Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И НАЦИОНАЛЬНОГО И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО И ПОЛИТИКУ

Авторы:
Город:
Караганда
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Внешняя политика, дипломатия и международные отношения тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процессов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность, а также внутреннее национальное законодательство.

   Частью общего вопроса соотношения права и политики, а также одной из серьезных теоретических проблем международного права является соотношение международного права с внешней политикой и дипломатией. Анализ данной непростой и уникальной проблемы позволяет понять основу и сущность взаимоотношения права с политикой как на внутригосударственном уровне, так  и на международном. Эта проблематика в настоящий момент не до конца изучена современной общественной наукой, так же как теорией права и политологией.

    В чем смысл рассмотрения данной проблемы посредством рассмотрения внешней политики и дипломатии? Прежде всего, тесная и при этом иногда пограничная природа сравнительных понятий. Внешняя политика государства является, по сути, продолжением его внутренней политики. Оба эти частных аспектов политики тесным образом связаны друг с другом. Дискуссии в научных кругах по вопросу соотношения политики, экономики и права, а также диспуты о верховенстве политики над экономикой получившие популярность в 90-х годах ХХ века велись в основном в рамках изучения теории внутригосударственного устройства.

   Есть не мало оснований утверждать об экономической обусловленности политики, а также о существующих моментах первенства над экономикой. Аналогично можно утверждать о существовании закономерности взаимосвязи национального права и национальной политики и их влияние на международную политику. Таким образом, можно сделать вывод в общем и едином экономическом интересе политики и права государства. При этом нельзя не отметить о влиянии на характер внешней и внутренней политики соответствующих подъемов или спадов государства в экономическом развитии. И наоборот успехи или кризисы внешней и внутренней политики государства могут существенно сказаться на экономике этой страны. Один из последних примеров такого влияния является экономический кризис в России и девальвация рубля, как последствия мировых экономических санкций, которые в свою очередь были последствием политики России в отношении Украины, в том же числе контрмер присоединения Крыма к Российской Федерации. Другим наглядным примером является Казахстан, который благодаря политической стабильности завоевал солидную поддержку как среди других государств и международных организаций и институтов, так и среди иностранных инвесторов, что также явилось дополнительным импульсом экономического процветания Республики.

   Международное право является одним из столпов внешней политики государств. Правовая и политическая культуры  признают  международное  право  как  признак  легитимности  внешней  политики  государства. Осуществление внешней политики и дипломатическая практика должны соответствовать международному праву. Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основных принципов и норм международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право, являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике. Отсюда возникает проблема соотношения внешней политики и международного права, которое представляет не только научный интерес, но и практический.

   Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права в системе международных отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами международного права.

    К примеру, в прошлом веке Советский Союз во  внешней политике, с  одной стороны предпринимал попытки решить международные вопросы силовым способом без разрешения ООН: Афганистан, Венгрия Чехословакия. Англия и Франция в Египте, США во Вьетнаме, Гренаде и Панаме. Но при этом были попытки разрешать такие проблемы правовым способом (так называемые советско-американские договора ОСВ-1 и ОСВ- 2, на основе которых были подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ- I (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).

    Вместе с тем и по сей день существуют эпизоды решения международных проблем с использованием силового или внеправового методов. К примеру, не так давно, США приняло активное участие в бомбардировке бывшей Югославии, военные действия в Ираке и Афганистане не принесли значительной стабильности и подъема экономик в этих странах. Аналогично можно сказать и про действия России в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Грузино-Осетинский, Грузино-Абхазский конфликты и, конечно же, конфликт с Украиной. Данные примеры лишь в очередной раз указывают на тонкую грань в соотношении международного и национального права с политикой и дипломатией, а также актуальную значимость для современного мира.

    Этим самым хотелось подчеркнуть тот факт, что в настоящее время институт политики и дипломатии несколько склонил  чашу весов в свою сторону по отношении  к  международному  и  национальному  праву. Общеизвестен тот факт, что, как правило, международные договора имеют приоритет над национальным законодательством.

