Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ФРАНЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2017г.

Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты организации здравоохранения Франции, особенности системы социального страхования, медицинского образования, представлены основные подходы к формированию государственной и региональной политики в области оказания медицинской помощи населению, представлены особенности демографических процессов.

Ключевые слова: система  здравоохранения, медицинское образование, социальное страхование, медицинская помощь, медицинские учреждения.




Французская Республика - унитарное государство  президентского типа. Численность населения Франции в 2016 г. составляла около 67 млн. человек [6].

На протяжении длительного времени во Франции сохраняется благоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся положительным естественным приростом населения. В тоже время демографическая ситуация во Франции характеризуется стойкой тенденцией к сокращению численности населения в возрасте до 20 лет, увеличению численности населения в возрасте старше 65 лет. В таблице представлена динамика демографических процессов за период с 1950 г. по настоящее время и прогноз по численности населения Франции к 2050 г. Население страны стареет, доля трудоспособного населения уменьшается, а вместе с ней снижаются доходы системы социального страхования [5,6].

Динамика демографических показателей

 

Возрастные Периоды

Годы

1950

1990

2005

2016

2050*

До 20 лет

30,1%

27,8%

25,9%

24,6%

21,9%

20-65 лет

58,5%

58,3%

57,7%

57,4%

51,9%

> 65 лет

11,4%

13,9%

16,4%

18%

26,2%

Примечание: * По прогнозам Национального бюро статистики и экономических исследований

Франции (INSEE).

 

Социальное обеспечение. С 1945 г. во Франции последовательно принимаются законодательные документы по распространению системы социального обеспечения на самые широкие слои населения, включая самых бедных, что завершилось в 1999 г. созданием системы государственного покрытия медицинских расходов малоимущих граждан (GMU) [4].

Система социального обеспечения граждан состоит из 2-х частей:

1.      базовое социальное обеспечение, за счет которого       осуществляется компенсация       75% расходов семей на медицинские услуги.

2. дополнительное факультативное социальное обеспечение, предоставленное в виде смешанных программ или в виде частного страхования.

С 2000 г. введена система компенсаций по широко распространенным болезням, обеспечивающая равное предоставление услуг всем людям, легально проживающим на территории Франции, доход которых находится ниже определенного уровня [4,6].

Во Франции действует единая страховая организация - Национальный фонд (национальная касса) медицинского страхования (НФМС) для граждан, заключивших договор и работающих по найму. НФМС является государственной административной организацией, объединяющей 55 млн. застрахованных граждан. Этот фонд входит в Национальное объединение фондов социального страхования, представляющее всех застрахованных, в том числе работников сельскохозяйственных и независимых профессий. Деятельность НФМС связана с определением государственной политики в области медицинского страхования, регулированием медицинских расходов, улучшением качества медицинских услуг, оптимизацией стандартов лечения, управлением рисками в области страхования.

Составной частью социального страхования является система медицинского страхования. Все работающие граждане получают социальную страховку с обязательной страховой карточкой, обеспечивающей застрахованному и членам его семьи доступ к медицинской помощи.

Тариф на медицинские услуги включает два компонента: постоянно обновляемая шкала медицинских услуг; фактическая стоимость услуг, которая устанавливается ежегодно посредством заключения соглашения между лечебными учреждениями, больничными кассами и правительством.

Система здравоохранения (СЗ). В начале 21 века ВОЗ выдвинула французскую СЗ на одно из первых мест в мире по качеству предоставляемых услуг населению, проведя сравнительный анализ деятельности СЗ по 190 интенсивным показателям [4].

В настоящее время государственные затраты на СЗ во Франции составляют более 11 % от объема ВВП. Французская СЗ является одной из самых дорогостоящих в мире, в среднем, расходы на медицинские услуги составляют 12,3% от общи расходов семей [6].

Франция продолжает занимать одно из ведущих мест по качеству предоставляемой медицинской помощи населению, СЗ основывается на воплощении принципов солидарности, либерализма и плюрализма. В то же время, продолжается рост затрат на здравоохранение, что требует внесения определенных корректив для наиболее рационального инвестирования средств и равенства в распределении услуг.

Рациональное инвестирование средств имеет определенные проблемы:

1)      контроль использования средств очень проблематичен в системе, действующей по принципам либерализма и плюрализма. Франция занимает одно из первых мест в Европе по стоимости медицинских услуг.

2)         поддержание качества медицинских услуг становится все более проблематичным, в связи с географической и социальной неоднородностью населения, свободой передвижения населения, внедрением новейших технологий лечения, доступных только в передовых клиниках.

Большую роль в развитии системы здравоохранения играет правительство страны, которое оказывает поддержку сложившейся системе, создает законодательную основу проведения реформ в этой области. На протяжении длительного времени во Франции шла подготовка закона "Больница, пациенты, здоровье, территории", который обеспечивает гарантированный доступ к медицинскому обслуживанию всех граждан на всей территории страны [3,4,6].

