25 июня 2016г.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) являются основной причиной смерти в мире. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в Европейском регионе ими обусловлено не менее 86% случаев смерти и 77% бремени болезней (по показателю DALY) [4]. Это оказывает значительное влияние не только на социальную сферу, но и экономику многих стран [2].
Россия не является исключением. По данным официальной статистики НИЗ в структуре причин смерти населения составляют около 75%. Важным направлением борьбы с ними является профилактика. Так, согласно результатам метаанализа, проведенного Di Chiara, Vanuzzo [5] вклад мер по коррекции факторов риска в снижение смертности от болезней системы кровообращения составляет в разных популяциях 44-76%. Для реализации стратегии профилактики НИЗ и формирования здорового образа жизни в 2009 г. Министерством здравоохранения была принята программа «Организация деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». В соответствии с этой программой на базе существующих медицинских учреждений в 83 субъектах страны открыто более 500 Центров здоровья (ЦЗ), из них в Москве 48 для взрослого населения и 18 для детей.
ЦЗ представляет собой структурное подразделение медицинской организации, создаваемое для оказания населению первичной врачебной, а также доврачебной медико-санитарной помощи, направленной на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака. Одной из проблем этих центров является кадровая. Штатная численность персонала определяется руководителем медицинской организации, в которую входит ЦЗ, исходя из объема проводимой работы, количества обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых нормативов, установленных Приказом Минздравсоцразвития России №543н от 15.05.2012 г. «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», а с 2016 г. Приказом Минздрава России № 683 от 30.09.2015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».
Центры здоровья представляют в настоящее время предоставляют населению возможность пройти одномоментное и быстрое комплексное обследование (занимающее около 40 минут), поскольку обладают стандартным набором специального оборудования, ориентированного на профилактику. Они более известны населению, чем отделения медицинской профилактики (которые были организованы в 2013 году для проведения всеобщей диспансеризации населения).
Согласно результатам исследований, проведенных в 12 субъектах Сибирского федерального округа [3] и в Свердловской области [1] обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками ЦЗ во всех этих регионах была в разной степени, но ниже действующих нормативов.
Материалы и методы
Целью исследования было оценить кадровые ресурсы ЦЗ для взрослого населения в г.Москве. Объектом его служил Южный административный округ (ЮАО) столицы, где на 1.01.2016 г. функционировало 7 ЦЗ.
На первом этапе анализировались показатели, характеризующие кадровые ресурсы врачебного и среднего медицинского персонала. На втором оценивалась деятельность ЦЗ за период с 2011 по 2014 гг.
Результаты и обсуждение
Обеспеченность врачами ЦЗ взрослого населения, проживающего в ЮАО г. Москвы была в течение всего рассматриваемого периода ниже действовавшего в эти годы рекомендованного Министерством здравоохранения России норматива – 0,4 на 10000 человек (таблица 1). Обращает на себя внимание постепенное уменьшение этого показателя с 0,27 в 2011 г. до 0,15 на 10000 населения в 2015 г. Таким образом, в настоящее время, несмотря на снижение норматива до 0,25 на 10000 человек, уровень обеспеченности врачами ЦЗ в ЮАО г. Москвы остается недостаточным. Сравнивая эти данные с таковыми в субъектах Сибирского федерального округа, где этот показатель варьирует от 0,02 до 0,13 на 10000 человек [3], можно сделать заключение о более благополучной кадровой ситуации в ЮАО г. Москвы. В то же время, в Свердловской области обеспеченность врачами в сферах ответственности 11 из 19 ЦЗ выше, чем в ЮАО [1].
Из материалов, приведенных в таблице 1, видно, что укомплектованность штатных должностей в ЦЗ ЮАО г. Москвы в последние 5 лет была стабильно невысокой – 39,3-51,9%. Доля совместителей среди врачей относительно невелика, и, кроме того, наблюдается тенденция к её снижению с 24,3% в 2011 г. до 13,0% в 2015 г. В то же время удельный вес специалистов, имеющих высшую квалификационную категорию, составлял 19,4- 27,3%.
Таблица 1 Кадровые ресурсы врачебного персонала центров здоровья для взрослых Южного административного округа г.Москвы, 2011-2014 гг.
Год
|
Обеспеченность на 10000 человек
|
Укомплектованность штатных должностей,%
|
Доля совместителей,%
|
Доля врачей высшей категории,%
|
2011
|
0,27
|
46,2
|
24,3
|
22,0
|
2012
|
0,22
|
39,3
|
18,2
|
27,3
|
2013
|
0,22
|
41,6
|
23,5
|
23,5
|
2014
|
0,20
|
43,6
|
22,6
|
19,4
|
2015
|
0,15
|
51,9
|
13,0
|
21,7
|
Обеспеченность взрослого населения ЮАО г. Москвы средними медицинскими работниками (СМР) ЦЗ в 2011-2015 гг. была ниже действовавшего в этот период времени норматива (1,5 на 10000 человек) (Табл.2), однако, после снижения последнего до 0,25 на 10000 населения, имеющийся её уровень оказался близким к рекомендуемому. Сравнение данного показателя с аналогичным в субъектах Сибирского федерального округа [3] свидетельствовало о лучшей кадровой ситуации в ЮАО, но в то же время она была хуже, чем в Свердловской области [1].
