Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСИЛИЯ РОССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКИХ НОРМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

В статье рассматривается вопрос о роли России в соблюдении европейских норм по правам человека. В связи с этим изучаются позитивные и негативные воздействия европейских норм по правам человека на российскую правовую и судебную системы, влияние  европейских норм по правам человека  на совершенствование российского законодательства. Автор обосновывает положение о том, что Европейские нормы по правам человека в целом оказывают положительное влияние на российское правовое пространство и способствуют его развитию, несмотря на то, что количество жалоб на Российскую Федерацию с каждым годом возрастает.

Ключевые слова: европейские нормы по правам человека, российское законодательство, защита прав человека, суд.

The article discusses the role of Russia in compliance with European standards on human rights. In this context, we study the positive and negative impact of European standards on human rights in the Russian legislation and the judicial system, the influence of European human rights standards to improve Russian legislation. The author substantiates the position that the European human rights standards in general have a positive impact on the Russian legal space and contribute to its development, despite the fact that the number of complaints against Russia is growing every year.

Key words: European human rights standards, the Russian legislation, the protection of human rights, the court.

С вступлением в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, а именно - соблюдение основополагающих норм, которые  олицетворяют европейскую судебную систему по  защите  прав человека. Помимо голословных обязательств, Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека, и тем самым первоочередно обязалась соблюдать ст. 6, 7 и 13 Конвенции и Протоколы к ней № 4 и № 7. Указанные пункты ЕКПЧ обязывают государство признать за каждым гражданином право на законную защиту его прав, не зависимо от его местонахождения, в случаях уголовного преследования, каждый должен иметь право на справедливое и независимое судебное разбирательство, которое гарантируется национальной правовой системой, подкрепляемой европейской. Таким образом, каждый человек должен быть обеспечен правом на восстановление своих прав в судебном порядке, что влечет за собой признание судебной системы как органа, который должен обеспечить такое право.

Все основные изменения последних лет в российском процессуальном законодательстве основывались на положениях и нормах европейской правовой системы. Гарантия судебной, процессуальной защиты прав и свобод гражданина, а также оказание каждому необходимой правовой помощи легли в основу изменений российского законодательства. В ходе реализации указанных европейских норм Российская Федерация подвергла изменениям Конституцию РФ [1], были изданы ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" [2], "О судебной системе Российской Федерации" [3], а также федеральные законы "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", изменения также коснулись Уголовного Кодекса и Уголовно-исполнительного и некоторых других законодательных актов, что в целом позволило дать гарантию каждому на право судебной защиты.

Ряд существенных несоответствий европейскому праву удалось устранить в 2001 году, и отправной точкой этому послужило принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Более подробное раскрытие отдельных понятий, прописанных во вновь принятом законе, позволило наладить процессуальное производство и ввести нормы, которые позволили полноценно обеспечить права граждан, в их числе регулирование переписки осужденного и его защитника и др. [5].

Российская правоприменительная практика, в связи с нововведениями, получила принципы процессуальной и судебной защиты прав человека. Ими стали следующие принципы: наказание осуществляется исключительно на основании закона, презумпция невиновности, получение права на компенсацию в случае судебной ошибки, получение права на эффективное средство правовой защиты и др., все они являются общепризнанными принципами, и способствуют более справедливому судебному разбирательству.

Предпринятые Российской  Федерацией  меры по  совершенствованию национального  законодательства позволили обеспечить судебной защитой практически все категории населения, но некоторые категории по прежнему требуют усиления защиты и соответственно очередных изменений в законодательстве страны, к таким категориям относятся военнослужащие, беженцы, лица, прибывающие в местах временного заключения.

Стоит отметить, что федеральное законодательство Российской Федерации в сфере правовой защиты граждан во многом соответствует европейским нормам, но что касается регионального законодательства, то здесь предстоит еще огромный объем работы, так как в законодательных актах регионов РФ содержится множество противоречий и несоответствий нормам, регламентирующим стандарты Совета Европы.

Со слов экспертов Совета Европы и представителей неправительственных правозащитных организаций следует, что нарушение прав человека в своей деятельности допускают не только государственные органы или органы местного самоуправления и их должностные лица, но и непосредственно руководители организаций различных форм собственности, это также имеет свое подтверждение и в многочисленных обращениях россиян в ЕСПЧ [7 c.91-102], [8 c. 3-9].

