Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ НЕПСИХОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Авторы:
Город:
Киев
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

Ученые и практики, занимающиеся проблематикой аффективных расстройств отмечают, что как при психотических, так и непсихотических их вариантах мотивационная сфера личности претерпевает существенные изменения 1-3, 5, 9-12]. В реактивном состоянии, вызванном тяжелой психической травмой, а также при маниакально-депрессивном психозе потребности и влечения нередко приобретают огромную силу при незначительной устойчивости, что вызывает импульсивное поведение 8.

 При аффективных расстройствах непсихотического уровня, к которым, в первую очередь, относят циклотимии и дистимии, исследователи выявляют неустойчивость уровня мотивации либо его устойчивое снижение.

 Циклотимия — аутохтонно возникающие персистирующие состояния патологически измененного аффекта с чередованием периодов гипомании и неглубокой депрессии в виде отдельных или сдвоенных эпизодов (фаз), разделенных интермиссиями или развивающихся континуально.

 В традиционной нозологической классификации циклотимия рассматривается в единстве с маниакально- депрессивным психозом (циклофренией) как его легкий, абортивный вариант. Наряду с дискретными биполярными аффективными расстройствами (т.е. собственно циклотимическими фазами) к циклотимии относят и личностные девиации циклоидного круга.

 Дистимия – это хронические (длительностью не менее 2 лет) депрессии, развивающиеся (как и циклотимические) на непсихотическом уровне при минимальной выраженности аффективного расстройства.

 В исследовании Н. Г. Гаранян, А. А. Низовцевой 6, 7показано, что испытуемые с высоким показателем перфекционизма переживают интенсивный мотивационный конфликт: они интенсивно стремятся к успеху, при этом не менее сильно желая избежать неудачи. Тем самым они стремятся к невозможному – добиться большого успеха без риска, неприятностей и поражений. Исследователи делают вывод о психологически закономерной прямой связи суммарного индекса мотивации достижения с показателем депрессии.

 В группе испытуемых с высоким уровнем перфекционизма зафиксированы достоверно более высокие показатели депрессии и тревоги, чем в других группах испытуемых. Этот результат, по мнению авторов, не является новым, однако, он хорошо дублирует результаты ранее проведенных исследований [6, 7, 12].

 Тактики целеполагания у испытуемых с высоким уровнем перфекционизма (пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами) отличаются от таковых у здоровых испытуемых. В условиях эксперимента на уровень притязания у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами выбор очень трудных целей чередуется с выборами очень легких задач [13-16]. Согласно теории мотивации достижения, этот вариант поведения в ситуации достижения цели является индикатором конфликта достижения, а также способом защиты от переживаний неуспеха, так как неуспех при выборе трудной цели не позорен, а выбор легкой – всегда гарантирует удачу. Однако при такой стратегии выбора цели пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами минуют среднюю зону посильных, но одновременно трудных и интересных задач, в которой стремление к успеху может быть максимально реализовано и сопровождаться удовлетворением. Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи мотивации достижения с личностными факторами при циклотимии. По аналогии с исследованием связи мотивации достижения с личностными факторами в норме мы провели исследование на лицах с психической патологией.

 Для того, чтобы ответить на вопрос о связи мотивации достижения с теми или иными личностными характеристиками, мы проанализированы данные, полученные с помощью опросника «Большая пятерка»и теста- опросника мотивации достижения А. Мехрабиана [4].

 Значимые корреляции между изучаемыми показателями в группе лиц с диагнозом F-34.0 представлены в Табл.1.

                                                                                                                             Таблица 1

 Корреляции показателей мотивации достижения с личностными факторами в группе лиц с диагнозом F-34.0

Личностные факторы

Корреляция с мотивацией достижения

 

Самоконтроль-импульсивность

 

-0.424*

 

Самоконтроль - отсутствие самоконтроля

 

-

 

Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость

 

-

 

Депрессивность-эмоциональный   комфорт

 

- 0.419*

 

Самокритика-самодостаточность

 

-0.377*

    Как видим из Табл.1, полученные корреляции являются отрицательными. То есть, можно говорить о качественных положительных зависимостях между мотивацией достижения, с одной стороны, и правым полюсом личностных факторов, представленных в первом столбце, - с другой.