   Истории известны масса Договоров о ненападении, Договоров о мире и дружбе, которые легко впоследствии нарушались. Естественно в большинстве случаев одна из сторон-подписантов исходили из принципа превентивной дипломатии и действовали в целях государственной безопасности, однако при этом согласно этим договорам им приходилось принимать обязательства или уступки как политического, так и экономического характера. Так и в современной дипломатии, не всегда стороны заключают международные соглашения на «компромиссной» и общевыгодной основе.

    Такие проблемы, в первую очередь, зачастую встречаются на двусторонней основе, и очень часто экономика является одним из рычагов давления на другую Сторону. Ради отмены экономических санкций или блокады страны готовы пойти на уступки по другим аспектам и вовсе не внешнеполитическим, а вполне возможно и внутригосударственного устройства. Яркий пример этому, Поправка Джексона — Вэника (Jackson– Vanik amendment) — поправка 1974 года к Закону о торговле США, ограничивает торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Т.е. конкретно в этом случае для того чтобы одна государство провело реформы в своей внутренней политике задействована международная политика, дипломатия и международное право.

   Второй площадкой взаимодействия права и политики является многосторонняя дипломатия. Т.е. участие государства в международных организациях и содружествах. Ведь далеко не секрет, что зачастую некоторые региональные объединения или организации создаются в интересах группы государств которые ищут способ «законтактировать» с другим крупным государством и быть в «дружбе» именно с сильным игроком, либо в интересах держать поближе одно государство, которое потенциально может попасть под влияние или стать членом противоборствующей организации. Чаще всего это можно проследить в действиях участников различных военно-политических блоков. И в дальнейшем основные положения правовых документов, заключенных в рамках этой организации, будут в первом случае диктоваться вышеназванным сильным игроком, а все остальные смиренно соглашаться, а во втором случае навязанное членство в организации породит противодействие и общие решения, которые как правило принимаются на основе консенсуса, буду блокироваться либо подписываться, но с оговорками или «особым мнением».

    Кроме того, существует также другая практика в международных организациях - это принцип «кто больше платит, того голос и громче». Соответственно, особое внимание уделяется мнению основного донора, которые несет основную долю по шкале взносов в бюджет организации.

   Данный принцип порождает другой способ правового воздействия на государство. Принцип очень прост. Одно государство, которое намерено провести определенные реформы в законодательстве другого, выделяет международной региональной организации, желательно у которой есть представительство в этой стране, финансовую помощь в виде донорской помощи с оговоркой на внебюджетный проект для конкретно определенных целей. В свою очередь, эта организация проводит ряд конференций, семинаров и тренингов, проводит разъяснительную работу и встречи с руководством заинтересованных министерств и ведомств и получает согласие на осуществление юридической оценки и впоследствии вносят изменения в национальное законодательство. Естественно наем консультантов, иностранных экспертов и прочие расходы гордо принимает на себя эта международная организация, хотя на самом деле это все сделано на деньги совсем другой стороны этого процесса.

   Также нельзя забывать и о том, что для государств, для того чтобы вступить в некоторые международную организацию необходимо произвести ряд внутригосударственных процедур, необходимых требований и стандартов для государства-члена, что как правило, влечет за собой соответствующие изменения в национальном законодательстве.

   Несмотря на все это само значение договоров «как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе» было закреплено еще в Венской конвенции о праве международных договоров, принятой 23 мая 1969 года. В идеале государства должны строго придерживаться положений этой конвенции, которая также предполагает, что «кодификация и прогрессивное развитие права договоров, будут способствовать достижению  указанных  в  Уставе  целей   Организации   Объединенных   Наций,   а   именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом». В настоящее время в Казахстане на основе положений этой Венской конвенции действует принятый 30 мая 2005 года «Закон о международных договорах в Республике Казахстан», который четко регламентирует порядок заключения, исполнения, изменения и денонсации международных договоров, участником которых является Казахстан.