Укомплектованность штатных должностей СМР в ЦЗ ЮАО г. Москвы в течение 2011-2014 гг. была около 60%, но в 2015 г. в связи с сокращением штатов этот показатель увеличился до 72,0%. Доля совместителей среди этой категории персонала составляла от 15,6 до 22,5%, но в связи с упомянутым сокращением количества должностей она уменьшилась до 13,8%. Что же касается уровня квалификации, то высшую категорию имели 5- 6% СМР, а в 2015 г. этот показатель по указанной причине возрос до 13,8%.
Таблица 2 Кадровые ресурсы среднего медицинского персонала центров здоровья для взрослых Южного административного округа г.Москвы, 2011-2014 гг.
Год
|
Обеспеченность на 10000 человек
|
Укомплектованность штатных должностей,%
|
Доля совместителей,%
|
Доля СМР высшей категории,%
|
2011
|
0,26
|
60,5
|
20,0
|
5,0
|
2012
|
0,21
|
51,0
|
15,6
|
6,3
|
2013
|
0,26
|
59,7
|
22,5
|
5,0
|
2014
|
0,26
|
59,7
|
17,5
|
5,0
|
2015
|
0,19
|
72,0
|
13,8
|
13,8
|
Как видно из Табл.1 и 2, изменение численности врачебного и сестринского хронологически совпадают с проведением в Москве кадровой оптимизации (2 половина 2014 – 1 половина 2015 года).
Результаты анализа деятельности ЦЗ в ЮАО г. Москвы приведены в Табл.3. Согласно им, за период с 2011 по 2014 гг. количество комплексных посещений увеличилось с 43644 до 73591 (на 68,6%), первичных – с 43170 до 71717 (на 66,1%), повторных – с 474 до 1874 (в 4,0 раза), однако в 2015 г. оно по сравнению с предшествующим годом снизилось: всех - до 59678 (на 19,0%), первичных – до 59312 (на 17,3%), а повторных – до 366 (в 5,1 раз). Данное обстоятельство можно связать с изменением характера финансирования центров здоровья в г.Москве: если ранее оплачивалось каждое посещение (комплексные обследования и повторные посещения), то со 2-й половины 2014 года все услуги вошли в подушевое финансирование. Таким образом, был утрачен дополнительный стимул для персонала ЦЗ привлекать население к прохождению комплексных обследований. Следует отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации сохраняется финансирование центров здоровья и отделений медицинской профилактики по числу выполненных услуг.
Обращает на себя внимание небольшая доля повторных посещений ЦЗ, которая в рассматриваемый период времени не превышала 2,5%.
Следует отметить, что у большинства прошедших обследование были выявлены факторы риска НИЗ, хотя удельный вес таковых за 5 лет уменьшился с 84,6% до 70,1%.
Выводы
1. Кадровый потенциал созданной в ЮАО г. Москвы сети ЦЗ для взрослого населения достаточно высок, и по уровню близок к установленному Приказом Минздрава России от 30.09.2015 г. № 683н.
2. На изменение численности врачебного и сестринского персонала оказала влияние кадровая оптимизация, проходившая в Москве в 2014 – 2015 годах.
3. Сформировавшаяся в период 2011-2014 гг. тенденция к увеличению количества первичных и повторных посещений (на 66,1% и в 4,0 раза, соответственно) сменилась в 2015 г. его снижением (на 17,3% и в 5,1 раз), что связано с изменением характера финансирования.
Список литературы
1. Алленов А.М. Центры здоровья Свердловской области: кадровые ресурсы и деятельность / А.М. Алленов // Актуальные проблемы и достижения в медицине: сб. науч. тр.- Самара, 2016.- С.121-123.
2. Всемирный экономический форум «Глобальное экономическое бремя неинфекционных заболеваний: доклад Всемирного экономического форума и Гарвардской школы общественного здравоохранения», Женева, 2011.- 127 с.
3. Кутумова О.Ю. Деятельность центров здоровья Сибирского федерального округа в свете статистики / О.Ю. Кутумова, Б.Э. Горный // Профилактическая медицина.- 2011.- №5.- С.36-39.
4. Неинфекционные болезни. Информационный бюллетень ВОЗ № 355. Сентябрь 2011 г. (Интернет-ресурс): http://who.int/mediacentre/factsheets/fs355/ru/index.html
5. Di Chiara A. Does surveillance impact on cardiovascular prevention? / A. Di Chiara, D.Vanuzzo // Eur.Heart.J.- 2009.- 30.- P.1027-1029.