 Полученные отрицательные корреляции показателей мотивации достижения с фактором «самоконтроль- импульсивность» (-0.424*) свидетельствуют о том, что уровень мотивации достижения у этой категории лиц прямо связан с уровнем такой личностной характеристики как импульсивность и, соответственно, отрицательно связан с характеристикой самоконтроля. Также выявлены отрицательные связи мотивации достижения с депрессивностью (- 0.419*) и самокритикой (-0.377*). То есть, высокий уровень мотивации достижения у лиц с диагнозом F-34.0 связан с выраженностью эмоционального комфорта и самодостаточности.

 Фактор «самоконтроль-импульсивность» охватывает комплекс личностных характеристик, связанных с самоорганизацией, самоконтролем как проявлениями позитивной функции этого фактора личности, и характеристик, связанных с повышенным самоконтролем, отсутствием спонтанности – как проявлениями негативной функции. Результат, показывающий отрицательную связь самоконтроля и потребности в достижении, легко поддается объяснению: внутренняя свобода и творческая раскрепощенность – это одновременно ресурс достижения и побочный результат деятельности достижения. В то время как самоконтроль и дисциплинированность, организованность могут «убивать» мотивацию достижения, что в поле используемых в этой сфере терминов означает, что упомянутые характеристики могут препятствовать опредмечиванию потребности в достижениях и преобразованию ее в соответствующую мотивацию.

 Еще один фактор, по которому получены значимые корреляции исследуемых показателей, это «эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость». Низкие значения фактора свидетельствуют о хорошей эмоциональной устойчивости, высокие – наоборот, об эмоциональной неустойчивости. Общий вывод, который можно сделать, анализируя полученные корреляции этого фактора, это вывод о том, что мотивация достижения связана с эмоциональной устойчивостью. Подтверждают этот вывод отрицательные корреляции мотивации достижения со шкалами фактора «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость»: «депрессивность-эмоциональный комфорт» (-0.419), и «самокритика-самодостаточность» (-0.377).

 То есть, мотивация достижения сочетается у лиц с диагнозом F-34.0 с эмоциональным комфортом, импульсивностью, отсутствием депрессивных тенденций, а также - с характеристиками самодостаточности и отсутствия чрезмерных проявлений самокритики.

 Таким образом, мотивация достижения при циклотимии сочетается со снижением самоконтроля. Известно, что испытуемые в гипоманиакальной фазе склонны переоценивать свои возможности 1, 3, берутся за несколько дел, однако не все из них доводят до конца. Поскольку циклотимия представляет собой не столь выраженные нарушения, как при маниакально-депрессивном психозе, очевидно, лица с этим заболеванием могут быть продуктивными в выполняемой ими деятельности. Если рассматривать комплекс составляющих этой эффективности, то к их числу следует отнести, на основе полученных результатов, помимо мотивации достижения, характеристики импульсивности, эмоционального комфорта и самодостаточности.

 Рассмотрим далее связь мотивации достижения с личностными характеристиками у лиц с диагнозом F-34.1 (дистимия). Поскольку в группу исследуемых с диагнозом ―циклотимия‖ были включены лица с монофазным типом течения заболевания, можно ожидать различных результатов в этих двух группах, представляющих психическую патологию.

 В Табл.2 показаны корреляции мотивации достижения с личностными факторами у лиц с диагнозом ―дистимия‖.

                                                                                                                            Таблица 2

 Корреляции показателей мотивации достижения с личностными факторами в группе лиц с диагнозом F-34.1

Личностные факторы

Корреляция с мотивацией достижения

 

Экстраверсия-интроверсия

 

0.375*

 

Доминирование-подчиненность

 

0.380*

 

Поиск впечатлений-избегание впечатлений

 

0.360*

 

Привязанность-обособленность

 

-0.352*

 

Теплота-равнодушие

 

-0.449*

В Табл.2 можем видеть, что в группе лиц с диагнозом ―дистимия‖ обнаружены другие взаимозависимости мотивации достижения и личностных факторов, по сравнению с группой лиц с диагнозом ―циклотимия‖. Мы ожидали обнаружить какие-либо связи с фактором ―депрессивность-эмоциональный комфорт‖, но на первый план вышли совсем другие факторы.

 Итак, обнаружена положительная связь мотивации достижения с фактором «экстраверсия-интроверсия» (0.375) и шкалами этого фактора «доминирование-подчиненность» (0.380) и «поиск впечатлений – избегание впечатлений» (0.360). Также обнаружена отрицательная связь с мотивацией достижения фактора «привязанность – обособленность» (-0.352*) и шкалой этого фактора «теплота – равнодушие» (-0.449*).

