Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТРАХОВЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ФАКТОР МОДЕЛЬНОГО ПОДХОДА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

Актуальность темы исследования. Развитие российского рынка медицинских услуг имеет особую значимость в аспекте выработки долгосрочной национальной стратегии социально-экономической политики в области здравоохранения. Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивая воспроизводство населения, социальные гарантии, здоровье граждан. Отсутствие достаточных финансовых средств на их реализацию обуславливает формирование платной медицинской помощи.

 Деструктивное влияние на стратегию развития российского рынка медицинских услуг оказывают факторы, снижающие доступность медицинской помощи для населения, среди которых высокая стоимость платных услуг, предоставляемых в системе лечебно-профилактических учреждений, сокращение числа врачей первичного контакта, участковых терапевтов и педиатров.

 Финансирование здравоохранения из двух основных источников − бюджета и системы обязательного медицинского страхования − зависит от общего социально-экономического уровня общества: размеров валовых внутреннего и регионального продуктов, низкая динамика реального роста которых и в настоящее время, и в перспективе подтверждается макроэкономическими прогнозами. Бюджетное финансирование медицинской помощи является тем институтом, который тождественен в сознании россиян с социальной справедливостью, доступностью и гарантированностью медицинской помощи.

 Остаточный принцип финансирования системы здравоохранения и присущие ему недостатки, основным из которых является отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов на ее поддержание и развитие, сохранится как минимум в пятилетней перспективе. В связи с этим получение бесплатной медицинской помощи полностью в необходимом объеме за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования в ближайшем будущем останется проблематичным. В настоящее время накопившиеся проблемы в области организации, планирования, финансирования и управления медицинской помощью ограничивают развитие рынка медицинских услуг.

 Российский рынок медицинских услуг развивается деструктивно, не реализованными оказались ожидания в отношении конкуренции страховщиков как факторе более эффективного взаимодействия с медицинскими организациям в интересах застрахованных. Российские граждане не могут самостоятельно выбрать страховщика по обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и поэтому не заинтересованы в стимулировании структурных преобразований в здравоохранении.

 Новая модель социального рыночного хозяйства в России должна быть сформирована в результате модернизации национальной системы здравоохранения и социальных институтов, расширением рынка медицинских услуг, что обусловлено стратегическими интересами страны и современными тенденциями развития системы страховых отношений. Перспективы модернизации национальной системы здравоохранения должны определяться на основе обязательного выполнения утвержденного объема государственных гарантий, которые сегодня можно квалифицировать как декларативные.

 Актуальной проблемой развития рынка медицинских услуг остается обеспечение высокого уровня доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой населению Российской Федерации национальным здравоохранением. Ограничением развития этого рынка является несбалансированность программ обязательного медицинского страхования с имеющимися финансовыми ресурсами. Развитие системы добровольного медицинское страхование призвано решить не только вопрос дополнительного финансирования здравоохранения, но и обеспечить устойчивую динамику развития национального рынка медицинских услуг, расширяя их доступность для населения, повышая эффективность и качество медицинского обслуживания.

 Изменение условий и характера функционирования рынка медицинских услуг ставит задачу разработки стратегии его развития на основе формирования концепции маркетинговых технологий, обеспечивающей повышение качества медицинской помощи, производства и предоставления комплексного медицинского обслуживания и качественных страховых услуг. С применение маркетинговых технологий на рынке добровольного страхования стали активизироваться исследования проблем контроля качества медицинской помощи, включая его теоретические, правовые, организационные и методические аспекты.

 В этом смысле маркетинг страховщика следует рассматривать как методологию системных изменений страховой организации. Модернизируя бизнес-процессы в медицинском страховании, необходимо осуществить изменения в системе взаимодействия с клиентом, корпоративной культуре, обучении и мотивации персонала, обеспечить методическую, организационную и информационную поддержку этих изменений, перестроить алгоритм финансовой модели формирования страхового продукта и предоставления медицинских услуг.

 Наиболее адекватной методологической основой анализа проблем формирования национального страхового в современных условиях выступают фундаментальные системные исследования страховых отношений, либерализации национального страхового рынка. В российской науке общие характеристики такого подхода представлены в работах Акоповой Е.С., Андреевой Л.Ю., Глазьева С.Ю., Гребенщикова Э.Я. Грязновой А.Г., Лайкова А.Ю., Орланюк-Малицкой Л.А., Сплетухова Ю.А. Федоровой Т.А., Юргенса И.Ю.