Российское законодательство важную роль в устранении и пресечении нарушений прав граждан отводится Прокуратуре Российской Федерации и ее органам, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, а также другим судебным органам, обязанным проявлять свою реакцию на выявленные правонарушения, особенно в случае их массовости.

Нельзя не отметить, что в  Российской Федерации наметились существенные изменения, связанные с укреплением вертикали государственной власти, а также созданием единого правового пространства на территории всей страны, что  ведет к тому, что  все субъекты РФ обязаны свои правовые акты привести  в соответствие с федеральными, что повлечет их соответствие и с европейскими нормами, а способствуют развитию этого направление принятие федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.

В России осуществляются меры по созданию института административных судов, направленных на укрепление судебной власти, что соответствует европейской практике в области судебной защиты прав человека, и деятельность такого института направлена в первую очередь на то, чтобы усилить ответственность должностных лиц, а также обеспечить независимость судебной власти от исполнительной.

Выполнение некоторых европейских норм в России является довольно проблематичным, в частности выполнение ст.6 Европейской Конвенции: "Каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона"*(13) и связано это с тем, что гражданам России очень часто бывает сложно вовремя обжаловать нарушения своих прав, а также незаконные действия государственных органов и должностных лиц. Причина это заключается в том, что суды разных инстанций перегружены делами. Да и что касается сроков рассмотрения, то по своей продолжительности они часто не вписываются в европейские.

Главной задачей, которая преследуется при реформировании судебной системы в Российской Федерации - это возможность приблизить суды к гражданам и оградить их от прочих ветвей власти.

Реформирование судебной системы направлено на то, чтобы усовершенствовать гражданское, уголовное, административное и арбитражно-процессуальное законодательства, способствовать их приведению в соответствие с нормами европейскими. Для этого потребуется:

-   осуществить повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, и следовательно избавить его от обвинительных функций;

-   детальное закрепление принципа состязательности сторон;

-   расширение круга участников процесса суда, обеспечение реального равноправия сторон;

-   усиление защиты прав потерпевшего;

-   сокращение сроков судебного разбирательства;

-    урегулирование основных вопросов в распределении функций суда и прокуратуры, которые касаются ареста и обыска;

-   упорядочивание норм, которые регулируют задержание и содержание под стражей и др.

От реализации права, как эффективного средства правовой защиты во многом зависит от возможности судебной защиты прав человека, что подкрепляется ст.13 Европейской Конвенции, а именно "Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве" [4]. Таким образом Конвенцией гарантируется правовая защита с получением любой юридической помощи, потребность в которой может возникнуть.

В октябре 2001 года Государственная Дума РФ приняла изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс, где было учтено расширение прав защиты в доказательном процессе. Вновь принятый УПК предоставил защиту право на опрос частных лиц, запрос справок, характеристик и иных документов из различных учреждений. Согласно введенным изменениям защитниками могут выступать адвокаты, близкие родственники, но только по решению суда, и другие лица. Подозреваемый получил право на защитника и конфиденциальное свидание с ним. Изменения коснулись и перечня случаев, где необходимо обязательное присутствие защитника.

Вместе с тем оценка качества юридической помощи, которая оказывается адвокатами в судебном производстве, назначенными государством, оставляет желать лучшего и связано это с тем, что они перегружены делами и имеют невысокую оплату труда.

Слабым местом остается еще и правовая защита лиц от жестокого обращения и пыток. Таким образом, государство должно еще сделать немало в этом направлении, чтобы граждане России смогли ощутить конституционные гарантии своей безопасности и защиту от жестокого обращения. Огромный фронт работы государству предстоит проделать в уголовно-исполнительной системе, чтобы улучшить состояния учреждений. Основа заложена на передаче управления пенитенциарной системы от Министерства внутренних дел в компетенцию Министерства юстиции России.

Процесс улучшается медленно. Заключенные, как правило, содержатся в условиях, которые не сходится с положениями ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение пыток) и требованиям Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) [4 c. 4].