 У лиц, страдающих дистимией, таким образом, уровень мотивации достижения прямо связан с уровнем выраженности черт экстраверсии, в первую очередь, таких черт как доминирование и поиск впечатлений. Такая связь представляется нам логичной, поскольку указывает на механизм, посредством которого формируется мотивация достижения и осуществляется соответствующая достиженческая активность у этой группы лиц. Действительно, подчиненность и избегание впечатлений при наличии депрессивных тенденций трудно представить в качестве факторов, сочетающихся с мотивацией достижения. Они скорее могут быть представлены как факторы, препятствующие достиженческой активности у лиц с депрессивной симптоматикой. Наличие же противоположных качеств, таких как доминантность и поиск впечатлений, может быть механизмом компенсации имеющихся психопатологических и патопсихологических проблем.

 Очевидно, тем же может быть объяснена и обнаруженная связь мотивации достижения с фактором «привязанность-обособленность» (-0.352*) и шкалой этого фактора «теплота-равнодушие» (-0.449*). Испытуемые этой группы, обладающие более высокими показателями мотивации достижения, обнаруживают такие личностные характеристики как обособленность и равнодушие. Эмоциональная привязанность и теплота в межличностных отношениях в контексте имеющейся аффективной проблематики скорее могут быть факторами, ослабляющими мотивацию достижения и усиливающими депрессивные тенденции. Здесь уместно вспомнить имеющиеся данные о связи депрессии с повышенной аффилиативной потребностью 15, 16. Фрустрация этой потребности в тех случаях, когда ее выраженность является очень высокой, происходит довольно легко, в силу ее принципиальной ненасыщаемости.

 Поэтому противоположные черты (обособленности и равнодушия) являются в контексте имеющейся психологической проблематики фактором, более благоприятным как для прогноза психологического состояния пациента в целом, так и для прогноза формирования мотивации достижения – в частности.

 Выводы.

 Высокие показатели циклотимии обнаруживают слабую связь с уровнем мотивации достижения, в отличие от высоких показателей шизотимии. У пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами выбор очень трудных задач чередуется с выборами очень легких, то есть, наблюдается тенденция к выбору крайних полюсов трудности цели. Такое поведение в ситуации достижения цели является индикатором конфликта достижения, а также способом защиты от переживаний неуспеха.

 Проблема мотивации достижения при различных психических заболеваниях принадлежит к разряду проблем, требующих своего решения психологической наукой. Однако для разрешения этой проблемы необходимы проведение дополнительных эмпирических исследований, а также осмысление экспериментальных данных в адекватных пониманию медико-психологической проблематики теоретических конструктах.

 Список литературы

 1.      Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1993. - 400 с.

2.      Бежанишвили Б.И. Исследование эмоционально-волевой сферы психически больных методом "уровня притязаний" / Б.И. Бежанишвили // Психологические методы исследования в клинике.  – : Материалы симпозиума 14-17 февраля 1967. - Л. : Ленинградский НИ психоневрологический ин-т им. В.М.Бехтерева, 1967. - 320 с.

3.      Беребин М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методологические проблемы  современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. - С. 341-345.

4.      Бурлачук Л.Ф. Адаптация шкалы для диагностики пяти факторов личности / Л.Ф. Бурлачук, Д.К. Королев // Вопросы психологии. – М., 2000. – № 1. – С. 126–134.

5.      Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Виндекер Ольга Сергеевна. – Екатеринбург, 2010. – 203 с.

6.      Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Дис.… д-ра психол. наук. М., 2010.

7.      Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая  наука и образование psyedu.ru. 2012. №1. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2645.phtml

8.        Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.

9.      Морогин В.Г. Процесс мотивации в норме и при психической патологии / В. Г. Морогин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Вып. 2(53). Серия «Психология». – 2006. – С. 98-114.

10.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

11.   Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте [Текст]: [монография] / В. А. Худик. - Киев : Здоровья, 1993. - 142 с. – ISBN5-311-00834-2.

12.   Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007.

13.   Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. – М. : Аргус, 1995. - 359 с.

14.   Фурсов Б. Б. Проблема мотивации и ее нарушений при шизофрении / Б. Б. Фурсов // Социальная и клиническая психиатрия. - № 4. – Т. 22. – 2012. - С. 91-100.

15.   Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.

16.   Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Хорни К. - СПб. : Питер, 2002. - 224 с.