Разработка закона проводилась по четырем основным направлениям: 1.Модернизация системы здравоохранения (уточнение задач государственной медицинской службы, модернизация системы управления, развитие взаимодействия и преемственности между учреждениями и службами здравоохранения).

2. Развитие принципа доступности качественного мед. обслуживания.

3. Развитие профилактического направления в системе здравоохранения. 4.Развитие территориального принципа организации системы здравоохранения.

Кадры здравоохранения. Медицинское образование. Общая численность врачей составляет около 220 тыс. человек. Обеспеченность врачами на 100 тыс. населения - 336. В больничных учреждениях трудятся около 1 млн. работников, включая около 100 тыс. врачей и 270 тыс. медицинских сестер [6].

К медицинским профессиям во Франции отнесены врачи, одонтологи, фармацевты и акушерки. Профессиональная медицинская деятельность регулируется Кодексом законов о здравоохранении (CSP), развивается в строгих законодательных и договорных рамках для гарантирования качества и безопасности предоставляемых медицинских услуг, обеспечения равного доступа населения к медицинским услугам на всей территории страны [5,6].

Подготовка профессиональных кадров проводится в течение длительного времени (минимальный срок обучения врача-терапевта составляет 9 лет). Число работников сдерживается правилом numerus clausus (процентная норма), ограничивающим число абитуриентов начального медицинского образования.  Эта квота определяется МЗ в зависимости от потребности здравоохранения. С 2010 г. первый курс занятий для студентов, обучающихся по таким специальностям, как медицина, стоматология, акушерство и фармацевтика, является общим. Это явление получило название «первый общий год обучения в сфере здравоохранения» (PACES). Зачисление на второй курс по каждой из четырех специальностей осуществляется в конце первого года обучения на конкурсной основе. Медицинское образование разбито на три учебных цикла, общая длительность которых обычно составляет 10 лет. По окончании второго цикла студенты выбирают свою специализацию: терапевты проходят цикл специализации в течение трех лет, специалисты – в течение пяти лет [5,6].

С 2002 г. все врачи (частнопрактикующие, больничные врачи и служащие) обязаны повышать свою квалификацию в рамках непрерывного профессионального образования (DPS) для поддержания их профессиональных знаний, умений и актуализации подготовки по владению практическими методами лечения и новой техникой. Система повышения квалификации предусматривает абонементы на приобретение специализированных журналов, участие в конференциях, конгрессах и прохождение курса профессионального обучения. Кроме того, практикующие врачи проходят каждые пять лет аттестацию, критерии которой разрабатываются Верховным органом здравоохранения (HAS), совместно с профессиональными организациями каждой области.

Трудоустройство специалистов проводится в рамках рамочной регламентации. Специалист должен получить разрешение префектуры, а также профессиональной коллегии, в обязанности которой входит, в частности, соблюдение правил профессиональной этики и регулирование внутрипрофессиональных отношений. Нарушение регламентируемых правил может повлечь за собой уголовно-правовые санкции, вплоть до лишения права заниматься профессиональной деятельностью. Качество работы врачей определяется Комиссией по контролю качества оказания медицинских услуг.

Медицинские учреждения. Сеть медицинских учреждений (МУ)        включает: государственные больницы, частные клиники, благотворительные организации.

Государственные больницы во Франции были созданы в результате ряда реформ, включающих создание госпитально-университетской медицины (1958), государственной больничной службы (1970). В настоящее время во Франции функционируют более тысячи государственных медицинских учреждений, включающих региональные, университетские, локальные и общие больницы.  Структура, функции, мощности этих учреждений весьма различны, так, например, штатная численность Парижского гражданского госпиталя составляет более 80 тыс. сотрудников, в некоторые локальные учреждения - не более 300 человек.

Все государственные МУ подчинены Министерству социальных дел и здравоохранения Франции. Прерогативой министерства является назначение руководителей медицинских учреждений. С 1985 г. государственные госпитали финансируются преимущественно (более 90%) за счет средств фондов медицинского страхования [4,5].

Большой вклад в развитие здравоохранения Франции вносят Университетские больничные центры. Эти центры были учреждены постановлением Правительства в 1958 г. Основными задачами центров являются: диагностика и лечение, подготовка специалистов, проведение научных исследований в области медицины.