По состоянию на 1 января 2015 года в исправительных учреждениях пребывало около 671,7 тысяч человек. [9]. Длительные сроки рассмотрения дел являются основным фактором переполненности следственных изоляторов.

Порядок задержания лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, также требует урегулирования. Гарантированным должно стать право безопасности личности, как при аресте и задержании, так и в ходе проведения следственных мероприятий.

Количество лиц, которые находятся в местах заключения, должно быть направлено на сокращение, с помощью аналогичных мер, таких как например домашний арест.

В России процесс приведения национального законодательства в соответствие с европейскими нормами идет медленными шагами, но тем не менее он заметен. Причин медленного прогресса урегулирования законодательства связывается со многими факторами, и ключевым здесь можно назвать социально- экономический.

Проведение мероприятий, касающихся российского законодательства и правоприменительной практики, в соответствие с европейскими нормами, а особенно в области судебной защиты, должны быть ориентированы на национальные потребности и особенно учитывать традиции, сложившиеся за многие годы. В проведении таких мероприятий помогает накопленный опыт, который сложился за все время развития национальной правовой системы страны. Таким образом они смогут более тщательно способствовать устранению правонарушений, и в конце концов - позволят создать правовую системы страны, обеспечивающую независимое соблюдение прав граждан России, но при этом еще не должна нарушаться Конституция РФ. С таким запросом обратились народные избранники в КС РФ. Они предложили КС РФ проверить отдельные положения федеральных законов на конституционность , а именно следующие "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", "О международных договорах Российской Федерации", и также некоторых отдельных положений АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и УПК РФ. Связано это было с тем, что отдельные положения указанных Кодексов обязывают российское государство, его органы всех трех ветвей власти к беспрекословному исполнению постановлений ЕСПЧ против России - даже в случае, если оно полностью противоречит положениям Конституции РФ. В результате проведенной проверки было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П, где четко прописано, что Президент РФ, Правительство РФ, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ вследствие того, что в части, обязывающей РФ к принятию мер индивидуального и общего характера, оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ, правомочны обратиться в КС РФ с запросом о толковании соответствующих положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России применительно к возможности исполнения постановления ЕСПЧ и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции о защите прав человека  и основных свобод. КС РФ также указал, что при этом не исключается правомочие федерального законодателя предусмотреть специальный правовой механизм разрешения Конституционным Судом РФ вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ, в том числе в части мер общего характера [6]. И уже в декабре 2015 года Правительство принимает закон "О приоритете КС над международными судами", а уже в апреле 2016 КС РФ выносит первое решение, в котором разрешает властям страны не исполнять решение ЕСПЧ, так как оно противоречит Конституции РФ [10].

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. принята всенародным голосованием (в действующей ред.). [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 29.05.2016 г.).

2.     Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994г. №  1-ФКЗ  [Электронный  ресурс]  //  Официальный  интернет-портал  правовой  информации.  URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.05.2016 г.).

3.     Федеральный Конституционный закон "О Судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996г. № 1- ФКЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.05.2016 г.).

4.     Европейская Конвенция по правам человека. // Секретариат Европейского Суда по правам человека - 2010г.

5.     Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 20.03.2001г. №  26-ФЗ.  [Электронный  ресурс]  //  Официальный  интернет-портал  правовой  информации.  URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 27.05.2016 г.).

6.     Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П, Справочная правовая система «Гарант- Максимум» от 20.05.2016 г.

7.     Горшкова С.А. Россия и юридические последствия решений Европейского Суда по правам человека // Журнал российского права 2000 - №5/6 - с. 91-102.

8.     ООО "Буки Веди". Международное правосудие: Сборник документов. Выпуск №1(13) - М.: Издательство ООО "Буки Веди", 2015 - 141с.

9.     Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы России по состоянию на 1 января 2016 года [Электронный       ресурс]       //       Официальный       интернет-портал      правовой       информации.       URL: http://prisonlife.ru/analitika/3542-kratkaya-harakteristika-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossii-po-sostoyaniyu- na-1-yanvarya-2016-goda.html (дата обращения: 25.05.2016).

10. Конституционный суд впервые разрешил не исполнять решение ЕСПЧ, [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.opentown.org/news/113604/ (дата обращения: 25.05.2016).