетировании. 68,4% испытывают затруднения в «построении структуры занятия, согласно логике анализа реальных профессиональных задач». 65,2% опрошенных указали, что им не всегда удается «удовлетворить потребность взрослых обучающихся в разнообразии видов самостоятельной работы».
Таким образом, полученные данные о том, что только36,1%преподавателей не имеет таких затруднений, соответствуют данным касающимся числа респондентов, применяющих в своей работе элементы той или иной технологии активного обучения. Мы полагаем, что единственным выходом из создавшейся ситуации, снижающим перечисленные нами и ряд других затруднений, может стать активное внедрение в образовательный процесс современных технологий подачи учебного материала, в частности модульной технологии обучения.