Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПАЦИЕНТОВ НА ФОНЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ТЕРАПИИ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

Аннотация
Актуальность изучения когнитивных процессов у больных с органическими заболеваниями головного мозга (экзогенно-органическими) обусловлена увеличением частоты встречаемости данной патологии среди пациентов с психическими расстройствами. Несмотря на то, что группа заболеваний органического спектра занимает одно из лидирующих мест среди психопатологии, на современном этапе развития науки и психиатрии интерес к данной нозологии снижается, недостаточно внимания уделяется проблемам терапии и реабилитации.
Целью настоящей работы явилось изучение практической значимости применения тренинга когнитивных навыков среди пациентов с органической патологией головного мозга, находящихся на стандартном медикаментозном лечении и пациентов, проходивших тренинг когнитивных навыков наряду с лекарственной терапией.
Ключевые слова: органическая патология головного мозга, когнитивный дефицит, тренинг когнитивных навыков.

Abstract
The urgency of studying cognitive processes in patients with organic brain diseases (exogenous- organic) due to the increased incidence of this disease among patients with mental disorders. Despite the fact that the group of organic diseases of the spectrum is one of the leading places among psychopathology , at the present stage of development of science and psychiatry interest in nosology reduced, not enough attention is paid to problems of therapy and rehabilitation. The aim of this work was to study the practical relevance of the application of cognitive skills training among patients with organic brain disorders that are on the standard medical treatment and patients who received cognitive skills training along with drug therapy.
Key words: organic brain pathology, cognitive deficits, cognitive skills training.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост группы заболеваний органического (экзогенно- органического) спектра, как в психиатрической, так и в общесоматической практике (6). Все чаще экзогенно- органические заболевания диагностируются у лиц молодого возраста (школьники, призывники), имеют большую распространенность в судебно-психиатрической практике (3,4,8,9,12). Если опираться на статистические данные ВОЗ, то во всем мире имеет место неуклонный рост распространения психических заболеваний среди населения, и к 2020 г. психические расстройства войдут в первую пятерку хронических заболеваний, приводящих к потере трудоспособности. Причинами подобной ситуации служат социальная незащищенность граждан, безработица, миграция населения, экономические кризисы, экологическая ситуация (2). Большой удельный вес при этом составят заболевания органических нозологических групп (5,11). Для лечения данной патологии врач обладает выбором в назначении лекарственных препаратов различных фармакологических групп (ноотропные препараты, витамины, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, антиконвульсанты и прочее) (1). Но наряду с медикаментозным лечением, в практику вводятся иные методы терапии (работа с клиническими психологами, психотерапевтами, социальными работниками), то есть работа полипрофессиональной бригады. Данный подход имеет большую значимость в терапии экзогенно-органической патологии, так как ведущим и приводящим к инвалидизации пациентов фактором является когнитивный дефицит. На протяжении последних лет проблема когнитивного дефицита все более набирает свою актуальность, но современные исследования в большинстве своем направлены на восстановление нейрокогнитивных функций у пациентов с заболеваниями эндогенного спектра (15). Поиск способов коррекции когнитивного дефицита привел к необходимости использования не только психофармакологических способов терапии, но и внедрения психотерапевтических и психосоциальных методов, одним из которых является тренинг когнитивных навыков – это психотерапевтическая работа, направленная на коррекцию нарушенной или восстановление утраченной познавательной функции, таких как память, внимание, мышление (10).
Материалы и методы
Для проведения исследования была сформирована группа из 29 пациентов, у которых имелась органическая патология головного мозга непсихотического уровня, соответствующая критериям МКБ-10, относящаяся к различным подрубрикам, а именно 14 пациентов с органическим аффективным расстройством (F 06.3), 3 пациента с органическим тревожным расстройством (F 06.4), 1 пациент с диагнозом: «Другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (F 06.8), 4 пациента с органическим эмоционально - лабильным расстройством (F 06.6), 7 пациентов с органическим расстройством личности (F 07.0). Критерием исключения из исследования являлся когнитивный дефицит, достигающий уровня деменции. Пациенты были разделены на 2 подгруппы: пациенты первой подгруппы (12 человек) получали психофармакотерапию и дополнительно участвовали в тренингах когнитивных навыков. Пациенты, вошедшие во вторую подгруппу (17 человек), получали только психофармакотерапию лекарственными препаратами, включенными в стандарты оказания психиатрической помощи при имеющейся патологии. Пациенты обеих подгрупп были женщинами, то есть статистических различий по полу не имеется. Возраст пациенток первой группы от 20 до 58 лет, второй группы - от 30 до 62 лет. В исследовании использовались метод клинического опроса, экспериментально-психологическое обследование, валидизированные шкалы и самоопросники: Монреальская шкала оценки когнитивных функций (Мока-тест), шкала Цунга и шкала тревоги и депрессии Гамильтона. Монреальская шкала оценки когнитивных функций была