Больничный сектор. Больничный сектор насчитывает 2710 медицинских учреждений с пропускной способностью порядка 416 700 коек при полной загрузке и примерно 63 000 мест для кратковременного приема больных. [6]

Больничный сектор делится на три категории:

А). Государственные учреждения (ГУ) (956 государственных больничных учреждений объединяют, примерно, 62,5% больничных коек и около 60% мест амбулаторного приема (37 761 место). ГУ обеспечивают общественно-полезную функцию и находятся в ведении административно - территориального образования (коммуны). Обладая  независимостью юридического и финансового управления, больницы остаются под контролем государства. ГУ объединяет учреждения, ведущие медицинскую, социальную и медико-социальную деятельность (больницы, дома престарелых, специализированные центры приема). В числе ГУ учреждений функционируют: региональные больничные центры (CHR), центры общей практики (CH или CHG), местные больницы (HL). В государственном секторе функционируют примерно 75% от общего количества коек больничного сектора. При этом 80% больничных коек задействованы в области общей медицины.

Б). Частные некоммерческие учреждения (ЧНУ) включают 707 учреждений, где функционируют 58 436 коек и 11359 мест дневного стационара. ЧНУ основаны преимущественно определенными религиозными концессиями. имеют автономность управления. Порядок финансирования сходен с гос. сектором и подчиняются тем же правилам работы с пациентами.

В). Частные коммерческие учреждения (ЧК) включают 1047 клиник, где функционируют 97 600 коек и около 14 000 мест дневного стационара. ЧК работают очень активно и выполняют более 50% хирургических вмешательств, проводят лечение 60% случаев онкологических заболеваний. В основе создания ЧК чаще всего, лежит открытие нескольких специализированных медицинских кабинетов, где врачи ведут частную практику. Клиники должны выполнять задачи по медицинскому обслуживанию жителей определенной территории и должны иметь разрешение государственных органов на проводимые мероприятия по организации работы клиники (расширение, создание новых структур, приобретение крупного оборудования и т.д.).

За последние 15 лет отмечается сокращение коек краткосрочного пребывания, что отражает тенденции сокращения сроков пребывания пациентов в больнице и развитие альтернативных методов лечения. С другой стороны, отмечается увеличение численности коек долгосрочного пребывания, что отвечает увеличивающимся потребностям пожилых людей.

Спектр предлагаемых медицинских услуг достаточно широк по сравнению с другими европейскими странами. В то же время их распространение по стране имеет достаточно неоднородный характер.

Заключение. Франция имеет развитую и высокоэффективную СЗ. Для СЗ Франции характерны процессы распределения полномочий в вопросах охраны здоровья граждан между секторами здравоохранения, государственный контроль за оптимизацией процессов обеспечения населения  всеми видами медицинской помощи. Одним из фундаментальных преимуществ французской СЗ является тесное взаимодействие между общественными и частными структурами, что позволяет избежать списков ожидания на выполнение медицинских вмешательств. Франция имеет высокий уровень расходов на здравоохранение. Основными причинами возрастающей стоимости медицинских услуг и расходов на здравоохранение связано с увеличением продолжительности жизни населения, увеличением числа граждан старше трудоспособного возраста, что приводит к повышенным экономическим нагрузкам на трудоспособное население, увеличению  заболеваемости населения, требующей длительного и дорогостоящего лечения; ростом стоимости затрат на медицинские услуги; внедрением новых более дорогостоящих клинических протоколов и рекомендаций, современных технологий и лекарственных средств, оборудования и пр. Высококвалифицированные врачи, значительные инвестиции, научные исследования, современные технологии профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и восстановительного лечения, способствуют дальнейшему развитию СЗ. На кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья ФБГОУ ДПО РМАНПО МЗ России в процессе проведения циклов повышения квалификации руководителей МУ широко используется зарубежный опыт, в том числе опыт Франции [1,2].

Список литературы

 

1.                   Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Развитие профессиональных компетенций в подготовке управленческих кадров  здравоохранения.  М.:  МИР (Модернизация.  Инновации. Развитие). 2015. том 6 (24). с. 283-287.

2.                   Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Использование проектных технологий обучения на циклах повышения квалификации управленческих кадров здравоохранения. Омск: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы и перспективы развития медицины". Выпуск 3. (Innovative development center of education and science). 2016. с.90-92.

3.                   Задворная О.Л., Борисов К.Н. «Реализация европейской политики ВОЗ в области сохранения и укрепления здоровья граждан в РФ». г. Самара: Сборник научных трудов по итогам IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и достижения в медицине»,             2017                http://izron.ru/conference/med/iii-mezhdunaro45747dnaya-nauchno-prakticheskaya- konfere.html

4.                   Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Здравоохранение Франции // Здравоохранение. 2010.№7, с. 89-99.

5.                   Rodwin V.G., Pen C.L. Health care reform in France — the birth of state-led managed care // N. Engl.       J.       Med.       —       2004.       —       №       351       (22).       —       P.       2259-2262.

6.Электронные ресурсы: https://www.french-property.com/guides/france/public- services/health/came/protection-complementary;      https://www.france.promotour.info.

© О.Л. Задворная, К.Н. Борисов 2017