Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Проблема коррупции в органах государственной власти приобретает все большую криминологическую остроту и политическую значимость. Особенность современной коррупции заключается в том, что она последовательно расширяет зоны своего влияния за счет новых, ранее достаточно защищенных от нее сфер в частности правоохранительной деятельности и высших органов государственной власти, что делает ее проявления все более опасными.

Для снижения уровня коррупции в нашем государстве в 2008 году был утвержден первый Национальный план противодействия коррупции, положения которого получили свое развитие в целом пакете федеральных законов, основным из которых стал Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ под коррупцией следует понимать злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, предложенные в действующем антикоррупционном законодательстве, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международном уровне.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

На уровень коррупции в органах государственной власти оказывают влияние такие факторы, как наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов, высокая степень свободы действия в принятии управленческих решений в рамках возложенных полномочий, высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

Коррупция как социальное явление тесно взаимосвязана с политическим режимом государства [2]. В настоящее время масштабы и темпы развития коррупции представляют серьёзную угрозу безопасности российского государства и общества. В  научной литературе высказано мнение, что настроить работу государственного аппарата на службу общества не удастся путем его самосовершенствования, принятия мер изнутри, а наличие дисциплинарных мер ответственности за нарушение тех или иных положений законов не ведет к установлению режима законности в работе государственного аппарата [3].

Уровень коррупции в системе государственной службы в последнее время возрос настолько, что данная проблема приобрела политический характер и составляет реальную угрозу национальной безопасности.

Коррупция наряду с бюрократией, с низким уровнем нравственности представителей государственной службы, по сути, деформирует всю законодательную базу государственной службы и саму политику государства. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них микроклимат, стиль руководства и т.д. – все это способствует дальнейшему развитию коррупции.

Так же давно известно, что коррупция негативным образом сказывается на развитии экономики и социального общества. Вследствие коррумпированности государственных и муниципальных служащих вытесняются многие бесплатные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от ответственности за совершенные противоправные действия. Это порождает безнаказанность и плохо сказывается на репутации судебных и правоохранительных органов и падению престижа государственной службы в глазах населения.

Сложившаяся противоправная обстановка, угрожающая национальной безопасности и социально- экономическому развитию нашей страны не может продолжаться бесконечно. В настоящее время российское общество всерьез озабочено проблемой коррупции. Не так давно был подписан ряд международных документов о борьбе с коррупцией подготовлен Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1].

Но мер предпринимаемых государством недостаточно, необходимо подключить к борьбе с коррупцией все институты гражданского общества, а так же всех истинных граждан России. Каждый гражданин должен знать правила поведения при общении с государственным и муниципальным служащим и соблюдать их, чтоб не стать жертвой коррупции.

В современной научной литературе и в практике противодействия коррупции выделяется несколько ее видов. В большей степени внимание сосредоточено на политической, экономической, административной бытовой коррупции, так же выделяют национальную и международную составляющую. Последствия коррупции оказывают большое влияние на уровень развития социальной и экономической инфраструктуры государства. Наибольшую опасность несет в себе коррупция административная, политическая, а так же коррупция в правоохранительных органах [5].

Как отмечает Г.К. Мишин, особенностью коррупции в настоящее время является и то, что она постепенно расширяет зоны своего влияния, за счет новых, ранее защищенных сфер от ее воздействия. На сегодняшний день практически любой государственной организации, коррупционные услуги которой не были бы востребованы бизнесом [4].

Следует согласиться с тем, что основным препятствием на пути формирования правового механизма противодействия и пресечения коррупции в органах власти, является несоблюдение  должностными лицами этических стандартов служебного поведения, что ведет в свою очередь к злоупотреблению полномочиями [6].

Предупреждение и пресечение коррупции – это общеюридическая проблема. Обратим внимание на то, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в деле противодействия коррупции, но все же основными правовыми средствами должны быть именно административно- правовые средства.

Нужно отметить, что набор средств, направленных на противодействие коррупционных проявлений в деятельности служащих органов государственной власти и управления, может быть достаточно разнообразен.

В связи с этим необходимо:

·       достигнуть усвоения всеми служащими своих прав и обязанностей;

·       добиться соблюдения правил служебного поведения со стороны государственных и муниципальных служащих

·       обеспечить соблюдение запрета замещать после увольнения.

Так же следует согласиться с тем, что в настоящее время для формирования честных и дисциплинированных служащих органов государственной власти необходим комплекс  мероприятий, касающихся:

·       порядка отбора кадров на государственную службу, создания четких критериев для карьерного роста, а так же создание положительного имиджа для института публичной службы;

·       формирование режима информационной открытости в органах государственной власти

·       создание эффективных механизмов контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих.

Перечисленные средства предупреждения необходимо использовать  комплексно, только  тогда от них будет положительный эффект, который минимизирует уровень коррупции в государственных органах.

Подчеркнем, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, требует разумных мер реагирования всех государственных структур и гражданского общества.

Таким образом в правовом механизме предотвращения коррупционных действий необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал, только это приведет к положительным результатам.

 

Список литературы

1.     Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273- ФЗ // http://www.garant.ru/

2.     Бурлакова В.Н. Политический режим и преступность / В.Н. Бурлакова, Ю.Н. Волкова, В.П. Сальникова. – СПб.: Питер, 2009. – 297 с.

3.     Коптев А.С. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих / А.С. Коптев // Государство и право. – 2001. – №4. – С. 24.

4.     Мишин Г.К. Элитно властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции / Г.К. Мишин // Государство и право. – 2009. – №6. – С. 111.

5.     Талапина Э. Правовые способы противодействия коррупции / Э. Талапина // Право и экономика. – 2006. –№6. – С.3

6.     Тихомиров Ю.А. Право против коррупции / Ю.А. Тихомиров, Е.Н. Трикоз // Журнал российского права. – 2010. – №5. – С.43.