разработана для быстрой оценки при когнитивной дисфункции. Она оценивает различные когнитивные сферы: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, язык, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентацию. Время для проведения теста составляет примерно 10 мин. Максимально возможное количество баллов - 30, 26 и более считается нормальным. Мока-тест оценивает различные аспекты когнитивной деятельности: память, «лобные» функции (тест соединения букв и цифр, беглость речи, обобщения и др.), номинативную функцию речи (называние животных), зрительно- пространственный праксис (кубик, часы). Поэтому методика может применяться для диагностики как сосудистых, так и первичнодегенеративных когнитивных нарушений. Нейропсихологическое тестирование является наиболее объективным методом диагностики когнитивных нарушений на сегодняшний день (7). Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 20.
Результаты
На первом этапе обследования всем пациентам было предложено прохождение Мока-теста для оценки нейрокогнитивной дисфункции. Средний балл по данной методике составил 22,47 для всей группы, в подгруппах он распределился следующим образом: в 1-ой подгруппе был равен 22,75 балла (r =1,357), во 2-ой подгруппе – 22,18 (r=1,131). Пациенты с различной степенью когнитивного дефицита между группами были распределены равномерно. С учетом ранее разработанных принципов проведения тренингов в зарубежной и отечественной психиатрии в ходе встреч были использованы упражнения по развитию мышления. Они включали поиск аналогий, выражение мысли другими словами, поиск противоположных предметов, исключение лишнего слова, развитие гибкости мышления, логичность, поиск предметов по заданным признакам, сходство и различие, составление предложений, способы применения предмета, подбор антонимов, подбор омонимов, упражнение на смысловую догадку, подбор синонимов, составление предложений из слов, сочинение историй. Использовались также упражнения по развитию памяти: ассоциация, бег ассоциаций, домино, разведчик, заблудившийся рассказчик, калейдоскоп. Применялись и упражнения по развитию внимания: концентрация, пальцы, муха, самый внимательный, камень, ножницы, бумага, сверхвнимание; упражнения по развитию воображения: антивремя, чудеса техники, задачи на развитие воображения, термометр, перевоплощения. Тренинг проводился как при участии врача, так давались задания и для самостоятельного выполнения. Среднее время, затраченное на занятие, составляло около 40 минут, общее число занятий с каждым пациентом – 7-8 встреч. По окончанию срока лечения в стационаре (от 10 до 30 дней) пациенты обеих групп повторно проходили тестирование на выявление степени когнитивных нарушений. Как показали данные исследования с повторным использованием Мока-теста, в психическом статусе пациентов обеих подгрупп отмечалась положительная динамика. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что сопутствующая патология (аффективные нарушения, астеническая симптоматика, тревожные расстройства) существенного влияния на динамику когнитивных функций не оказывала, так как пациенты были распределены на подгруппы достаточно равномерно. Аффективные нарушения (депрессии различной степени диагностированы по шкалам Цунга и Гамильтона) встречались в обеих подгруппах: в первой – у 5-ти пациенток (1 случай тяжелой депрессии, 3 случая средней, 1 случай легкой депрессии), во второй подгруппе 9 пациенток страдали депрессивными расстройствами: 1 – тяжелой, 4 – средней, 4 – легкой депрессией). По данным Мока–теста у пациенток с аффективным спектром коморбидных расстройств в большей степени страдали функции памяти и внимания. Средний балл Мока-теста до терапии во всей группе составил 22,64 балла , в группах: в первой – 22,8, во второй – 22,56. После проведенной терапии у пациенток обеих групп аффективные нарушения, имевшие место на момент поступления, были купированы, средний балл по Мока-тесту составил в первой подгруппе 24,0, во второй – 23,0. В обеих подгруппах находились пациентки, у которых был верифицировано органическое эмоционально – лабильное расстройство, подтвержденное сбором анамнестических сведений, жалоб, в когнитивном статусе у всех пациенток наиболее страдали функции внимания, беглости речи и абстракция. Всего имелось 4 пациентки, которые были распределены равномерно по подгруппам, по две в каждой. Балл по Мока- тесту до терапии в обеих подгруппах составил 21,5. После проведенного курса лечения в первой подгруппе отмечалась положительная динамика уровня когнитивных функции, которая по Мока – тест составила в первой группе 24,0 балла, во второй – 22,0. В группу так же вошли 3 пациентки с органическим тревожным расстройством и 1 пациентка с диагнозом: «F 06.8», но в связи с небольшой выборкой по численности динамика показателей когнитивных функций не имеет статистической достоверности. С диагнозом: «Органическое расстройство личности» в первую подгруппу вошли 3 пациентки, во вторую – 4 пациентки, средний балл по Мока – тесту до терапии составил 23,67 и 21,5 соответственно. После проведенной терапии динамика когнитивных функций была положительной и составила в первой подгруппе 24 балла, во второй подгруппе – 22,25.
Из полученных данных, оценка когнитивных функций имела прирост на 2-3 балла в среднем в первой подгруппе пациентов, проходивших наряду с психофармакотерапией когнитивный тренинг, и 1-2 балла во второй подгруппе, находящейся только на медикаментозном лечении. Таким образом, у 12 пациенток, получавших медикаментозное лечение и принимавших участие в тренинге, отмечалось улучшение функций внимания в среднем на 1-2 балла по Мока-тест, памяти – на 1 балл, способности к абстрагированию – на 1 балл, беглости речи –1-2.