 В отечественной научной литературе анализ современных финансовых технологий и финансового менеджмента страховых организаций, стратегии развития системы реинжиниринга страхового рынка нашел отражение в работах Адамчука Н.Г., Кидалова А.В., Костерина А.Г., Котлобовского И.Б., Кудрявцева А.А., Майзеля А.И., Пивоварова С.Е., Тарасевича Л.С., Черновой Г.В.

 Проблемы страхового маркетинга, инструменты, его инструменты и область применения на современном страховом рынке рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых Бондаренко Л.Н., Галагузы Н.Ф., Зубца А.Н., Ламбена Ж.Ж., Ластеда Л. Р., Машниковой О. В., Симона Р.М. Харрари Дж. Р., Хаустона Д.Б. Вопросы формирования и развития рынка медицинских услуг, реструктуризации системы финансирования здравоохранения реформирования обязательного и добровольного медицинского страхования, анализа финансового состояния и устойчивости страховых организаций представлены в работах Авдашевой С.Б., Альферовича А.Н., Асабиной С.Н., Балакирева В.Ю., Гомелли В.Б. Воблого К.Г., Грищенко О.В., Дубровина Т.А., Яшиной Н.М.

 В теоретическое осмысление информационно-финансовых аспектов развития страховых отношений на основе развития новых форм организации маркетинга, их адаптации к изменяющимся условиям экономики российского здравоохранения, в организационном оформлении территориальных систем вневедомственной экспертизы качества оказываемых медицинских услуг в условиях развития страхового рынка большую роль сыграли работы ученых Адгамова О.Р., Грищенко Н.Б., Грызенкова Ю.В., Челухиной Н.К., Чеснокова П.Е.

 Несмотря на разнообразие и глубину теоретических разработок системы страховых отношений, финансового состояния страховых компаний и перспектив развития платежеспособного спроса на страховые услуги, лишь немногие работы посвящены исследованию специфики формирования российского рынка медицинского страхования в условиях реструктуризации системы здравоохранения, формированию механизма эффективного использования ресурсов здравоохранения. Недостаточно систематизированы и описаны вопросы идентификации вектора развития финансовых и страховых институтов, не выявлены теоретические и методологические основы системы обязательного медицинского страхования и трансформации системы добровольного медицинского страхования на основе концепции маркетинга.

 Отмечается недостаточная разработанность системы управляемости финансовыми потоками в страховой медицине, экономического механизма управления качеством медицинских услуг, реализуемых на отечественном рынке страхования различными субъектами. Одна из основных причин этого заключается в отсутствии должного теоретического обоснования этой деятельности, что, по мнению автора, ведет к неверному распределению полномочий и функций между различными уровнями управления и оказания медицинской помощи, дублированию функций, и, как следствие, к неадекватности внедряемых на ряде территорий организационных (структурных и функциональных) принципов формирования и развития рынка медицинских услуг.

 Теория формирования страховых институтов, направленная на обеспечение качественной медицинской помощи населению, стратегия реформирования системы здравоохранения находятся в стадии разработки. В силу этого страховое законодательство, концепции развития медицинской страховой отрасли, особенного регионального уровня, программы модернизации медицинского обслуживания в условиях недостаточности финансовых ресурсов носят противоречивый, фрагментарный характер. В специальной литературе наблюдается преобладание эмпирических разработок при противоречивости теоретических подходов и выводов. Становление системы страховых отношений в области оказания медицинской помощи населению, формирование институциональных механизмов страховой защиты, адекватных происходящим изменениям в системе обязательного и добровольного медицинского страхования, требует разработки концепции формирования и развития интегрированных систем маркетинговой информации рынка медицинских услуг.

 Таким образом, дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов формирования новой модели финансирования здравоохранения, научная актуальность проблемы реформирования системы государственных гарантий оказания медицинской помощи и особая значимость решения поставленных практических задач развития маркетинговых технологий страховых организаций на рынке медицинских услуг обусловили выбор темы исследования, постановку его цели и формулирование задач.