Выводы

В ходе исследования была выявлена динамика основных компонентов когнитивного дефицита у больных органической патологией головного мозга при комплексной терапии с применением программы когнитивного тренинга в отличие от стандартной психофармакотерапии. Это позволило сделать заключение о более высоком результате коррекции нарушенных познавательных функций при применении в комплексном лечении тренинга когнитивных навыков. С учетом коморбидной патологии (аффективные нарушения, тревога, астения) можем отметить значительную роль медикаментозной терапии для купирования данной симптоматики и незначительное улучшение в сфере когнитивных процессов, при этом остаточная симптоматика в виде нейрокогнитивного дефицита поддается лучшей коррекции при комплексном подходе к лечению, что дает возможность более широкого внедрения данного подхода в систему оказания психиатрической помощи, как на этапе стационарного лечения, так и на этапе амбулаторной помощи в диспансере и отделениях реабилитации.

Список литературы

1. Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1517н "Об утверждении стандарта первичной медико- санитарной помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27768) // "Российская газета", спецвыпуск, N 128/1, 17.06.2013
2. Боев И.В. Современные социально-экологические условия среды обитания и пограничные психические расстройства // Первая научно-практическая конференция психиатров и наркологов Южного федерального округа. Ростов-на-Дону, 2004. С. 65–70.
3. Бочарникова Н.А., Андреев М.К. Структура заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами призывного контингента Астраханской области // XIV съезд психиатров России. М., 2005. С. 42.
4. Вандыш В.В. Диагностическая модель органического психического расстройства в судебной психиатрии // Органическое психическое расстройство: современная диагностическая концепция. М., 2004. С. 15–22.
5. Голодец Р.Г. Некоторые аспекты проблемы экзогенно-органических психозов на современном этапе // Нервно-психические заболевания экзогенно-органической природы. М., 1975. С. 11–28.
6. Жариков Н.М., Гиндикин В.Я. Распространенность пограничных психических расстройств среди лиц, не находящихся под наблюдением психиатрических учреждений // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2002. № 7. С. 45–49.
7. Захаров В.В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения // Журнал «Consilium medicum». 2011. № 2. С 82-90.
8. Лазук-Бендас Т.И., Лукьянчук О.Т. Последствия органического поражения головного мозга у подростков // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. СПб., 2005. С. 59.
9. Наталевич Э.С. Новые клинико-диагностические проблемы в судебно-психиатрической экспертизе больных с органическим поражением головного мозга // XII съезд психиатров России. М., 1995. С. 481– 482.
10. Саковская В.Г. Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c психоорганическим синдромом // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №109.
11. Трифонов Б.А., Ворошилин С.И., Талалаева Г.Ф., Трифонова В.Н. Особенности изменения характеристик нервно-психической заболеваемости контингента участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // XIII съезд психиатров России. М., 2000. С. 109.
12. Усюкина М.В. Временные психические расстройства органической природы (типология, экспертная оценка) // Органическое психическое расстройство: современная диагностическая концепция. М., 2004. С. 15–22.
13. Чередниченко О.Ю. Уголовно-процессуальная дееспособность у лиц с органическим расстройством личности // Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии. СПб., 2005. С. 31.
14. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения в период социально-экономических реформ // Материалы международной конференции психиатров. М., 1998. С. 108.
15. Roder V., Mueller D.R., Mueser K.T., Brenner H.D. Integrated Psychological Therapy (IPT) for schizophrenia: Is it effective? // Schizophr. Bull. 2006. Vol. 32. P. 81–93.